Впервые на Кавказе: Выставка двигателей внутреннего сгорания в Баку (1912 г.)

Идея провести в Баку выставку двигателей внутреннего сгорания возникла в сентябре 1908 г. при обсуждении вопроса о чествовании 30-летия существования Бакинского Отделения Русского Технического Общества (БОИРТО).

В декабре того же года на общем собрании членов Отделения, был прочитан доклад «О желательности устройства в 1910 г. Международной Выставки тепловых двигателей и автомобилей в г. Баку в ознаменование 30-летия существования Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества».

Предлагалось устроить выставку по тому предмету, который к тому времени уже играл огромную роль в промышленности Баку, Закавказья и всей России. Таковыми считались «тепловой двигатель (газомотор), бензиномотор, и в особенности нефтемотор».

Отмечалось, что создание возможности использования дешевой энергии населением Закавказья имеет очень большое экономическое значение.

Немаловажным фактом было и такое: «… является весьма желательным, чтобы развивающаяся промышленность эта могла бы пользоваться дешевыми, удобными, компактными генераторами энергии, дешевыми как в отношении затраты основного капитала, так и в отношении стоимости эксплуатации».

В докладах отмечалось, что «Мильская, Муганская, Сардарабадская и другие степи, сегодня бесплодные, завтра, будучи орошаемы», смогут прокормить сотни тысяч людей. И в этом, как раз помогли бы современные (на тот момент) водокачки с моторами.

Россия была заинтересована в этом больше всего, учитывая, что благодаря Баку в Империи добывалось огромное количество нефти, и, следовательно, дешевые, компактные двигатели пришлись бы как раз к месту в промышленности. В одном из докладов также было напрямую сказано, что многочисленные машиностроительные заводы России в то время «сильно страдали от безработицы».

В целом, в Обществе считали, что единственным способом широкой популяризации новых двигателей будет проведение выставки двигателей внутреннего сгорания.

Дело было еще и в том, как отмечали докладчики, что «нефтемоторы до сих пор, принадлежат к числу так называемых «темных» товаров, продаваемых очень дорого, благодаря массе посредников между фабрикантом и непосредственным потребителем товара». Выставка позволила бы фабрикантам иметь дело непосредственно с потребителями.

В общем, было решено проводить выставку, но предстояло еще выяснить, как к ней отнесутся фирмы, причем не только местные российские, но и иностранные. Общество разослало письма потенциальным участникам, и большинство ответило согласием на участие в выставке.

Однако, провести выставку удалось только в 1912 г., потому что в 1909 г. выяснилось, что аналогичные выставки уже должны были проводиться — Петербургская (1910 г.), а также Екатеринославская и Томская (1911 г.).

В 1911 г. Бакинское Общество утвердило смету прихода-расхода выставки, установила время открытия — вторая половина апреля 1912 г. От всего участка, предназначенного под Выставку размером в 1000 кв. саженей (1 сажень — 2,1336 метра), 300 кв. саженей было решено отдать под главный павильон, предназначенный для основных экспонатов, двигателей разных систем.

Главный павильон имел выход на обширный усыпанный гравием двор, окруженный со всех сторон меньшими павильонами, занятыми также под двигатели, второстепенные экспонаты, рестораны, кофейню, пивную, кинотеатр, фотоателье и прочее. Кроме того, Комитет Выставки устроил для публики и развлечения: кабинет рентгеновских лучей, беспроволочный телеграф, демонстрацию токов высокого напряжения, огнедышащую сопку со светящимся фонтаном и тд.

В течение всей выставки (с 29 апреля по 17 июня) посетителей подробно знакомили с конструкцией всех деталей моторов и с принципом их действия. Выставка вызвала большой интерес местной публики. Успешности мероприятия немало способствовало Бакинское Городское Самоуправление, безвозмездно уступившее большой участок городской земли под выставку.

Торжественное открытие, где присутствовали и официальные лица,  состоялось 29 апреля 1912 г. После открытия, большинство моторов, выставленных на обозрение, были пущены в ход — это фактически ознаменовало начало функционирования первой на Кавказе международной выставки.

Выставка открылась при участии свыше 30 различных фирм, которые выставили различного рода изобретения:

Выставленные на бакинской выставке тепловые двигатели распределились по странам следующим образом:

Русских — 11
Шведских — 4
Английских — 14
Немецких — 4
Американских — 2

Кроме двигателей уже известных бакинскому нефтяному району, на выставке были представлены и такие, которые в Баку появились впервые. К числу последних относились двигатели выставленные «О-м Моторов Гольднера» в Ашаференбурге в Германии, Ревельским машиностроительным заводом ф. Виганд, Сормовским заводом и др.

Двадцатью двумя фирмами, участвовавшими на выставке, было выставлено всего 37 двигателей, в числе которых находился и электромотор принадлежащий Бакинскому Средне-Техническому училищу, кроме того — 3 передвижных двигателя (два для обслуживания сельскохозяйственной промышленности и один моторный насос).

Кроме экспонатов прямо относящихся к выставке, было показано очень много чего другого, схожей тематики: стальные канаты, ремни, огнетушители, мельницы, водокачки, разные сельскохозяйственные орудия, приборы для исправления паровых котлов и машин, приборы для ацетиленого-кислородной сварки металлов и тд. Число фирм, представивших эти экспонаты ровнялось 16.

На выставке было презентовано 11 двухтактных моторов, 24 четырехтактных мотора. По роду топлива, на котором работали моторы, преобладали нефтемоторы (25 шт.), также были продемонстрированы газо-моторы (6 шт.), бензиновые моторы (3 шт.) и один керосиновый мотор. Из всех выставленных моторов 30 были стационарно-промышленными.

Также на выставке показали 3 мотора утвержденных на локомобильных тележках, а также 2 судовых двигателя. Наиболее мощные моторы продемонстрировала Англия, затем Россия и Германия.

На выставке также была проведена экспертиза выставленных моторов. Тесты проводила специально созданная Бакинская экспертная комиссия.

Каждый двигатель, подвергавшийся экспертизе, испытывался:

— На перегрузку (максимальную нагрузку) в течение 30 минут, причем принималась максимальная мощность, которую данный двигатель мог развить бег того, чтобы число его оборотов стало падать.

— На холостой ход в течение 30 минут, причем определялся расход топлива и смазки. Опыты проделывались для каждого сорта топлива.

— На экономичность и выносливость (при нормальной нагрузке). Эта часть тестов шла три дня по 8 часов на легкой балаханской нефти. В промежутках между 8-часовыми опытами, двигатель нельзя было разбирать и очищать.

Газогенераторные моторы подвергались только получасовому испытанию на максимальную нагрузку и одному 8-часовому испытанию при нормальной нагрузке. Для некоторых тестов использовали различные сорта топлива при разной нагрузке — это учитывалось экспертной комиссией. Производились также наблюдения во время работы того или иного мотора, и осмотр всех частей двигателя при детальной разборке после окончания испытаний.

В отношении применения топлива, двигатели разделялись на три группы: работающие на жидком топливе, газовые и газогенераторные, комбинированные (жидкое и газообразное топливо).

При тестировании использовалась балаханская, бинагадинская сорта нефти, а также масла и смазки местных производителей. Необходимые анализы масел проводились в лаборатории БОИРТО.

Все возникавшие во время опытов недоразумения и непредусмотренные программой вопросы решались по соглашению с экспертной комиссией.

Что касается посещения выставки, то ее посещаемость превзошла все ожидания организаторов: «Сметой предполагалось, что успех выставки будет вполне обеспечен, если публика явится на нее в количестве 5,000 человек. Но действительность показала, что за 50 дней функционирования выставки, ее посетили 45,171 человек, из которых 35,940 — платных и 9,231 бесплатных. Из числа 35,940 платных — 1,099 учащихся, 6,301 рабочих и 28,540 — остальной публики. В среднем ежедневная посещаемость выставки равнялась 903 человек».

Наибольшая посещаемость выставки приходилась на воскресные и праздничные дни, наименьшая — в будни. Больше всего посетителей приходило с 7 до 10 вечера.

Учитывая успех выставки у посетителей, это отразилось и на финансах.

Изначально, организаторы планировали получить субсидии от торгово-промышленных фирм и от правительства. В результате, свою долю внесли лишь некоторые фирмы и городская казна. Но выставка тем не менее была успешной за счет продажи билетов, поступлений за места для экспонатов, рекламы, продажи путеводителей и тд.

В конечном итоге, выставка оказалась успешной, потому что она познакомила широкие промышленные слои с совершенно новыми типами моторов, неизвестных бакинской публике. Посетители выставки смогли вблизи ознакомиться с работой различных моторов.

«Выставка эта — первая международная выставка, и первая вообще выставка в Баку, наглядно показала необходимость и полезность устройства выставок в нашем городе. Рассчитанная всего на 5,000 посещений, она привлекла 45,000 посетителей, т.е. большее число посетителей, чем международная выставка двигателей, устроенная в Петербурге, т.е. в городе, число жителей которого во много раз превосходит число бакинских жителей. И если успех выставок считать показателем культурности того района, где данная выставка функционирует, то нужно установить то, что с этой точки зрения, бакинское население экзамен культурности выдержало блестяще», — отмечало БОИРТО.

По материалам Бакинского отделения Императорского Русского Технического Общества (1912 г.)

БОИРТО: Впервые в Азербайджане технические вопросы в периодических изданиях
Впервые в России: как Баку объединил ученых, инженеров и нефтепромышленников