О.Буланова
Пятого (18) июня 1917 г. родился видный азербайджанский композитор, известный общественный деятель и педагог, народный артист АзССР, профессор Джевдет Гаджиев (Ахмед Джевдет Исмаил оглу Гаджиев).
Талантливый сын азербайджанского народа родился в Нухе (Шеки), в семье «кустаря» (как писали в анкетах советского времени). В 1924 г. его семья переехала в Баку. Получив начальное музыкальное образование, он окончил рабфак при Азербайджанской государственной консерватории (позднее Азербайджанская государственная музыкальная академия им. Узеира Гаджибекова) по классу скрипки.
В 1935-1938 гг. он учился в Азербайджанской государственной консерватории на теоретико-композиторском факультете (в композиторском классе знаменитого Рудольфа Леопольда Морицевича), а в 1938-1941 годах – в Московской консерватории (в классе А.Н.Александрова).
В годы Второй мировой войны (в 1941-1943 гг.) Гаджиев был художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии и занимался композиторской деятельностью. После войны продолжил образование в Московской консерватории, в 1947 г. окончил класс Дмитрия Шостаковича, второго своего великого учителя – первым всегда с гордостью называл Узеир бека Гаджибекова.
По воспоминаниям самого композитора, великий Гаджибеков сыграл в его судьбе огромную роль, ведь именно под его началом он постигал основы национальной музыки. Еще в студенческие годы Джевдет Гаджиев написал ряд оригинальных сочинений, принесших ему всеобщее признание. По воспоминаниям однокашников, юноша со студенческой скамьи заявил о себе как о талантливом композиторе. В формировании его как музыканта огромную роль сыграла народная музыка, в атмосфере которой он жил с самого детства, а также и европейская, городская и бытовая музыка.
После войны, в 1947 г., Джевдет Гаджиев окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу Дмитрия Шостаковича, был одним из любимых учеников великого российского композитора. Он учился вместе с таким выдающимся азербайджанским композитором, как Кара Караев, что, естественно, не могло не повлиять на его формирование как музыканта.
Под руководством Узеира Гаджибекова Джевдет Гаджиев работает над 3-й симфонией, которую успешно представляет в качестве дипломной работы. Работа была высоко оценена государственной экзаменационной комиссией. После окончания Московской консерватории Гаджиев начал преподавательскую деятельность в Азербайджанской государственной консерватории на кафедре композиции, ведя класс полифонии, инструментовки и сочинения. На кафедре композиции он проработал более 40 лет.
В 1957-1969 гг. он был ректором консерватории, сделав чрезвычайно много для развития своего вуза: открыл кафедру народных инструментов, были организованы Оперная студия, для приобщения талантов и любителей музыки из различных категорий населения – народная консерватория. Джевдет Гаджиев принадлежал к поколению великих азербайджанских музыкантов, для которых забота о подготовке молодой смены была и призванием, и делом чести. Кроме этого, он также работал в должности художественного руководителя в Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева.
О своей необычной встрече с Джевдетом Гаджиевым и о том, как он повлиял на его судьбу, вспоминал народный артист Азербайджана, профессор Рамиз Гулиев.
В 1964 г. в возрасте семнадцати лет Гулиев пришел поступать в Государственную консерваторию им. Узеира Гаджибекова:
«Я вошел в здание консерватории… А когда поднялся на второй этаж, мне навстречу вышел очень серьезный мужчина, который, как мне казалось, был похож на Наполеона. Он меня сурово подозвал к себе и стал расспрашивать, кто я такой и как здесь оказался.
Я гордо ответил: «Исполнитель на таре Гулиев Рамиз из Агдама. Пришел поступать в консерваторию». Он опять сурово посмотрел на меня и спросил: «Ты знаешь Чайковского?». Я удивился – зачем он об этом меня спрашивает? Но все же с перепугу стал рассказывать все, что знал о Чайковском и его произведениях. «А Глазунова знаешь?» – опять спросил меня этот мужчина. Я опешил и не смог нормально ответить. Тогда он пригрозил мне пальцем: «Иди и хорошенько подготовься! Сам лично буду принимать у тебя экзамен».
…стал готовиться и все время спрашивал себя – кто же это такой? А когда узнал, что этот «Наполеон» был ректором консерватории Джевдетом Гаджиевым, то вообще стал тщательно изучать не только произведения Глазунова, но и его автобиографию и весь его род до седьмого колена…
Экзамен у меня принимали Адиль Герай Мамедбейли и Джевдет Гаджиев, и я все время ждал, когда меня спросят о Глазунове. Но мне сказали, чтобы я начал играть на таре и называл авторов произведений. Когда вышел из комнаты, был весь в поту, никак не мог придти в себя от волнения. Наконец объявили результаты экзаменов – из 67 прошли лишь семеро и лишь двоим поставили «пятерку», один из них был я. Но это был лишь первый экзамен, а предстояло сдать еще восемь.
Несмотря на то, что я окончил школу с отличием, предстояла конкуренция с сильными абитуриентами из училища им. Асафа Зейналлы, у которых был «зеленый свет» в консерваторию. Но с помощью Джевдета Гаджиева я преодолел и этот барьер. С 1964 по 1969 годы получал образование по тару и дирижерскому мастерству в консерватории. Джевдет Гаджиев гордился моими успехами…».
Джевдет Гаджиев пользовался заслуженной любовью и как преподаватель, и как человек, и как композитор. А композитором он был замечательным, его творчество сыграло важную роль в развитии национального искусства. Совместно с Кара Караевым он в 1945 г. написал патриотическую оперу «Вэтэн» («Родина»), созданную в русле героико-патриотической тематики современного искусства военного периода.
Ему принадлежат девять симфоний (в том числе «Памяти Ленина», «Социалистический Азербайджан», «Послание в Сибирь» («Во глубине Сибирских руд») – последние написаны еще в студенческие годы), симфоническая поэма «За мир!», написанная в 1951 г., азербайджанская сюита, опера, симфониетта.
Восьмая симфония Джевдета Гаджиева под названием «Его избрало время» посвящена выдающемуся политическому деятелю, общенациональному лидеру Азербайджана Гейдару Алиеву. Любопытно, что эта симфония написана на основе стихов Фариды Ляман.
Помимо образцов симфонической музыки, которая является главной сферой творчества композитора, им созданы и прекрасные камерно-инструментальные, вокальные, а также хоровые произведения, оратории, нескольких произведений для струнного квартета, для фортепьяно и др. Из одного только этого перечня произведений явственно заметна широта его творческих горизонтов, устойчивый интерес к большим, объемным темам, к напряженным, острым, нередко психологическим проблемам.
Джевдет Гаджиев является одним из основоположников азербайджанского симфонизма, основоположником азербайджанской классической симфонии. Благодаря ему жанр симфонической музыки в Азербайджане стал стремительно развиваться, недаром все музыковеды связывают имя Джевдета Гаджиева со становлением и развитием жанра национальной симфонии. В этом жанре заслуги композитора особенно велики, и это признается всеми. Творчество Джевдета Гаджиева сыграло важную роль в развитии национального искусства и явилось ценным вкладом в многонациональную культуру всей страны.
За выдающиеся заслуги в композиторском творчестве Джевдет Гаджиев награжден Государственной премией СССР. За оперу «Вэтэн» он стал лауреатом Сталинской премии второй степени (1946), за симфоническую поэму «За мир!» – лауреатом Сталинской премии третьей степени (1952). Выдающийся азербайджанский композитор является кавалером нескольких орденов, том числе Ордена Трудового Красного знамени (1959) и ордена Ленина (1986), и нескольких медалей.
Почетное звание Народного артиста Азербайджанской ССР Джевдету Гаджиеву присвоили в 1960 г., в возрасте всего 43 лет. На фирме «Мелодия» регулярно выходили пластинки с записью его музыки.
Джевдет Гаджиев скончался 18 января 2002 года и был похоронен в Баку в Аллее почетного захоронения. К столетию композитора по всей стране прошли концерты, посвященные этому юбилею. Концерты состоялись и в других мировых столицах: Вене, Москве, Нью-Йорке и т.д.