О системе орошения и использования воды в Ордубаде в XIX — начале XX вв.

Система орошения и водопользования, издавна выработанные на территории Нахчывана, играли важную роль в быту и хозяйственной жизни населения Ордубада.

Не случайно, как сообщал путешественник XVIII в. Мухаммад Йазди, в Ордубаде имелись «72 великолепных кяхриза«. По свидетельству другого путешественника И.Шопена, в начале XIX в. здесь функционировало 70 кяхризов, которые полностью обеспечивали полив садов и снабжали водой все дома.

Шопен отмечал: «Вода на каждом шагу распространяет прохладу, и образует во многих дворах фонтаны«. А в начале XX в. в Ордубаде действовало до 80-ти кяхризов.

По сообщениям старожилов Ордубада, сооружением кяхризов здесь занимались преимущественно мастера из Нахчывана и Южного Азербайджана, но имелись и местные ордубадские умельцы. Тех, кто занимался этим ремеслом, называли «кенкан». Они должны были уметь не только прокладывать кяхриз, но и устроить водовод так, чтобы вода шла самотеком.

Кяхризы Ордубада брали начало с горы Сойуг-даг (севернее от города). Приступая к прокадке кяхриза, первоначально закладывали разведочный колодец-шахту (гюмана гуйусу, букв., «колодец надежды»). Его рыли там, где по предположениям, могла быть вода. Это места, поросшие тростником («гамыш») и пыреем («чайыр»). Здесь рыли несколько колодцев-шахт глубиной 10- 15 м, на расстоянии 30-40 м один от другого.

Затем мастера от точки, называемой годуг айагы (букв., «след осленка») и откуда должна была поступать вода, начинал рыть подземный ход («лагым») к этибар гуйусу — «надежному» колодцу. На этом завершался первый этап прокладки кяхриза, после чего укрепляли стенки колодцев и подземного канала булыжником. Первые выкладывали методом «чала керден», вторые — «методом сайбенд».

Если кяхриз предназначался для орошения, воду из него накапливали в специальном озере там, где водовод выводили наружу. В каждом городском квартале воду распределяли по архам (арыкам), укрепленным методом («сайбенд») или по глиняным трубам («кюре»). Отсюда она шла по дворам.

При прокладке кяхризов пользовались различными орудиями труда: киркой (разма-кюлюнг), ведром (дол), свечами (шам), коптилкой (гарачыраг), веревкой (гарачыраг).

Кяхриз «Гушлу чешме» в селении Юхары Айлис Ордубадского района, XVII век
Выход кяхриза, г. Нахчыван

Рытьем кяхриза занимались 5-6 человек; мастер, долчу («ведерщик»), ловбурчу или чархчы (поднимавший на поверхность ведро с землей). Мастер рыл колодец-шахту, открывал подземный ход; долчу наполнял землей ведро и передавал чархчы, который выносил его.

Каждый квартал Ордубада в зависимости от величины имел один или несколько кяхризов. Для удовлетворения бытовых нужд во дворах некоторых домов на квартальных площадях рыли колодцы-лазы к архам, берущим начало от основных кяхризов. Такие лазы именовали гырхайяг (букв, «сороконожка»), они служили в основном источником питьевой воды.

Над «сороконожками» ставили небольшое круглое сооружение типа сардабе (купольное), которое венчала плоская кровля, характерная для жилых домов. Как отмечено в специальной литературе, постройки типа сардаба были присущи жилищам ряда стран Ближнего и Среднего Востока.

В нижней части «сороконожки», на уровне кяхриза, устраивали «долкеч» — небольшой проточный бассейн-накопитель, имевший размеры 50×60 см и глубину 2-30 см. Он служил для облегчения забора воды. «Сороконожки» использовали также в качестве холодильников, где летом в специально устроенных нишах хранили мясо, фрукты, молочную продукцию. Здесь же держали «парч» — медный ковш для зачерпывания воды.

Пользование «сороконожками» регламентировалось строгими правилами. Здесь не разрешалось мыть посуду, стирать белье и одежду, чтобы не загрязнять воду, которая шла дальше, к следующим «сороконожкам». Загрязнение воды в таких водоемах считалось большим грехом.

Для улучшения микроклимата дворов во многих из них устраивали фонтаны («февваре») и бассейны («чарховуз») с проточной водой. В сочетании с плодовым садом на приусадебном участке они создавали приятную прохладу и комфорт. Одновременно от арха, пролегавшего под двором, при помощи труб устраивали отвод во внутренню часть двора, для обеспечения водой кухни.

Кяхризы проводили обычно на средства состоятельных горожан, но порой и рядовых жителей. Поэтому нередко водоводы называли по имени того, кто оплачивал расходы, либо по кварталу или площади, под которыми кяхриз пролегал. Водовод, проложенный состоятельными горожанами для общего пользования, назвали эхсен чешмеси («поминальный источник»).

Во время этнографических поездок в Ордубад уже в XX веке исследователями были зафиксированы такие действующие источники, например, как «хаджи Абу Талыб кяхризи» (кяхриз Гаджи Абу Талыба), чинар диби кяхризи («кяхриз у основания платана»), «Печи кяхризи» (по имени собств.), «Хаджи Аббас кяхризи» (по имени собств.), «чухур чешме» (источник во впадине), «нехер чешме» (главный источник), «терекли чешме», «энгек чешмеси» (источник квартала Энгек), «медресе кяхризи» (кяхриз медресе), «Билал кяхризи» (по имени собств.), «тара ховуз чешмеси» (источник черного бассейна), «Хаджи Тагы кяхризи» (по имени собств.), «хамам кяхризи» (кяхриз бани). Кроме перечисленных, в Ордубаде имелось большое количество безымянных водоводов.

Таким образом, богатый эмпирический опыт, широко разветвленная система орошения и правила водопользования, а также разнохарактерные источники свидетельствуют, что занятия населения Ордубада, в частности садоводство, шелководство играли важную роль в местной экономике.

По материалам книги А.Пашаева