Словесное искусство: поэзия Ашуга Шамшира из Кельбаджара (1893-1980)

С.Исаева

ХХ столетие – это особый период в развитии азербайджанского ашугского искусства. К этому периоду относится творчество многих великих ашугов и народных поэтов-исполнителей. Одним из них является создатель Гейче-Кельбеджарской ашугской среды, мастер исполнения Ашуг Шамшир (1893-1980).

Видный представитель азербайджанской ашугской поэзии XX века Ашуг Шамшир (Шемшир Гурбан оглы Годжаев) родился в 1893 году в селе Дамирчидам Кельбаджарского района. Его отец – Ашуг Гурбан, был знатоком азербайджанской лирики и дружил с известным мастером слова Ашугом Алескером. Именно он одобрил первые поэтические искания молодого ашуга.

Своим творчеством Ашуг Шамшир обогатил азербайджанскую ашугскую поэзию с точки зрения содержания, сюжета и искусности создания стихов. Художественное наследие Ашуга Шамшира, создавшего крепкий мост между классической и современной ашугской поэзией, отличается богатым содержанием и красотою формы.

Он создал стихи для всех поэтических форм, присущих ашугской поэзии. Будучи мастером слова, на протяжении всего своего творчества, он обращался к жанрам ашугской поэзии: гошма (форма стиха с парными рифмами), мюхаммас (пятистишие), герайлы, дивани и т.д.; создал неповторимые образцы искусства. Среди них есть и жанры, присущие классической литературе.

Отметим, что в своем творчестве мастер обращался преимущественно к жанру гошма, использовал формы «гошаярпаг гошма» (букв. «стих с парными листками»), «гюллю гафие» (букв. «цветочная рифма»). «Гошаярпаг гошму» иногда называют и «внутренней рифмой», и «скрещенной рифмой», и «раздвоенным двустишием».

Эти формы стиха мы можем наблюдать, в основном, в творчестве Ашуга Алескера. Но встречаются и в творчестве Ашуга Шамшира:

Эти локоны аркан, взоры капризны,
Проявил любовь, стал влюбленным.
Сама очень печальна, губы сахар,
Язык сладок, словно мед.

Шамшир использовал и форму «цветочная рифма». Как отметил В.Велиев, используемые в народных стихах обороты «я сказал(а) – он(а) сказал(а)» являются на самом деле внутренними обменами. Этот вид построен на основе художественного диалога, обобщает переживания лирического героя поэтическим языком в вопросно-ответной форме.

Ашуг Шамшир, используя «цветочную строфу», добился создания ценных образцов словесного искусства:

Я сказал: Мое горе просит ту сладкую,
Сказала: Почему твое тело поразило землятрясения?
Я сказал: Давай возьмемся за руки в этом саду,
Сказала: Это строение старости

Следует добавить, что он создал именно в парнорифмованных стихах (гошмах) трудные формы ашугской поэзии: закрытые строфы и строфы, при произнесении которых не смыкаются губы.

Один из часто используемых и очень продуктивных жанров ашугской поэзии герайлы – занимает значительное место в поэзии Шамшира. После гошмы, он обращался более всего к этому жанру и создал на основе этой формы неподражаемые образцы искусства. Для передачи общественных, любовных настроений, природной лирики, а также нравственно-дидактических мыслей ашуг прибегал к использованию именно жанра герайлы. Этот жанр имеет и форму «таджнис герайлы». Разные мастера слова в очень редких случаях прибегали к использованию этого типа в азербайджанской ашугской поэзии.

Интересный пример использования «таджнис герайлы» в творчестве Шамшира:

Любовь возлюбленной
Тебя заарканила,
тебя заарканила.
Я сказал, душа моя,
Теперь поцелуй губы любимой,
теперь поцелуй губы любимой

Как мы уже отметили, Шамшир на основе часто используемой формы – жанра дивани также создал интересные стихи. Укажем также, что многие дивани ашуга являются шедеврами. Другими словами, нравственно-дидактические умонастроения больше всего передавались посредством этого жанра. Дивани был словно создан, чтобы выразить назидания ашуга:

Послушай о чем я поведую тебе, ашуг,
Если дозволено тебе будет,
найдешь богатство от того,
что тебе даст народ, ашуг,
Найди себе друга, который обелит тебя, ашуг,
Сторонись предателей, злодеев и коварных, ашуг.

Шамшир в своем дивани «Ашуг» постредством поэтических строк выразил, насколько он ценит этот вид искусства; значимость этого вида искусства; какие серьезные критерие требуются для приобщения к этому искусству; какую большую ответственность он чувствует.

В поэзии Ашуга Шамшира имеются и пятистишия (мюхаммесы) с глубоким смыслом и изящными формами. В.Велиев пишет, что основная причина того, что пятистишия занимают такое большое место в ашугской поэзии – это, то, что они по своему характеру лирико-эпические. …Ашуги, наряду с возможностью передать внутренние переживания, чувства, приобретают и возможность передать свое отношение к отдельным событиям эпических картин.

Ашуг Шамшир в пятистишиях добился успешной передачи всей полноты внутренных чувств лирического героя, широкого описания определенного события. Любой пример пятистишия Шамшира наглядно показывает поэтический талант ашуга как мастера слова:

Рост высок и великолепен у нее,
Лицо как месяц, лицо как луна у нее.
Гнев как осенняя ночь, великодушие как день у нее,
Я Шамшир поверил, слова правдивы и честны ее,
Если крепко преданна, то и я дал обет девушке.

Одна из самых сложных форм ашугской поэзии, ее высотой является таджнис. Создание таджниса требует от мастера слова большого умения и демонстрирует силу его таланта. Известно, что таджнисы строятся на основе каламбурных рифм, т.е. в любом жанре возможно создать таджнисы посредством игры слов. Здесь следует соблюдать совпадения формы с содержанием. В большинстве случаев больше внимания уделяют форме, чем содержанию, и тогда в результате получаются строки, состоящие из игры слов, но не соответствующие друг другу. Следовательно, создание совершенного таджниса – показатель мастерства.

Можно смело сказать, что Ашуг Шамшир создал великолепные таджнисы, в которых содержание и форма дополняют друг друга. В его творчестве можно встретить такие формы таджниса, как «черный таджнис», «герайлы таджнис», «песенный таджнис», «таджнис не смыкающий губ», «джыгалы таджнис, не смыкающий губ».

Ашуг Шамшир обращался в поэзии и к жанру баяты, и можно сказать, что все баяты его построены на игре слов. Особо следует указать, что в баяты Шамшира зачинательные слова баяты, типа «я дорог», «не так ли» составляют меньшинство. По мнению некоторых фольклористов азербайджанские баяты чаще начинаются выражениями: «я дорог», «не так ли», «я влюбленный».

Баяты Шамшира привлекают внимание с той точки зрения, что в них мало мало используются «шаблонные» выражения. Баяты Ашуга Шамшира с точки зрения тематики также разнообразны. В них любовные мотивы составляют преимущество. Баяты ашуга, составленные на основе игры слов, и по содержанию, и по форме являются оригинальными образцами искусства:

Выстроены многие печали,
Разожги, сожги печали,
Боюсь, расстанусь я с тобой,
В душе останется печаль.

Здесь каламбур построен на словах, сходных по форме. Так, в оригинале стиха слово «qala» в первой строке (в значении «много»), слово «qala» во второй строке (в значении «жечь») и в четвертой строке (в значении «остаться») создают игру слов и образуют единство по форме и содержанию.

Посредством рифм-игры слов внутренний мир, переживаемые волнения, чувства и настроения лирического влюбленного, который боится расстаться со своей возлюбленной, выражают высокую художественную образность.

У меня влюбленного душу отняла,
У моей жизни душу взяла,
Брови твои – вражеские палачи,
Глаза, отнимающие душу.

В этом баяты глаза и брови возлюбленной взяты как основной элемент и с помошью игры слов в рифмах был создан таинственный и пленительный образ.

Оделась ты в шелка,
Не впадай ты в глубокие реки.
Если посмотрит соловей, кровью обольется,
От шипов на цветке.

Шамшир в своем творчестве уделял место и для жанра лирического вида баяты-загадки и представлял их как игру слов.

Он не ограничивался только жанрами ашугской поэзии, он проявлял интерес и к жанрам классической литературы. Шамшир по мере творческого развития обращался и к рубаи (четверостишиям) основному жанру классической восточной литературы и создал, в основном, каламбурные рубаи. По объему маленьких поэтических рубаи возможно посредством нескольких слов выразить глубокое содержание.

Рубаи Шамшира полны поэтического таланта, показывают новые формы его поэтического умения: бывает рифмованным, первые строки последуюших куплетов свободные, вторые строки рифмуются с рифмами первоначального куплета. Как правило, в последнем куплете поэт упоминает свой псевдоним.

Подытоживая анализ жанровой структуры поэзии Шамшира, можно отметить, что Ашуг Шамшир глубоко знал жанровую структуру азербайджанской ашугской поэзии. Он создал все жанры и формы азербайджанской ашугской поэзии, создал настоящие шедевры в отдельных видах жанра. Учитывая формально-поэтическую структуру каждого жанра, Шамшир старался эти жанры своей художественной гениальностью превращать в произведения словесного искусства.

Первый поэтический сборник Ашуга Шамшира вышел в 1959 году. Затем последовало издание и других книг — «Гошмалар», «Избранные произведения», «Песня гор», «Стихотворения», «Наставления» и др. До конца жизни Ашуг Шамшир жил в родном Кельбаджаре. Скончался он 10 февраля 1980 года.

По материалам Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби