До того как Эльдар Рязанов (1927-2015) снял «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), у него за плечами уже были такие фильмы как «Карнавальная ночь» (1956), «Человек ниоткуда» (1961), «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики разбойники» (1971).
Рязанов вспоминал, что ему с со-автором Эмилем Брагинским хотелось поработать с итальянцами. Они даже в 1970 г. сочинили заявку на сценарий комедийного фильма для совместной советско-итальянской постановки. Заявка называлась «Спагетти по-русски». Однако заявка в Кинокомитете не понравилась. Затея была похоронена.
Однако, фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вырос именно из этой затеи. После постановки боевика «Ватерлоо» фирма «Дино де Лаурентис», которой руководил легендарный итальянский продюсер Дино де Лаурентис осталась должна «Мосфильму» кругленькую сумму. Хозяева фирмы не торопились отдавать эти деньги и предложили новую совместную постановку с «Мосфильмом», чтобы отдать долги.
Рязанов вспоминал: «Заявку «Спагетти по-русски» извлекли на свет божий. За это время в Комитете сменилось руководство, и теперь к нашему замыслу отнеслись благожелательно. Нам предложили немедленно приступить к созданию комедии совместно с фирмой «Дино де Лаурентис».»
Итальянским со-авторам идея Рязанова и Брагинского казалась устаревшей и сентиментальной. Им виделась история более жесткая, трюковая, и в общем-то лишенная какой бы то ни было социальной основы. Они хотели создать веселую коммерческую ленту. Кроме этого, главного, разногласия, выявилось и бесчисленное множество других. Пришлось переделывать сценарий.
Когда Брагинский и Рязанов прибыли в Рим и наконец встретились с Дино де Лаурентисом, он так оценил написанное советскими авторами: «Прочел я все, что вы сочинили — мура! Итальянский зритель на вашу галиматью не пойдет. Меня это совершенно не интересует. Мне нужен фильм-погоня. Вроде «Безумного, безумного мира». Если вы это сделаете, мы с вами сработаемся. А если будете гнуть свою сентиментальную, старомодную линию, мы с вами сотрудничать не станем. Единственное, что мне нравится в либретто — история с живым львом. Только это я бы на вашем месте и сохранил!»
Но начало было положено. Сценарий к фильму был отшлифован и было «дано добро» на съемки.
Э.Рязанов вспоминал: «… в Москве подготовительные работы велись вовсю! Лев Кинг ехал в специальном автобусе из Баку в Ленинград… На пароходе, которому придется проходить под разведенным мостом, уже достраивалась капитанская рубка… Были куплены шесть новеньких автомобилей для того, чтобы расколошматить их во время трюковых съемок… Строилась бутафорская бензоколонка, чтобы ее специально взорвать… Велись декорационные и организационные работы в Ленинграде, где предстояло разрушать каменных львов, копать ямы и вообще устраивать в прекрасном городе всевозможные кинобезобразия…»
До роли в этом фильме Лев Кинг из Баку уже был кинозвездой, снявшись в фильмах «Лев и девочка», «Девочка, мальчик и лев», «Пусть он останется с нами», а после «Невероятных приключений итальянцев в России» домашний хищник семьи Берберовых из Баку стал на одну ступень со многими знаменитыми животными-актёрами.
Э.Рязанов вспоминал: «Все эпизоды со львом происходили в белые ночи. Белую ночь мы снимали в режим, то есть в течение 20—30 минут на закате солнца, и тех же 20—30 минут на рассвете. Поскольку время съемки ограничено, лев был обязан работать очень точно.»
Он отмечал: «В первую съемочную ночь со львом выяснилось, что актеры панически его боятся. Но это бы еще полбеды! Главное, что лев чихать хотел на нас! Это был мирный, домашний лев, воспитанный в интеллигентной семье архитектора Льва Львовича Берберова. Кинг не желал работать. Он даже не подозревал, что такое дрессура. Этот лев в своей жизни не сделал ничего, чего бы он не хотел. Я был в отчаянии!»
Рязанов вспоминал, что история со львом являлась одним из краеугольных камней сценария. Но работа со львом доставила Э.Рязанову немало хлопот.
Он рассказывал: «Сколько мучений вынесла съемочная группа, когда льва потребовалось засунуть в лодку и вывезти на середину Невы! Какую лихорадку испытал съемочный коллектив, когда льва надо было заставить забраться на декорацию перил моста и спрыгнуть вниз! Какую нервотрепку пережили мы, когда льву надлежало ударить лапой по шкатулке с драгоценностями! Я для себя решил, что это первая и последняя моя картина, где принимают участие представители фауны. Я дал себе слово, что никогда больше не только львов, но даже собак и кошек снимать не стану ни за что!»
Как отмечал режиссер, мытарства со львом усугублялись еще тем, что Кинг должен был носиться просто-напросто на свободе по Ленинграду.
«Бесчисленные туристы съехались в Ленинград любоваться белыми ночами. Мы, разумеется, принимали меры предосторожности, но мы не могли огородить Дворцовую площадь или Невский проспект. Всегда существовала возможность несчастного случая. Представьте себе, что какая-нибудь старушка вышла прогуляться с собачкой и вдруг увидела — на нее скачет лев. Она могла со страху отдать богу душу,» — рассказывал Рязанов.
Постепенно ко льву в группе привыкли и перестали его бояться. Съемочная группа решила пустить Кинга без привязи, чтобы он свободно бежал по улице …, догоняя Хромого в коляске. За львом гнались герои фильма.
И тут случился один из тех инцидентов, которых так боялся Рязанов.
«Во время первого же дубля лев остановился и пошел на Нинетто Даволи. Подойдя к нему, он встал на задние лапы, передние же задрал вверх, крепко «обнял» актера, оцарапал ему спину и укусил в голову. Помощник Берберовых схватил костыль Хромого и огрел льва. Тот отскочил. А представляете, что произошло бы с актером, если бы лев своими когтями провел по его лицу! Кому нужен артист без лица! Скорая помощь всегда дежурила на съемках, и врачи забинтовали Даволи. Все снова стали панически бояться льва. Психологическая травма оказалась страшнее физической,» — вспоминал режиссер.
«Играть» со львом предстояло и Андрею Миронову. Как вспоминал Рязанов, на следующий же день после инцидента, Миронову предстояло встретиться с неуправляемым хищником один на один. Как говорил Рязанов, «Я был убежден, что Андрей откажется от свидания с Кингом. Я бы на его месте на рожон не полез…»
В эпизоде, о котором идет речь, Васильев (Миронов) слезает со сфинкса, куда лев загнал несчастных итальянцев, и проводит со зверем душеспасительную беседу.
Слово Рязанову: «Кинг на свободе, он не привязан. Между артистами — львом и человеком — нет стекла. У исполнителей прямой личный контакт, как по системе Станиславского. Группу бьет нервная дрожь. Я отдаю должное мужеству Андрея. Он имел все права отказаться. Но эпизод был необходим. Миронов это знал, и чувство актерского долга возобладало над ужасом. Мы поставили три съемочные камеры, и актер полез вниз…»
В фильме на лице Миронова отражается та внутренняя борьба, которая происходила в нем в этот момент в печальной для него действительности. Он одновременно и боялся льва и преодолевал страх.
Рязанов вспоминал: «Эти эмоции и требовались по роли от его героя. Андрей трижды спускался со сфинкса и точил лясы со львом. Сцена снята без всяких поддавков, в ней нет никакого обмана зрителей. Очевидно, актер потряс своим бесстрашием не только меня, но и Кинга…»
Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» прославила льва Кинга на весь мир, но к сожалению, фильм стал его последней работой в кино. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.
По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.
Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но милиционер разрядил в Кинга всю обойму. Студент отделался лишь небольшими царапинами.
По книге Э.Рязанова «Эти несерьезные, несерьезные фильмы»
Как Муслиму Магомаеву ломали руку под наркозом из-за «Тарзана» |
Газетные архивы: Как в Баку снимали фильм «Бременские музыканты & Co» в 2000 г. (ФОТО) |