Это делают здесь почти все женщины: ковроткачество в Агдаме (из очерка 1891 г.)

С 1881 г. в Тифлисе стал издаваться журнал – “Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа”. В номерах журнала публиковались обширные материалы по истории Кавказа, населявших его народах.

В многотомном труде публиковалась информация о быте, письменности, укладе жизни, обычаях, фольклоре и многое другое, что было собрано исследователями после окончательного завоевания Кавказа Россией.

Конечно же в журнале публиковалась и информация так или иначе связанная с Азербайджаном. И хотя многие материалы не были написаны профессиональными историками и зачастую искажали исторические реалии, тем не менее, они представляют большой интерес.

В 1891 г. в журнале были опубликованы интересные сведения о ковроткачестве в Агдаме — со слов смотрителя местного Агдамского земского нормального училища Багира Ибрагимбекова.

**********

Смотритель пишет, что «в агдамском обществе почти во всех хижинах мусульманские женщины занимаются производством ковров. Хижины эти служат жилищами ткачих

Рассказывая об инструментах, которые использовались в производстве, Ибрагимбеков называет следующие: хана (станок), опирающийся в стену (хана изготовляется в селении Газанчи, Джеванширский уезд), а также также железные пластинки с зубчиками, киртиз из железа (для очистки крученых ниток основы), перочинные ножики.

Все вышеназванное приобретается в Шуше, пишет смотритель.

Ворсовый ковер «Овчулуг». Карабахская школа.
Молитвенный коврик. Шуша. Конец XVIII в.

«Материал для производства составляет главным образом шерсть. Она приобретается на агдамском базаре за 3-4 рубля за пуд. Каждый же пуд шерсти теряет при мойке 10-15 фунтов,»рассказывает он.

По словам Ибрагимбекова, ковроткачество в Агдаме «существует давно и улучшается«, так как теперь «для ковров прядут нитки лучше, и узоры делаются правильнее и изящнее прежнего«, но на большее улучшение можно рассчитывать только в том случае, если в дело введены будут машины.

Далее он рассказывает о том, как проиходит продажа сотканных ковров и паласов.

«Ковры сбываются на агдамском базаре покупателям. Сам хозяин носит их на плечах по базару и продает на деньги, поштучно или обменивает на красный товар. Заказчиков на ковры нет. Ковры ценятся соответственно по длине, ширине…,» — пишет он.

Ибрагимбеков пишет, что ковроткачество в Агдаме «не составляет исключительного занятия женщин: они им занимаются только зимой, притом так, что в одну зиму они прядут и окрашивают нитки, а в следующую ткут.»

Сморитель училища отмечает, что никакой школы у местных женщин нет — «каждая хозяйка заменяет в семействе учительницу — она обучает свою дочь, как мыть шерсть, чесать ее гребнем, прясть и окрашивать нитки, натягивать основу, сидеть за станком, продевать челнок, держать хаву и киргит, стричь ворс и пр.»

«Паласы, хурджины и чувалы ткут тоже, как и ковры — только без ворса… Паласы ткут легко и скоро, и ценят дешевле, нежели ковры,»- пишет Ибрагимбеков.

По материалам “Сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа”