О.Буланова
Один из самых живописных и экзотических базаров Баку, который не дожил до наших дней, – так называемый Кёмюрчу базары. Располагался он на практически одноименной площади – Кёмюр мейданы (Кёмюрчу мейданы).
Ее официальное дореволюционное название – Воронцовская площадь. Она находилась примерно в 500 метрах к северу от Кубинской площади.
Базар на Воронцовской площади возник практически сразу после образования площади во второй трети XIX века. Т.к. площадь была просторной, сюда с других базаров была перенесена торговля фуражом и древесным углем. Отсюда и неофициальное название Воронцовской площади – «Кемюр мейданы», т.е. площадь для продажи угля.
Об истории появления площади Леонид Бретаницкий в книге «Баку» из серии «Архитектурно-художественные памятники СССР» написал следующее: «Еще в 1880-х годах на территории, свободной от застройки и окруженной четкими кварталами района Шемахинки, было намечено создание площади.
Она хорошо связывалась с центром через Фонарную, впоследствии Воронцовскую, улицу (в советское время Мешади Азизбекова, после обретения независимости – ул. Ислама Сафарли – О.Б.), а также с Кубинской площадью и через нее – с Базарной (в советское время Гуси Гаджиева – О.Б.) и Николаевской улицами (в советское время – Коммунистическая, позже Истиглалият – О.Б.)».
На плане Николая фон дер Нонне 1898 года можно видеть, что Воронцовская площадь имела четкие границы и располагалась между 1-й и 2-й Параллельными улицами.
Как писал Л.Бретаницкий: «Впоследствии, она оказалась отрезанной от центра крупным кварталом, закрывавшим Воронцовскую улицу и лишившим ее планировочной связи с Парапетом и набережной».
Кёмюр мейданы была невероятно оживленной. Кроме того, что на базаре продавался уголь, на ней было много лавочек, где работали жестянщики, медники, лудильщики и т.п. Много было и лавок керосинщиков.
В 1913 году Бакинская городская управа поручила главному городскому садоводу Варонцовскую площадь наряду с другими площадями «очистить от каменьев и разбить на них скверы». Однако это поручение выполнено не было и никаких скверов не возникло. Кёмюр мейданы продолжала существовать.
Когда с приходом советской власти Баку начал подвергаться серьезным реконструкциям, Воронцовская площадь в начале 1920-х годов уменьшилась вдвое. На одной ее половине был выстроен хлебозавод в стиле конструктивизма (ниже 1-й Параллельной), другая половина осталась за базаром.
Базар этот благополучно просуществовал практически весь период советской власти. На нем все оставалось по-прежнему, если не считать, что он потихонечку «расползался» с площади, которая, в свою очередь, исчезала благодаря плотной застройке. Мастерские медников, лавки лудильщиков, кузнецов, керосинщиков начинались еще от улицы Басина, их концентрация достигала максимума уже непосредственно на Кёмюр мейданы.
Керосинные лавки имели для Кубинки огромное значение, ведь газ на соседние улицы был проведен только в 1955-1956 годах. Имелись там и кузни, и чесальни шерсти.
Как писал исследователь истории Баку Л.Майстров: «Я помню, как я с упоением смотрел, как перековывают лошадь, как мастер скручивает в спираль толстый квадратный стержень, как куются инструменты… Или как чешут шерсть, паяют чайники и самовары. А на параллельной улице – Папанинском переулке – было два окна, у которых я мог стоять вообще часами! В одном работал токарь, он каждый раз делал что-то новенькое, из разных материалов и стружка из под резца текла то желтая, то огненно-рыжая, то почти белая, серебряная, золотая… Не описать!
Но самым интересным на этой улице было окно, за которым мастер делал набивные келогаи. Он наносил с помощью специальных сеток краски. Это было чудо! Когда он брал рамку с натянутым платком, ставил ее на деревянный станок, сверху рамку с сеткой и краской, и начинал специальным таким инструментом гонять краску туда-сюда. Потом отставлял рамку сохнуть и брал следующую. Прогнав десятка два рамок, брал опять первую, но надевал уже рамку с другой краской. И так в четыре-пять цветов!»
В позднее советское время – после начала Перестройки, в конце 1980-х – на месте остатков от Кёмюр мейданы соорудили торговый центр. Радости жителям Кубинки он доставил мало. Во второй половине 1990-х его снесли.
От старой оживленной Кемюр мейданы, на которой кипела жизнь, к началу XXI века оставались всего несколько лавочек на улице Джалила Мамедкулизаде (бывшей Папанина), где можно было починить или купить старый самовар, казан, приобрести уголь для кябаба или что-то из старых предметов быта, громко именуемых «антиквариатом».
И еще осталось название – Кёмюр мейданы. Оно крепко прижилось в народной топонимике.