Н.Керемов
Азербайджанский ученый-путешественник Зейналабдин Ширвани (1780-1838) почти всю жизнь (около сорока лет) провел в путешествиях. Ширвани родился в 1780 г. в городе Шемахе. По рассказам самого Ширвани, в 1785 г. когда ему исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада).
Когда ему исполнилось 17 лет, он направляется в Багдад, где продолжает обучение. Но уже тогда у него зародилось понимание никчемности знаний, которые в него вкладывали ученые и духовенство.
Глубокие впечатления на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям. После пребывания в Багдаде, 17-летний Ширвани отправляется в путь.
Первым делом он посещает Азербайджан. Он побывал в Ленкорани, вернулся в родную Шемаху, добрался и до Баку. Посетив родину, Ширвани отправляется дальше. Покинув Мугань, он достигает территории Южного Азербайджана. Пробыв здесь какое-то время, Ширвани посещает Афганистан.
В начале 1802 г. Зейналабдин Ширвани, покинув Афганистан, направляется в Индию — страну одной из самых древних культур мира. Восемь лет продолжалась эта поездка, во время которой он побывал на территории нынешней Индии, Пакистана и Бангладеш, а также на Цейлоне (Шри Ланка).
Путешествуя по Индии, Ширвани в конце 1804 г. прибывает в Майсур, расположенный в южной части полуострова Индостан.
Ознакомившись с достопримечательностями Майсура и его окрестностей, Ширвани возвращается к побережью Бенгальского залива и опять отправляется в плавание, на юг, к Цейлону (Шри Ланка), который он именует по-арабски Сарандибом.
Ширвани не удалось проникнуть в глубинные районы острова. Он знакомится с прибрежными городами и по личным впечатлениям, а также дает довольно подробную характеристику Шри Ланки.
Он пишет: «Многие Сарандиб называют Цейлоном. Индусы его называют Сингал-Див [Львиный остров]… Самый красивый остров Индии — Цейлон. Это одно из красивейших мест в мире… На этом острове есть все, чего желает сердце. Только снега там не бывает. Там всегда много богатства и хлеба. Острова, подобного Сарандибу, во всем мире нет…»
Ширвани отмечает: «Все земли Сарандиба обработаны и пригодны для земледелия. Леса очень богаты ценными деревьями; в них произрастают пальмы, индийский орех, камфарное дерево, перец и другие пряности… Здесь много месторождений рубина, алмаза и иных драгоценных камней. В середине острова есть высокие горы. Здесь каждый день выпадает дождь…»
И далее: «…большинство населения Сарандиба относится к вере хинду и секте танасухи. Кроме этого там много других сект… Там день равен ночи…»
С Цейлона Ширвани возвращается в южную часть Декана и оттуда морем в Бомбей, останавливаясь по пути на короткое время в некоторых прибрежных городах.
Ширвани также посетил Карачи, Хайдарабад, Шикарпур и многие другие города нынешнего Пакистана.
После восьмилетнего путешествия, Ширвани из Кашмира через Музаффарабад по Кабульскому пути направляется в Тахаристанскую область и через горы Бадахшана, Туранскую низменность, а затем Хорасан (Мешхед) возвращается в южную часть Ирана.
По книге автора «Жизнь в пути»