Азербайджан всегда славился долгожителями. В книге «Азербайджан — страна долгожителей» (1981 г.) в частности отмечалось: «О реальности долголетней жизни свидетельствует наличие только в Азербайджане, занимающем абсолютное мировое первенство, 14,486 долгожителей или 48,3 человека в возрасте 100 лет и более на 100,000 человек населения, которые живут физически активной жизнью.»
В советское время ученые отмечали, что СССР — «страна, как ни одна другая, богата долгожителями, и большинство их живет на Кавказе».
В 1976 г. в журнале «Химия и жизнь» вышла обширная статья про долгожителей И.Я.Архипова, где было отведено место и азербайджанским долгожителям.
Автор опубликовал небольшую таблицу — сведения о долгожителях-рекордсменах.
Архипов отмечал: «Шесть из девяти старейшин происходят из южной части восточного Закавказья и граничащего с ним Ирана, а трое из них — уроженцы и вовсе крошечного в масштабе планеты уголка, Лерикского района Азербайджанской ССР. Что это — суперконцентрация супердолгожителей?»
По словам автора «пять человек из девяти — погонщики скота, пастухи, представители одной из старейших на Земле профессий. Последние два обстоятельства, на мой взгляд, особенно важны, если заинтересоваться пищевым рационом супердолгожителей.»
Касаясь рациона долгожителей Азербайджана, Архипов ссылается на труды азербайджанских ученых.
Он пишет: «Азербайджанский историк К.Т.Каракашлы в своей книге «Материальная культура азербайджанцев северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа» приводит результаты историко-этнографического обследования главных районов пастбищного скотоводства Азербайджана. О пищевом рационе пастухов там говорится следующее: скотоводческое население этих краев в недалеком прошлом питалось преимущественно молочными и растительными продуктами; более того, чабаны, ведшие полукочевой образ жизни, готовили их не так, как остальные крестьяне: например, в крестьянском доме обычно кипятили молоко независимо от того, что из него потом будут готовить, а пастухи обходились без огня. Автор подчеркивает: глубокие старики рассказывали ему, что основу их пищи составляли продукты, приготовленные самым примитивным образом.»
Далее, Архипов рассказывает о том, как он встречался с одним из азербайджанских долгожителей — Ширином Гасановым. Автор делает акцент на том, как питался Гасанов и какой образ жизни вел.
Архипов пишет: «В гостях у одного из старейших граждан нашей страны я побывал в 1967 году, когда ему исполнилось 150 лет. Жил он в Джебраилском районе Азербайджанской ССР, в двухстах километрах от тех мест, которые упоминает в своем исследовании К.Т.Каракашлы.»
И далее: “Ширин Гасанов — подтянутый, подвижный и на вид здоровый человек — выполнял тогда обязанности колхозного сторожа, а раньше был чабаном: полгода проводил на зим¬ней стоянке, остальные шесть месяцев — в пути к альпийским лугам и обратно, проделывая за это время сотни километров. Питался он исключительно молочной и растительной пищей. Свое воздержание от мяса он объяснил мне очень просто: до Октябрьской революции неимущий чабан не мог распоряжаться овцами хозяина и должен был отчитаться за каждое животное; он привык обходиться без мяса и сохранил привычку вплоть до наших дней. Гасанов собирал съедобные травы, ягоды, плоды диких деревьев и кустарников. Лишь немногие продукты — мед да зерно — чабан выменивал на молоко у крестьян окрестных аулов. Проста была и утварь пастуха: ручная каменная мельница, металлический лист для выпечки лепешек и мешочек из овечьей кожи, в котором готовились простокваша, творог, масло и сыр.”
Архипов с сожалением отмечает, что встретиться с другим азербайджанским долгожителем — Ширали Муслимовым ему не удалось.
Он пишет: «Я собирался побывать еще у одного старейшины — Ширали Муслимова, но встреча так я не состоялась. Он умер в 1973 году, как полагают, в возрасте 168 лет. Мне удалось лишь собрать газетные заметки о долгожителе, дающие некоторое представление о его образе жизни. Вот какой был рацион старца: сыр, фрукты, овощи, хлеб из муки грубого помола, мед; из напитков — молоко и родниковая вода, а в последние годы чай из цветов различных растений.»
Архипов также упоминает еще об одном азербайджанском долгожителе, Меджиде Агаеве: «Еще об одном супердолгожителе, Меджиде Агаеве, рассказал мне корреспондент АПН В.Г.Григорьев. В доме этого старейшины едят и мясо: крупные куски баранины нанизывают на кизиловую ветку и держат над раскаленными угольями; когда мясо слегка подрумянится, шашлык считается готовым. Полусырое мясо — традиционное блюдо не только для семьи Агаевых его готовят н в других домах жителей Талышских гор.»
По материалам журнала «Химия и жизнь»
Еще по теме: Серию материалов про азербайджанского долгожителя Махмуда Эйвазова можно прочитать здесь.