А.Абдуллаева
Кромлехи — сооружения в виде концентрических круглых или квадратных оград из огромных вертикально поставленных в землю каменных плит и столбов — были широко распространены в период неолита и ранней бронзы.
Таких концентрических кругов могло быть от одного до нескольких. В некоторых случаях в центре кромлехов были дольмены (древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к мегалитам) или же менгир (большой вертикальный камень, имеющий цилиндрическую форму). Кромлехи окольцовывали основание или верхушку курганов, подкурганные каменные ящики и грунтовые могилы, а также обычные каменные ящики.
Кромлехи зафиксированы и исследованы в Европе, Америке, Азии и на Кавказе. В частности, на территории Азербайджана кромлехи в погребальном обряде стали иметь место начиная с раннебронзового периода. Здесь они встречались на территории Малого Кавказа, Карабаха, Гобустана и Нахчывана.
Технически камни кромлеха «укрепляли» подошву кургана в целях сдерживания оползней земли, в особенности, с понижением рельефа и при наличии большой насыпи. Причем, в таких случаях курганы имели даже двухрядное кольцо.
Курганы с двухрядными кромлехами были зафиксированы на территории села Балчылы Дашкесанского района (на правом берегу реки Гошгарчай был исследован курган №1, высотой 2.75 м, в окружности 68 шагов, обложенный двойным кромлехом, размеры камней доходили до 1 м), в Гяндже, Гейгельском районе.
И.Мещанинов во время Ходжалинской экспедиции в 1926 г. и Мильской экспедиции в 1927 г. обнаружил и исследовал на мусульманском кладбище «Караагаджлы» близ Аскерана (Ходжалинский район) интересные круги на земле, выложенные из камня (бронзовый период) и обратил внимание также на каменные кольца на вершине кургана в Ходжалы.
И.Джафарзаде отмечал, что кладбище «Караагаджлы» находится на месте некрополя бронзового периода, состоящего из средних и малых земляных курганов. Как отмечал ученый, многие кромлехи разрушились во время рытья мусульманских могил. Обнаруженные здесь кромлехи были устроены из одного ряда камней среднего размера в форме прямоугольника, в поперечном сечении 70-80 см.
Обнаруженные в Ходжалы и в «Караагаджлы» кромлехи позволили Мещанинову предположить, что кромлехи имели культовое значение. С ним соглашались азербайджанские исследователи, которые занимались этим вопросом и позднее: если каменные ограждения, окружающие основание курганных насыпей, действительно могли преследовать технические цели, то обнаружение кромлеха на вершинах курганов, вокруг каменных ящиков, говорят и о культовом значении кромлехов, связанных с религиозными воззрениями проживавших здесь древних людей.
Кромлехи встречались и среди памятников периода поздней бронзы — раннего железа — у малых земляных курганов Ходжалы, вокруг борсунлинских, дашкесанских, гянджинских, гейгельских, гобустанских курганов, среди курганов Заямчайского бассейна, в кургане №1 Иланлытепе в Геранбойском районе, у подкурганных каменных ящиков Гарабаглара в Нахчыване, среди Курганов юго-восточного региона в селах Ховиль и Чайруд (Лерикский район), а также между селами Осакуджа и Вилва (Ланкяран).
Если в малом земляном кургане №4 в Ходжалах, исследованном К.Кушнаревой подкурганная грунтовая могила, находящаяся на глубине 60 см была окружена кромлехом в один ряд, то малый земляной курган №5 в Ходжалы, исследованный И.Джафарзаде сам был окружен кромлехом из крупных булыжников.
Известно, что еще И.Мещанинов считал самыми ранними курганами в Ходжалы малые земляные, а поздними — каменные.
Хотя К.Кушнарева относила малые земляные курганы Ходжалинского некрополя к XIII-XI вв. до н.э, М.Гусейнова на основе керамики карабахской группы отнесла эти памятники к XIV-XIII вв. до н.э.
Кромлехи встречались и вокруг курганов более позднего времени. Так среди Борсунлинских курганов (Тертер) с каменными кольцами, некоторые по времени были моложе (XII-XI вв. до н.э., X-IX вв. до н.э.), но большинство все же относилось к XIV-XIII вв. до н.э. Следует также отметить весьма интересный, возможно особый погребальный обряд в борсунлинском некрополе. Здесь под камнями кромлеха ученые обнаружили фрагменты красной керамики.
Земляные курганы, обнаруженные в Дашкесане тоже имели свои отличительные черты. Например, некоторые были окружены у основания кромлехом из известняка, как например в случае с некрополем Чобан Абдаллы Юрду, а некоторые курганы с одиночным захоронением, найденные в селе Балчылы, имели кромлех в два ряда. Эти курганы были больше по размеру, чем курганы с несколькими могилами под насыпью. Возможно, поэтому и в связи с понижением рельефа, они играли роль крепид.
В редких случаях кромлех из одного и двух рядов камней встречались вокруг земляных курганов как в Заямчайском бассейне и в Гянджачайском районе.
На территории сел Ховиль и Чайруд (Лерик) нашли курганы, окруженные кромлехом, а в кургане между селами Вилва и Осакуджа (Ланкяран) кромлехом из булыжников была обложена подкурганная яма, заполненная пеплом.
Как уже упоминалось, кромлехи встречались также вокруг каменных ящиков. Каменные ящики с кромлехом в основном, широко были распространены в Нахчыване (Шахтахты), Карабахе, в Талышской зоне (некрополи Чилахана, Шыр-шыр, Ходжа Давуд Кепру).
Например, в Шахтахты каменные ящики прямоугольной формы, в большинстве случаев окружены кромлехами из больших камней в виде правильных концентрических кругов, выступающих над уровнем земли на 30-40 см, и в зависимости от величины каменных ящиков диаметры их составляли от 6 до 30 м. Диаметр кромлеха одного из каменных ящиков некрополя Шахтахты составлял 7,7 м, длина камеры — 4,3 м. Из каменного ящика были выявлены 30 керамических сосудов, скелет лошади и предметы украшения.
В каменных ящиках с кромлехом выявляли как одиночные, так и массовые захоронения. Б.Пиотровский каменные ящики с кромлехом и одиночным захоронением относил к IX-VIII вв. до н.э., а с массовым захоронением — к раннему периоду.
Что касается цели и назначения кромлехов, мнения исследователей на этот счет неоднозначны. Некоторые исследователи считают, что они преследовали сугубо практические цели и у курганов служили крепидами для упрочнения конструкции насыпи. Другая часть исследователей, склонна считать кромлехи отражением религиозных воззрений древних племен и связывает их с погребальными обрядами.
Мещанинов не отрицал технического назначения данных сооружений, но при этом отмечал, что кромлехи-каменные круги отражают в себе культ солнца: «Соединение обоих типов, кургана и кромлеха, дает скрещение двух миропредставлений, выразившихся в культе солнца и культе горы-неба, скрещение солярного круга с ураническим».
В целом даже сам круг по мнению Мещанинова имеет культовое значение. Это видно из приведенных им примеров с кольцеобразных кромлехов в античной Ольвии, где камни кромлехов заменялись на амфоры, и с Боршевских курганов, которые были окружены вертикально поставленными дубовыми плахами.
М.Худяков писал, что кромлех является одной из разновидностей магического круга, замыкавшего покойника внутри отведенного ему пространства. То есть кромлех являлся своего рода защитным кольцом, оберегавшим покойного от внешнего мира. С этим мнением можно согласиться еще и потому, что порой даже в погребальных памятниках Азербайджана исследуемого периода бывали случаи, когда покойник либо полностью, либо дугообразно было окружен камнями, керамическими сосудами, а в редких случаях костями животных.
Например, в грунтовых погребениях и курганах выявленных в Мингячевире, были скелеты, окруженные керамикой, иногда костями животных полукольцом, в основном вокруг головы. В другом обнаруженном кургане (Гянджачай) в одной из могил были выявлены скелеты матери и ребенка, причем ребенок был окружен кувшинами.
Здесь нужно отметить, что и сама дугообразная насыпь, обкладка могил полукругами, каменной дугой, кладкой в форме полумесяца и диска тоже являются свидетельствами астральных культов. К примеру, в Шеки в одном из курганов поселения «Кюдюрлю» (вторая половина III тыс. до н.э.) выкладка на земляной насыпи выглядела в форме полумесяца.
Некоторые хачбулагские курганы (Дашкесан) эпохи поздней бронзы — раннего железа у подножья были окружены каменной дугой-полумесяцем; в Товузчайском некрополе в некоторых могилах также была выявлена каменная кладка в форме полумесяца.
Большинство мнений насчет кромлехов и дугообразных насыпей сходится на вере в астральные культы — концентрические круги связываются с верой в Солнце, а дугообразные насыпи — в Луну как символ мужского начала.
Каменные кольца — кромлехи, окружающие каменные ящики или же курганы считались у древних людей «вечным домом». Построив их, они обеспечивали усопшего вечным жилищем.
По материалам Института археологии, этнографии и антропологии Азербайджана
Тайна древнего черепа с клеймом, найденного на юге Азербайджана (ФОТО) |
Культ камня в Азербайджане: классификация древних святилищ |
Культ Солнца в древней системе верований азербайджанцев |