Азербайджанское село Карабаглар в исторических источниках

Исмаил Гаджиев

На территории Азербайджана имеется целый ряд схожих топонимов с корнем «карабаг» Карабак, Карабаглар, Карабаглы, а также историческая область Карабаг, т.е. Карабах. По мнению лингвистов, слово «карабаг» состоит из двух тюркских слов – «кара» («гара» большой) и «бак» (в древнетюркском языке означает народ, племя, род).

Наряду с этим, по мнению азербайджанских исследователей, слово «карабаг» в азербайджанском и ряде других тюркских языков может означать также «черный сад», а также «большой, густой, красивый сад».

Известно, что в составе канглы-печенегов, которые еще в начале нашей эры стали расселяться на территории Азербайджана и в целом на Южном Кавказе, было племя карабаг. Российский востоковед В.Г.Григорьев упоминает карабаглар в числе 20 поколений (колен) племени кенгерли, составлявшего, по его данным, в начале XIX века 920 дворов из 2791 двора общего мусульманского населения Нахчыванского округа.

Наряду с этим, еще византийский автор X века, император Константин VII упоминал племя карабай среди печенегов, населявших юго-восточную Европу. Учитывая, что в языке печенегов, по данным ученых, звук «й» замещал «к» в других тюркских языках, то этноним «карабай» в азербайджанском языке вполне может звучать как «карабак», «карабаг».

По данным азербайджанских авторов Б.Будагова и Г.Гейбуллаева, еще в 1590 году на участках Веди и Акчакала Иреванской области существовали села Ашагы-Карабаглар и Юхары-Карабаглар, в 1728 году на Макинском участке – село Карабаг, а в 1828-1832 гг. на Вединском участке – Карабаглар.

Согласно этим же авторам, в XIX веке на Южном Кавказе имелось 5 селений с названием Карабаглар. В XVIII веке карабахский хан Панахали переселил в свои владения из Нахчыванского ханства несколько семей, представлявших карабагларское колено племени кенгерли. Позже это колено распространилось из Карабаха на другие азербайджанские земли – Гойчайский и Губинский уезды.

**********

Вблизи селя Карабаглар (30 км от Нахчывана) в свое время были выявлены остатки древнего поселения относящегося ко II тысячелетию – началу I тысячелетия до н.э. Здесь же было найдено древнее кладбище с древними надгробьями в форме конных и бараньих фигур.

Будучи одним из древнейших населенных пунктов Азербайджана, село Карабаглар в средние века превратилось в крупный город. Согласно некоторым источником, основателем города в XII веке явился ширваншах Манучехр.

В этот и последующий периоды Карабаглар являлся важным политическим и экономическим центром, благоприятное размещение на караванных путях с Ближнего и Среднего Востока в Европу привело к тому, что здесь процветали торговля и ремесла. Наглядным свидетельством существования здесь в XII-XIV вв., при государстве Хулагидов крупного городского поселения служили великолепные мавзолей и минареты.

Позже в результате войн XVI века город был сильно разрушен, а затем, при османском правлении 1587-1603 гг. окончательно пришел в упадок, так что в «Подробном описании Иреванской провинции» (1590 г.) уже упоминается в качестве селения.

В пору своего подъема город Карабаглар привлекал внимание ряда путешественников и ученых того времени, оставивших ценные сведения о жителях, памятниках и строениях, о климате города. Среди таких авторов Низамеддин Шами, Ибрагим Печеви, Фазлуллах Рашид ад-дин, Эвлия Челеби, Ханыков, Морьер, Шопен, Тавернье.

Так, летописец XV века Низамеддин Шами, сопровождавший эмира Тимура в его походах, в своем труде «Зафер-наме» («Книга побед») описал пребывание знаменитого завоевателя в Карабагларе по возвращении из похода в Индию: «Вернувшись из Индии в столицу Самарканд, эмир Тимур получил известие о насилиях, чинимых грузинскими и армянскими солдатами в Иране, особенно в крае Азербайджана и по соседству с ним, и о нанесенном от сего простонародью ущербе. Ввиду таких событий, задевающих его честь и достоинство, светлейший эмир в 802 году (т.е. 1399-1400 гг.) выступил в поход на Хорасан, миновал Султанийе и достиг тебризского Карабаглара, где остановился с армией и покрыл пустыню шатрами и знаменами, провел смотр войск и раздал бойцам провизию…».

Эту информацию спустя три столетия подтвердил Э.Челеби: «Лишенный света Тимур с большой армией пять месяцев оставался на зимовье в Карабагларе».

Известный османский историк Ибрагим Печеви в своем труде «История» дает интересные сведения о жизни населения азербайджанского города Карабаглар в XVI-XVII веках, о состоянии торговли и ремесел. Автор отмечает, что в тот период Карабаглар являлся центром большой административной единицы.

Английский путешественник Морьер сравнивал виденные им в Карабагларе развалины с памятниками эпохи Ахеменидов в древней столице Персии Персеполе. Некоторые азербайджанские ученые считают, что Морьер преувеличил, и что скорее всего, он имел в виду памятники Карабаглара, относящиеся к далекому прошлому.

Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби во время первой поездки в Азербайджан (1647-1648) дал широкое описание Карабаглара: «Первым основал этот город Манучехр. Город старинный, теперь представляет отдельный султанат на земле нахчыванской. В старину это был большой город. В 1012 году (1603 год – И.Г.) при хане Мухаммеде Третьем (султан Мехмет III – И.Г.), когда город был у османов, верх одержали чужеземцы. В 1045 году (1635 г. – И.Г.) покоритель Ревана Мурат-хан, взяв Реван, прибыл в этот город и остановился здесь, и отдал этот райски благоустроенный город, каким его представляли старинные рукописи, на разграбление своей армии, и развалины все еще стоят».

По сведениям Челеби, в XVII веке в Карабагларе было до 50 тысяч жителей, 10 тысяч домов, 70 мечетей, 40 минаретов, караван-сарай, бани, рынок и т.п. В своей «Книге путешествий» Челеби живописует также климат города, его сады, плоды, изысканные кушанья: «Здешние кушанья и напитки, плоды этой земли не имеют себе подобных нигде больше… Когда мы прогуливались в одном саду, садовник по имени Йездан Гулу принес нам двадцать шесть сортов сочных груш. Груши такие вкусные и сочные, что сок брызжет на вкушающего, подобно шербету… На больших рынках из разных сортов реванского риса готовят пловы и харисы, замечательно вкусные и ароматные».

В составе государства Сефевидов Нахчыванский край, входя в Азербайджанское беглярбекство, состоял в свою очередь из 12 участков и одного – Карабагларского султаната. При первом османском правлении Карабагларский султанат был превращен в Карабагский участок в составе Нахчыванского санджака, в него входили 6 селений и две мазры (отселка).

Как отмечает азербайджанский историк Э.Калбизаде, в начале XVII века этот край вернулся под власть Сефевидов, которые восстановили статус султаната. В 30-е годы XVIII века село Карабаглар вновь под названием Карабаг служило центром участка из 16 селений в составе Нахчыванского санджака, а в XIX веке входило в состав Хокского магала (околотка).

Российский историк И.Шопен в своем труде «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ея присоединения к Российской империи» дает сведения о городе Карабаглар, классовом и этническом составе его населения, фольклоре, искусстве, хозяйственном укладе. Автор дал широкую панораму жизни этой местности задолго до российской аннексии.

В 1833 году в Петербурге вышла книга В.Григорьева «Статистическое описание Нахичеванской провинции», где также имеются сведения о Карабагларе, включая данные о взимаемых с жителей налогах.

Мавзолей в селе Карабаглар в начале ХХ века

Карабагларский мавзолей относится к жемчужинам зодчества не только Азербайджана, но и всей Передней Азии. Судя по всему, это один из архитектурных ансамблей мемориально-благотворительного назначения, состоявших из дворца, мечети и медресе, ханегяха, лечебницы, бани и пр., которые активно строились в эпоху династии Ильханидов. Доминирующим элементом такого ансамбля служило здание мавзолея.

Архитектурные черты и особенности мавзолея позволяют сделать вывод, что он возведен зодчим Ахмедом Нахчивани, одним из последователей школы известного средневекового азербайджанского зодчего Аджеми Нахчивани.

Согласно источникам и по мнению специалистов, минареты выстроены в конце XII – начале XIII вв., портал между ними в XIV веке, а сам мавзолей – в 1332-1337-е годы, при хане Абу Саиде Бахадуре из династии Хулагидов (1319-1335 гг.).

Отметим, что, по мнению большинства азербайджанских ученых, на связывающем минареты портале выбито имя супруги основателя государства Ильханидов Хулагу-хана Гути-хатун (Гутуй-хатун), на основании чего полагают, что здание построено в ее честь. Хотя ряд азербайджанских исследователей полагает, что в надписи выбито имя Кодай-хатун, супруги Абака-хана, другого правителя государства Ильханидов.

Из имеющихся данных следует, что мавзолей был выстроен по приказу Гути-хатун после смерти ее сына, наследника престола Ильханидов Султана Гусейна, и сама она была впоследствии погребена в усыпальнице. Отметим также, что Гути-хатун пользовалась большим влиянием, а в течение 1382-1384 гг., при Султане Гусейне самостоятельно управляла государством. Известный средневековый историк Фазлуллах Рашид ад-дин так отзывается о ней: «Очень умная и одаренная, при дворе занимала высокое положение».

Карабагларский мавзолей был построен из двух частей: подземной усыпальницы и наземного мемориального строения, которое отражает основные черты мавзолеев башенного типа и представляет собой цилиндр с 12 полуцилиндрическими гранями, покоящийся на каменном наземном основании.

Отметим, что эти полуцилиндрические грани важны и с инженерной точки зрения – они не только придали строению вид крепости, но и уменьшили его объем. Композиционную особенность строения составили четыре портала, ориентированные по странам света и имеющие каждый по входу.

При строении, все внешние стены были покрыты полосами из мелкого глазурованного зеленого кирпича, которые образуют на общем красноватом фоне большие квадраты. Внутри каждого квадрата такими же зелеными кирпичами были выведены куфической надписью слова «аллах» и «бисмиллах» (араб. – «именем аллаха»), так что слово «аллах» по всей поверхности здания повторяется более 200 раз.

По материалам журнала IRS Наследие