Прорыв 1960-х: забытое нефтяное чудо-вещество азербайджанского ученого

В 1960-1970-е годы разгорелся невероятный ажиотаж вокруг аббревиатуры НРВ – Нефтяное Ростовое Вещество, открытое азербайджанским академиком Джебраилом Гусейновым, и предназначено оно было для стимулирования роста сельскохозяйственных растений.

Говорили и в контексте медицины, потому что ширилась молва о его необыкновенных целительных свойствах. Тому существовали конкретные подтверждения: кто-то с помощью НРВ избавился от застарелой экземы, которую безуспешно лечили врачи, кто-то – от облысения, а кто-то, поговаривали, даже от рака.

В Институте почвоведения и агрохимии Академии наук Азербайджана, которым руководил академик Гусейнов, долгие годы не удавалось получить исчерпывающих ответов на вопрос о развитии и использовании НРВ. Но ученики Гусейнова — руководитель лаборатории органических удобрений и агрохимии закрытого грунта, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Паша Заманов и ведущий научный сотрудник Фарида Исаева рассказали о том, как благодаря открытию азербайджанского ученого институт стал известен буквально во всем мире.

Академик Гусейнов был учеником основоположника советской агрохимической науки академика Д.Н.Прянишникова, возглавлял школу агрохимиков Азербайджана, являлся одним из организаторов и директоров Института почвоведения и агрохимической науки в республике, а также активным пропагандистом ее достижений. Он был автором восьми изобретений, одним из видных представителей советской науки в области теории питания растений и научных основ применения удобрений. Для ознакомления с его исследованиями в Баку приезжали крупные специалисты многих научно-исследовательских учреждений СССР, Болгарии, Польши, ГДР.

В свое время Дж.Гусейнова привлекло одно свойство нефти — сорняки, окружающие нефтяные скважины, вырастали в несколько раз выше обычных, хотя нефть, пропитывающая почву, уничтожала любую растительность. В одних случаях нефть губила все живое, в других исцеляла и способствовала росту. Гусейнов принялся разбираться.

Более трех тысяч опытов провел академик Гусейнов вместе со своими молодыми коллегами, прежде чем выделил в чистом виде тот самый компонент нефти, который, как он предполагал, и нес в себе животворящее начало. Это была натриевая соль нафтеновой кислоты – маслянистая жидкость цвета крепкого чая. Первые же эксперименты подтвердили гипотезу ученого.

Капля полученного вещества, введенная в раствор, вызвала бурное размножение бактериальных клеток. Гениальная догадка ученого о том, что физиологической активностью обладает именно нафтеновая кислота, оказалась верна. 40-процентный раствор, полученный после обработки нафтеновой кислоты водным раствором едкого натрия, оказался тем самым НРВ.

Сейчас, много лет спустя, трудно сказать, когда началось победное шествие НРВ по стране. Тогда ли, когда после лабораторных опытов по повышению урожайности хлопка, кукурузы, овощей, чайного листа и других сельхозкультур ученый предложил авторитетному председателю колхоза «Аврора» Мамеду Кязимову впервые испытать НРВ на чайных плантациях (колхоз получил огромный доход в 50 тысяч советских рублей); или после раздачи препарата участникам первых совещаний и конференций, посвященных НРВ, которые увозили его в разные концы страны для опытов; или после специального указания правительства СССР 42 научно-исследовательским учреждениям страны изучить эффективность «ростового вещества нефтяного происхождения, рекомендованного профессором Гусейновым», во всех областях и краях РСФСР и союзных республиках.

Исследования проходили во всех почвенно-климатических зонах Советского Союза, вплоть до предгорий Памира, на общей территории в несколько миллионов гектаров. Опыты осуществлялись и в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, ГДР.

Еще большую известность препарат получил после выступления Никиты Хрущева на одном из всесоюзных совещаний в июне 1961 года, когда он, подчеркнув, что НРВ получают из бросовых отходов нефти, сказал: «Расходы буквально грошовые, а эффект большой». На этом совещании Хрущев дал зеленый свет производству и внедрению НРВ в сельское хозяйство.

Результаты опытов, а также применение НРВ на полях страны отражались на страницах газет – от Москвы и Омска до Биробиджана и Сахалина. Журналисты, распространяя сенсационную новость, на эпитеты не скупились. Вот заголовки некоторых статей: «Чудодейственное средство», «Эликсир плодородия», «НРВ – ценный дар науки», «Мощное средство в борьбе за урожай», «НРВ в «Артеке»… А московские журналисты, приехавшие в Баку, чтобы написать об истории научного открытия и о самом Джебраиле Гусейнове, сравнивали НРВ с пищей богов, описанной у Герберта Уэллса, а самого ученого – с доктором Фаустом.

Под влиянием ничтожно малых доз НРВ многократно повышалась урожайность многих сельхозкультур. При этом улучшалось и качество плодов: мандарины и виноград, например, становились слаще. Помимо чудодейственных свойств НРВ привлекали и дешевизна препарата (1 кг стоил 2 копейки), а также высокая прибыльность, удобство при транспортировке. И что очень важно – способность НРВ годами сохранять свои качества, не будучи к тому же огнеопасным.

Еще большую популярность НРВ приобрело, когда обнаружилось, что оно еще и лечит болезни. Эти качества широко исследовали ученые разных направлений. Их результаты были обобщены в «Материалах Республиканского совещания по изучению применения НРВ в медицине, ветеринарии и животноводстве» (1968 г.), изданных Академией наук. Ученые применяли его в онкологии, в частности при острой лучевой болезни, при лечении экземы, дистрофической язвы, хронических радикулитов и многих других недугов.

Дочь академика Гусейнова позднее показывала настоящие научные отчеты, присланные ее отцу из поселка Усть-Лабинск Краснодарского края энтузиастом применения НРВ в медицине Ф.Забазновым в 1964-1968 годах. Здесь были подробные отчеты об опытах омоложения с помощью НРВ, исцелении от ряда болезней. Указывалось на возможность применения НРВ в сочетании с различными мазями. Профессор Паша Заманов ездил в Усть-Лабинск и убедился в правдивости всего того, что Забазнов описал в своем отчете.

«НРВ – нефтяное ростовое вещество. Его добывают из отходов нефти. Если вы смочите раствором НРВ семена сахарной свеклы, бобов или кукурузы перед посевом, урожай намного увеличится. Позаботьтесь заранее, чтобы у вас было это вещество к началу весеннего сева», отмечалось в одной из центральных советских газет 1960-х гг.

Осенью 1971 года Комитет по Нобелевским премиям Шведской королевской академии наук прислал на имя действительного члена АН АзССР академика Дж.Гусейнова письмо: «От имени Шведской королевской академии наук мы, как члены Комитета по Нобелевским премиям по химии, имеем честь пригласить Вас представить свои предложения для награждения Нобелевской премией за 1972 год…».

На переводе этого письма стоял гриф «Строго секретно».

Документы ученого были отосланы Академией наук Азербайджана в Нобелевский комитет, но в 1974 году в возрасте 61 года академик Гусейнов скоропостижно скончался от инсульта.

Уникальный препарат, увы, не успел раскрыть всех своих тайн. Не случайно, как говорил профессор Заманов в конце 1990-х годов, велись исследования на эту тему в Израиле, России, Германии… Речь шла не только о необходимости поставить НРВ на службу народу в Азербайджане и всему человечеству, но и о бережном отношении к бесценному богатству страны – нефти и возможности использовать его не только как горючее, но и как лекарство.

…Мода на чудодейственный препарат, казалось бы, начала спадать, но его история продолжала развиваться. Профессор Заманов рассказывал, что в институт продолжали поступать письма с просьбой прислать препарат.

Заманов показывал г. «Каспий» одно из писем, присланных ветераном войны Я.Мальцевым: «Благодаря Вашему вниманию и заботе я несколько улучшил свое здоровье. Мне 84 года. Частенько у меня бывают перепады артериального давления, слабость, головокружение и отсутствие аппетита. После приема НРВ давления теперь не чувствую, боли и головокружения уменьшились. Препарат принимаю с 1965 года. Некоторым своим знакомым я дал немного НРВ, они благодарны. Я за изобретателя препарата, покойного профессора Д.М.Гусейнова, поднимаю обе руки, за то, чтобы его имя восторжествовало и НРВ вновь производили на благо народа».

В последствии, новые виды удобрений и стимуляторов роста, полученные Д.Гусейновым, вошли в Большую Советскую Энциклопедию, в Справочник по удобрениям и сборник Государственных стандартов СССР.

По материалам газеты «Каспий»