Ибрагим Агаев
Статистические данные о численности талышей на территории Азербайджанской Республики противоречивы. В советское время в соответствии с идеологией единого советского народа многие талыши при переписях фиксировались как азербайджанцы.
Так, обратившись к статистике, можно отметить, что в 1979 году численность талышей вообще не указывалась, в 1989 г. — 21,2 тыс. чел., в 1999 г. — 76,8 тыс. чел., а это не более 1% от общей численности населения Азербайджанской Республики на то время.
Этнолингвистические, этногра-фические и исторические особенности талышского народа, являющегося для республики национальным меньшинством, не были всесторонне исследованы до конца XX века, и лишь в начале XXI века были обстоятельно представлены в фундаментальном труде — объемной монографии «Талыши» (2004 г.) одного из основателей этнографии Азербайджана, покойного доктора исторических наук, профессора Гамаршаха Джавадова.
Следует отметить, что по поводу происхождения талышей нет общепринятой научной теории.
Так, в изданном в СССР в 1962 году втором томе многотомника «Народы Кавказа» можно прочитать, что талыши по происхождению связаны с племенем кадусиев и в те времена они говорили на языке, близком к азербайджанскому языку.
Академик А. Сумбатзаде отмечает, что кадусии были ираноязычным племенем и проживали на северо-востоке Атропатены. Исследовавший талышский язык ученый Б. Миллер также отмечает связанность этого языка с древним языком азери, подчеркивая, что этот народ с древних пор проживал на этой территории.
Знакомство с рядом исследований дает основания сделать вывод, что талыши являются древним генным народом Азербайджана, который в культуре и бытовом отношении настолько близок азербайджанцам, что порой трудно выявить существующую разницу между этими двумя народами.
Ареал проживания талышей последовательно входил в состав государства Мидия (VIII — VI в. до н.э.), затем ираноязычного государства Ахеменидов (550 -339 гтг. до н. э.), позже — ираноязычного государства Сасанидов (226 — 651 гг. н.э.). В период IХ-XVIII вв. талыши проживали в составе различных государств, существовавших на территории Азербайджана.
По свидетельству исследователя Б. Миллера, согласно иранским историческим источникам, появление тюркских племен Средней Азии в Талыше и их оседание в этих местах связано с нашествием монгольской орды, в составе которой было много тюрков.
В середине XVIII в. в период распада феодализма было образовано Талышское ханство. Столицей ханства вначале была Астара, а позже Ленкорань.
Назначенный в 1736 г. Надир шахом, правителем ханства, потомок рода Сефеви, сын Сейид Аббас бея — Джамаладдин Мирза бей (1747 — 1786), по прозвищу «Гарахан», сыграл видную роль в политической и экономической жизни Талышского ханства.
Частые набеги со стороны других ханств заставили талышского Мир Мустафу хана (1786-1814) искать покровительства России. В 1813 г. по Гюлистанскому договору Талышское ханство вместе с Северным Азербайджаном было включено в состав России.
Несмотря на предпринятые в 1831 г. попытки талышского хана Мир Гасанхана, ханство так и не смогло получить независимость. С 1920 по 1991 гг. талыши проживали в составе Азербайджанской ССР, а с 1991 — как равноправные граждане независимого Азербайджана.
Общая историческая судьба, общенациональные традиции и обычаи, бытовая и культурная общность — все это связывает талышей с азербайджанцами.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ТАЛЫШАХ
— В конце XIX в. Ленкоранский уезд считался родиной рисоводства всего Закавказья. Блюда из риса составляли ежедневный рацион каждой талышской семьи. Овощеводство и огородничество также были традиционными отраслями сельского хозяйства.
— В XX веке в связи с развитием промышленности начало развиваться разведение помидоров, капусты, бурака, а также чая и цитрусовых. Во времена СССР Талышский регион считался ареалом, специалиирующимся на производстве продуктов овощеводства чаеводства. Виноделием в основном занимались переехавшие из России и основавшие в Ленкоранском уезде свои села Вель, Николаевка, Привольное и другие.
— Национальная одежда талышей отличалась от одежды азербайджанцев. В прошлом талышские женщины одевали чадру только выходя из дома, закрывая лицо специальным покрытием из белого материала, которое называлось «рубенд». Во время скачки на конях женщины одевали широкие шальвары, называемые «чахур».
— В талышской семье как минимум было шесть детей, а иногда и 10-15. Отсутствие сына в талышской семье считалось недопустимым, и женщина была обязана рожать детей до тех пор, пока на свет не появлялся мальчик. В противном случае муж мог взять в жены другую женщину.
— Юноши и девушки обручались посредством кебинов в очень раннем возрасте. Для юношей 15-20 годов и для девушек 12-16 лет этот возраст считался пределом для совершения кебина. До свадьбы совершались некоторые традиционные обряды: «олетебырын» («отрезы для платья»), «хынай-ахты» («окрашивание волос, кистей рук и ступней хной») и другие, во время которых семья жениха посылала в дом невесты отрезы различных материалов, а родственники и соседи невесты собирались и шили ей платья.
— В день свадьбы до того, как невесту отправляли в дом жениха, один из ее дядьев или братьев повязывал невесте специальный пояс, дважды одевал и снимал с нее свою папаху, а в третий раз — папаха окончательно оставалась на голове невесты. Во время подвязывания пояса этот человек обращался к невесте со следующими словами: «Мать моя, сестра моя, девушка-невеста, стройная невеста, семерых сынов хочу и лишь одну дочь — невесту». Пожелав невесте семерых сыновей, ее лицо закрывали специальным красным покрывалом и отправляли в дом жениха. На всем пути невесту сопровождали почти все жители ее села.
— По прибытии невесты к дому жениха на пороге у ее ног от сглазу приносили в жертву барана, а при вступлении в дом на ее голову посыпали рис, деньги, сладости и другие предметы, символизирующие благополучие. Невесте приносили и одну пиалу меда, и невеста его, как символ счастливой, сладкой жизни, мазала на дверь дома, а пиала водружалась на голове невесты. Затем этот мед в знак желания иметь семерых сыновей скармливался семерым мальчикам.
По материалам журнала “Азербайджан и азербайджанцы в мире”