О.Буланова
11 мая 1915 года родился Фуад Абдурахманов, выдающийся азербайджанский скульптор-монументалист, народный художник Азербайджана, лауреат многочисленных премий.
Его выдающиеся работы вошли в сокровищницу культурного наследия азербайджанского народа. Это, прежде всего, памятники великому Низами Гянджеви в Гяндже и Баку, монумент «Освобожденная» («Сбрасывающая чадру»), памятник Самеду Вургуну, памятник-бюст дважды Герою Советского Союза Ази Асланову и целый ряд работ, воздвигнутых за рубежом: памятники великому Абу Али ибн Сине в Бухаре, поэту и ученому Рудаки в Душанбе, мемориальные бюсты вождям монгольского народа — Сухэ-Батору и Чойбалсану в Улан-Баторе и др.
Фуад Абдурахманов родился в городе Нуха (Шеки) в семье государственного чиновника Гасана Джаффар оглу Абдурахманова. Родители отдали мальчика, с детства имевшего склонность к изобразительному искусству, в городскую школу.
Уроки рисования в школе вел молодой русский художник Перов (не путать с передвижником Василием Перовым — Авт.), выполнявшим помимо учительской деятельности и всевозможные оформительские работы в Нухе, а для себя занимавшийся лепкой небольших фигурок, преимущественно птиц и зверей. Именно Перов и обратил первым внимание на способного мальчишку и настоятельно рекомендовал ему заняться изобразительным искусством.
В 1929 г. семья Абдурахмановых переезжает вначале в Евлах, а чуть позже в Баку, где снимает двухкомнатную квартиру в Ичери шехер, на улице Мамеда Мамедъярова. Родители прислушались к советам нухинского учителя и дали согласие на поступление сына в Государственный художественный техникум, единственное в то время в Азербайджане учебное заведение, где готовили живописцев и графиков.
Отделения скульптуры в те годы еще не существовало, поэтому Фуад поступил на отделение живописи. Его педагогом был такой корифей, как основоположник азербайджанской советской графики Азим Азимзаде, а также выпускник русской Академии художеств Илья Герасимович Рыженко.
Однако скульптура манила все сильнее и сильнее, и Фуад на просмотрах в конце каждого семестра, которые заменяют студентам художественных учебных заведений экзамены по профпредметам, выставлял не только работы по рисунку и живописи, но и скульптурные портреты из гипса, барельефы и статуэтки.
Среди первых значительных работ скульптора — гипсовые бюсты Мирзы Фатали Ахундова и Узеир бека Гаджибекова. В 1934 г. 19-летний Фуад Абдурахманов на выставке, посвященной тысячелетию поэта Фирдоуси, представил небольшую композицию «Стрелок», которая позже вошла в постоянную экспозицию Музея искусств им. Рустама Мустафаева (позднее Музей искусств). Скульптура изображает одного из героев знаменитой поэмы Фирдоуси «Шахнаме».
На следующий год Фуад Абдурахманов поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде на скульптурный факультет. В числе профессоров академии были такие выдающиеся мастера советского изобразительного искусства, как М.Г.Манизер, И.И.Бродский, М.П.Бобышев, В.В.Лишев, М.И.Авилов и др.
До конца своих дней именитый скульптор Фуад Абрурахманов теплым словом вспоминал своих наставников, особенно профессора скульптуры Матвея Манизера, который был не только известным и талантливым скульптором, но и прекрасным педагогом, требовавшим от своих студентов постоянных упражнений в рисунке, глубокого знания анатомии, законов перспективы и, конечно, технических приемов скульптуры. Точно так же Фуад Абдурахманов будет позже требовать от своих учеников того же самого.
Еще обучаясь в академии, Фуад Абдурахманов активно занимался скульптурой — выполнял скульптурные заказы для бакинских музеев, участвовал практически во всех республиканских выставках. Среди его произведений тех лет обращают на себя внимание портреты деятелей азербайджанской культуры и искусства: писателей, артистов, композиторов, ученых…
К сожалению, Фуаду Абдурахманову не удалось окончить академию — семейные обстоятельства вынудили его в 1939 г. уйти с последнего курса и вернуться в Баку. Но еще в 1938 г. Фуад Абдурахманов начинает работать над статуей Физули, тем самым открывая пантеон выдающихся поэтов и писателей Азербайджана, установленных в лоджии музея Низами в Баку.
Что касается возникновения этого музея, то это стало возможным благодаря серии крупных мероприятий, посвященных 800-летию этого великого поэта.
Отпраздновать грандиозный юбилей в полном масштабе в итоге помешает война, но об этом станет известно позже, а пока с начала-середины 30-х гг. прошлого века в СССР был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую статую Низами, которую предполагалось установить на площади перед будущим музеем, создав тем самым единый городской ансамбль. Было прислано огромное множество работ, но жюри в итоге поручило создание памятника Фуаду Абдурахманову.
Первый памятник Низами работы Фуада Абдурахманова был установлен в 1947 г. в Гяндже (за эту работу скульптору была присуждена Сталинская премия), а в 1949-м — в Баку. Этот памятник станет культовым не только в творчестве Абдурахманова, но и окажет огромное влияние на дальнейшее развитие азербайджанской монументальной пластики.
Но все это будет уже после войны, а пока шла война, Фуад Абудурахманов работал над серией скульптурных портретов героев фронта. Среди них особенно памятны портреты Гусейнбалы Aлиeва — летчика, героически погибшего в воздушном бою над Ленинградом, Гафура Мамедова — бойца морской пехоты, героя боев за освобождение Крыма, Исрафила Мамедова — прославленного снайпера, Героя Советского Союза, Герая Асадова — повторившего подвиг Александра Матросова и получившего посмертно звание Героя Советского Союза.
В 1943 г. правительство республики за заслуги в развитии национального искусства присвоило Фуаду Абдурахманову почетное звание заслуженного деятеля искусств АзССР. Надо сказать, что героика войны и история родного Азербайджана стали для скульптора источником творческого вдохновения и в последующие годы. Он создал серию барельефов, изображающих таких легендарных героев азербайджанского народа, как Кероглу, Бабека, Джаваншира и др.
В период работы над памятником Низами в Баку Фуад Абдурахманов выполнил два других проекта: памятники дважды Герою Советского Союза, генерал-майору Ази Асланову и композитору, народному артисту СССР Узеир беку Гаджибекову.
Помимо этих работ, Фуад Абдурахманов создал и ряд очень значимых с художественной точки зрения скульптурных бюстов-портретов: в 1947 г. художника С.Бахлулзаде, в 1948 г. — новатора производства А.Садыхова, в 1949 г. — композитора Асафа Зейналлы, в 1951 г. — знаменитого хлопкороба Бясти Багировой и др. Все они отличаются тщательной моделировкой лица и точным портретным сходством.
Серьезной удачей Фуада Абдурахманова стала созданная им скульптура под названием «Чабан». Это был собирательный образ простого труженика. Ярко выраженные национальные черты лица, сосредоточенный взгляд раскрывают духовную красоту этого простого человека. Однако одет чабан в пиджак, на лацкане которого видна Золотая Звезда, военные сапоги с заправленными в них брюками, пиджак опоясывает военный ремень… Все это указывает, что перед нами не просто пастух, а герой войны, вернувшийся после ратных подвигов к подвигам трудовым.
За это произведение Фуад Абдурахманов во второй раз получил Сталинскую премию, а фигура чабана вошла в экспозицию Государственной Третьяковской галереи в Москве, экспонировалась на выставках советского искусства за рубежом.
Этой работе вторит еще одна, на сей раз женская фигура — «Азербайджанка», созданная в 1951 г. В этой работе скульптору удалось в полной мере раскрыть образ современницы. Стройная фигурка словно устремилась вперед. Тонкий, прозрачный келагаи, прикрывающий ее голову и плечи, и юбка колышутся под встречным ветром, что визуально усиливает движение вперед и придает скульптуре особую выразительность, присущую творческой индивидуальности выдающегося скульптора.
Пиком творческого мастерства талантливейшего скульптора считаются 50-60-е гг. прошлого века. В 1957 г. Фуад Абдурахманов создает еще одну работу, ставшую словно бы его визитной карточкой (помимо памятников Низами Гянджеви) — статую «Освобождение». Монументальный ее вариант — памятник «Освобожденная азербайджанка» («Севиль»), установленный на развилке улиц Дж.Джаббарлы и З.Ахмедбекова стал одной из главных достопримечательностей азербайджанской столицы.
В последующие годы Фуад Абдурахманов участвовал в ряде конкурсов на создание различных монументальных скульптур, в частности, в 1961 г. сквер перед Железнодорожным управлением украсил памятник Самеду Вургуну (созданный в 1957 г.), а город Душанбе — памятник поэту Рудаки, проект которого был признан лучшим среди 115 проектов, присланных на всесоюзный конкурс, объявленный в Таджикистане. В 1966 г. за эту работу скульптор был удостоен золотой медали Академии художеств СССР.
Многие коллеги и критики отмечали еще при жизни скульптора, что все произведения Фуада Абдурахманова отличаются богатством и разнообразием творческих тенденций, что скульптор внес значительный вклад в формирование и развитие азербайджанской монументальной и станковой пластики. По мнению одного из ведущих искусствоведов Азербайджана Джамили Новрузовой, Фуад Абдурахманов является основоположником азербайджанской монументальной скульптуры.
В 15 июня 1971 г. выдающийся скульптор скончался — в расцвете творческих сил, после продолжительной болезни. Его скульптуру Авиценны (Ибн Сины) заканчивали Токай Мамедов и Омар Эльдаров. Но была еще одна скульптура, уже готовая — памятник герою-партизану Михайло (Гусейну Мехтизаде). Открытие этого памятника состоялось 9 мая 1973 г. К сожалению, скульптор не видел торжественного открытия своего последнего творения, своей лебединой песни, слез восторга, что вызвала его работа у бакинцев и гостей города.
Фуад Абдурахманов стал одним из первых скульпторов Азербайджана, который обратился к работе с твердыми материалами. Практически все его монументальные и другие работы вошли в сокровищницу культурного наследия азербайджанского народа и всего тюркского мира и Востока. Этот прославленный мастер внес большой вклад в становление и развитие национальной школы скульптуры.
Работы Фуада Абдурахманова экспонировались на многих советских и зарубежных выставках. Его выставочные работы экспонировались в 1954 г. в Индии, в 1954 г. — Китае, в 1956 г. — в Болгарии, в 1959 г. — в Югославии и многих других странах.
Его заслуги высоко оценены правительством: Фуад Абдурахманов был награжден двумя орденами «Знак Почета» и медалями, стал, как уже было сказано, лауреатом двух Государственных (Сталинских) премий СССР, избран в 1949 г. членом-корреспондентом Академии художеств СССР — первым среди всех азербайджанцев.
Смотрите также: Монументальные шедевры азербайджанского мастера Ф.Абдурахманова (ФОТО)