З.Ализаде
Советская Азербайджанская историческая наука прошла сложный и трудный путь развития. Это было обусловлено, прежде всего тем, что в 1920-1930-е годы она была превращена в придаток административно-командной системы и политизирована. В историческом аспекте это проявилось в централизации управления наукой, свертывании дискуссии, усилении политического и идеологического контроля за творчеством и давления на ученых, результатом чего явилась искаженная, неадекватная оценка и выводов исторических процессов.
Вследствие этого был проигнорирован принцип историзма и объективности, во главу угла были поставлены классово непримиримые тезисы. Октябрьский переворот привнес в науку классовые критерии, отождествляя пролетарскую позицию с научной. Насильственное внедрение марксизма-ленинизма, сопровождалось возрастанием роли истории в идейной борьбе.
Классовый подход более всего сказался на кадровом потенциале. При подготовке кадров уделялось большое внимание политической благонадежности, чем их компетентности, проводилась политика пролетаризации науки в основном из коммунистов и комсомольцев, имевших стаж практической работы на производстве, в партийных и советских органах, в научную среду внедрялись лица без базового образования и теоретической подготовки, негативно влияющих на общую квалификацию обществоведческих кадров.
Организационная структура азербайджанской науки явилась частью советской системы научно-исторических центров, направление развития которой определялось партийно-советскими органами в соответствии с директивами и решениями союзного руководства.
Однако справедливости ради следует признать, что в 1920-1930-е годы в Азербайджане наблюдалось значительное развитие исторической науки и высшего исторического образования, несмотря на наличие всех ошибок и слабость научной мысли.
В 1919 г. в период АДР общественностью был решительно поставлен вопрос о создании в Баку университета. Постановка этого вопроса отражала стремление правительства АДР, прогрессивных сил азербайджанского народа, азербайджанской демократической интеллигенции, добивающейся создания национальной высшей школы на родном языке.
Несмотря на тяжелые политические и экономические условия, в сентябре 1919 г. парламентом АДР был принят законопроект об учреждении в Баку университета. С открытием университета был утвержден его первый «Устав» (сентябрь, 1919). Создание университета явилось крупным событием в культурной жизни Азербайджана и положило начало подготовке квалифицированных кадров. Значение его заключается еще и в том, что он был первым университетом европейского типа на Ближнем и Среднем Востоке.
Первые регулярные учебные занятия в Бакинском Университете начались 15 ноября 1919 г. Были сформированы и открыты три курса медицинского и первый курс историко-филологического факультета, деканом которого был назначен профессор Н.Дубровский. Историко-филологический факультет состоял из трех отделений: исторического, словесного и восточного. Из-за отсутствия преподавателей-азербайджанцев преподавание велось лишь на русском языке. Все делопроизводство также велось только на русском языке.
Поэтому неслучайно, что в Университете основной контингент преподавателей и студентов составляли лица другой национальности. Так, в 1919-1920 уч. гг. на историко-филологический факультет было принято 604 студента, среди которых тюрок (азербайджанцев) было 125, русских — 121, армян — 67 и тд. Численность студентов — тюрок составляла меньше 26%.
Однако последующие политические события воспрепятствовали реализации планов правительства АДР о тюркизации Университета, привлечении большого количества преподавателей — азербайджанцев, об усовершенствовании учебного процесса, предусмотренных Уставом Университета.
Устав 1919 г. действовал в течение одного года — до низвержения АДР большевиками и установления в Азербайджане советской власти в апреле 1920 г. Примечательно, что к декабрю 1919 г. на историко-филологическом факультете учились 3 коммуниста, которые вели агитационно-пропагандистскую работу среди студентов против существующий власти. Ими руководил Бакинский Комитет РСДРП (б). Студенты — большевики принимали участие во всех политических событиях и сыграли немаловажную роль в свержении АДР.
С установлением Советской власти в Азербайджане было ликвидировано национальное правительство, провозгласившее независимость азербайджанской республики, отменены действующие законы, расформирована национальная армия.
Политические события отразились и на деятельности Университета. Летом 1920 г. был принят новый Устав Университета, по которому предпочтение при поступлении в Университет отдавалось коммунистам, лицам физического труда, красноармейцам, служащим советских учреждений и т.д. А рабочим и крестьянам были предоставлены большие льготы.
В 1920 г. распоряжением правительства Азербайджанской ССР был установлен порядок комплектования студентов историко-филологического факультета Университета. В условиях диктатуры пролетариата, с целью создания надежной социальной базы, к числу первостепенной важности относилось обеспечение такого социального состава, при котором должна была формироваться новая рабоче-крестьянская интеллигенция с марксистко-ленинским мировоззрением, коммунистическим сознанием и убежденностью в правоте коммунистических идеалов. В этой связи необходимо было принимать в первую очередь рабочих и крестьян и их детей. С этой точки зрения тогда и рассматривалась динамика роста студенчества.
Однако в условиях массовой неграмотности рабочих и крестьян, унаследованной от дореволюционного периода, весьма сложным и трудным делом было комплектование вузов в первые годы Советской власти, поскольку в подавляющем большинстве дети рабочих и крестьян до революции не могли получить среднего образования, не имели необходимых знаний для поступления в вузы, в частности, в открывшийся для них историко-филологический факультет Университета. Требовалось проведение экстренных и радикальных мер для обеспечения их фактической возможности получения высшего образования, а, следовательно, создания кадров народной интеллигенции.
Большую помощь в этом оказали рабочие факультеты (рабфаки). Они создавались с целью предоставления рабочим и крестьянам реальной возможности поступления в высшую школу.
Первый рабфак был открыт в Москве 2 февраля 1919 г., а 17 сентября 1920 г., декретом за подписью В.Ленина была оформлена организация рабочих факультетов при всех вузах РСФСР. Успешно закончившие рабфаки зачислялись в вуз без вступительных экзаменов.
1 декабря 1920 г. Азревком принял декрет об организации рабочего факультета при Бакинском Университете, который 6-го декабря уже начал функционировать. Рабфак Бакинского Университета был первым в Азербайджанской ССР и стал именоваться Центральным рабочим факультетом. Позже были организованы рабфаки и в других городах Азербайджана, в частности в Гяндже, Шеки, на которых занятия велись на азербайджанском языке.
В 1922 г. состоялся первый выпуск рабфака АГУ в количестве 26 человек. За десять лет своего существования этот рабфак подготовил для высшей школы 1,659 чел. С каждым годом среди выпускников рабфаков росло число азербайджанцев. Если в 1920-1921 уч. г. их было 107 чел.овек, в 1923-1924 учебном году — 757 человек, а в 1925-1926 уже 1590 человек.
В рабфаках учились слушатели, являвшиеся в основном рабочими, батраками и крестьянами. Примерно 1/3 общей численности рабфаковцев состояла из коммунистов и комсомольцев. Такой состав рабфаковцев обеспечивал усиление партийно-комсомольской прослойки в ВУЗах. Можно заключить, что большая часть выпускников рабфака шла в АГУ и АПИ, в том числе многие из них поступали на исторические отделения этих ВУЗов. В дальнейшем, в середине 1930-х годов, в результате развития средней школы, рабфаки прекратили своё существование.
Как первый и основной центр подготовки национальных кадров Бакинский Государственный Университет по решению комиссии Нарком проса 6 декабря 1922 г. был переименован в Азербайджанский Государственный Университет (АГУ), а в 1924 г. ему было присвоено им. В.И.Ленина.
В первые годы деятельности АГУ, вследствие нехватки национальных кадров и литературы на азербайджанском языке, преподавание в нем велось только на русском языке. Историко-филологический факультет Университета стал первой ячейкой высшего исторического образования в Азербайджане. В начале он состоял из трех отделений: исторического, восточного, словесного. Но вскоре последовал ряд реорганизаций, связанных с поисками наиболее целесообразных форм высшего образования, в том числе и исторического.
22 октября 1920 г. на заседании историко-филологического факультета обсуждался вопрос о создании самостоятельного восточного факультета. 19 апреля 1921 г. было принято постановление признать неотложным преобразование восточного отделения в восточный факультет. Для осуществления этого считалось необходимым привлечь новые научные силы, создать специальную библиотеку и музеи востоковедения.
6 февраля 1922 г. Народный Комиссариат Просвещения Азербайджанской ССР (Наркомпрос) дал указание Совету Университета об организации восточного факультета, с тем, чтобы создать научную школу специалистов — востоковедов, самостоятельных исследователей в области истории Востока, а также подготовить преподавателей истории, языка и литературы тюркских и иранских народов. На заседании 30 марта 1922 г. Совет Университета постановил образовать Восточный факультет, наметив его к началу осеннего семестра.
Цель создания Восточною факультета заключалась в следующем: создать азербайджанскую научную школу специалистов востоковедов, исследующих историю Азербайджана, Персии, Турции, Ближнего Востока, их экономическую и социальную жизнь, язык, литературу, религию и этнографию этих стран; подготовить преподавателей истории, языка, литературы тюркских и иранских народов для средней школы; дать научную подготовку в области архивного, музейного и библиотечного дела.
Бакинский восточный факультет состоял из двух отделений: исторического и словесного, а словесное отделение имело 2 сектора: тюркский и иранский.
Следующим шагом было преобразование в 1923 г. историко-филологического факультета. Историко-филологический факультет Университета с 1923-1924 уч. г. был преобразован в факультет общественных наук (ФОН) имевший общественно-историческое и словесное отделения. В 1924-1925 уч. г. на базе физико-математического факультета, открывшегося в 1920 г., и факультета общественных наук (ФОН) был создан Педагогический факультет в составе трех отделений: общественно-исторического, математического и естественного. Общественно-историческое отделение Педагогического факультета, занимавшееся подготовкой учителей истории и обществоведения, просуществовало с 1924-1925 уч. г. по 1929-1930 уч. г. В 1929 году к Педфаку был присоединен и востфак.
Вторым центром высшего исторического образования в Азербайджане стал Азербайджанский Педагогический институт, деятельность которого началась в 1921 г. Декретом от 26 августа 1921 г. Совнарком Азербайджанской ССР за подписью Н.Нариманова и Д.Буниатзаде был создан Высший мужской педагогический институт, предназначенный для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров.
Инициаторами в организации Института являлись Н.Нариманов, Д.Буниятзаде, Фатуллабек Рзабейли, Габиб Махмудбеков, Абдулла Шаик Талыбзаде, Махмудбек Эфендиев, Садых Гусейнов, Рагим Джафаров. Активное участие в этом принимали видные русские ученые А.Маковельский, П.Фридолин, Б.Комаровский и другие преподаватели АГУ.
Высший мужской педагогический институт был первым учебным заведением в Азербайджане, где преподавание с самого начала велось на азербайджанском языке. Первым директором института был известный ученый и педагог, естествоиспытатель Фатулла бек Рзабейли. В институте имелось три отделения, в том числе историко-филологическое.
Вслед за мужским Педагогическим институтом декретом Совнаркома Азербайджанской ССР в ноябре 1922 г. был организован Педагогический женский институт, что было обусловлено подготовкой женских кадров-педагогов, в том числе историков. Первым директором этого Института была А.Макинская. Среди преподавателей одной из первых женщин-азербайджанок была Салима-ханум Осман-заде.
Вскоре Азербайджанский мужской и женский Педагогический институты были объединены в единый Высший педагогический институт.
Далее, в целях обеспечения единого руководства, улучшения подготовки педагогических кадров, повышения качества обучения, Совнарком Азербайджанской ССР 16 июля 1926 г. принял постановление «О реорганизации Педагогических институтов».
Серьезные реорганизации, затрагивающие центры высшего исторического образования, продолжались и в дальнейшем. Острая нужда в высококвалифицированных кадрах для народного хозяйства и культуры по всей стране требовала ускорить темпы их подготовки. С этой целью по решению ЦК ВКП(б) в июле 1928 г. и ноябре 1929 г. на базах многофакультетских высших учебных заведений создавались самостоятельные отраслевые институты.
В связи с этими решениями в высших школах Азербайджана была осуществлена перестройка. На заседании СНК Азерб. ССР от 5 мая 1930 года обсуждался вопрос о реорганизации Вузов и техникумов. Было принято постановление: Педагогический факультет АГУ реорганизовать в Высший педагогический институт (ВПИ) и поручить Наркомпросу определить отделения организуемого ВПИ и пересмотреть учебные планы с установлением сроков обучения в 3-4 года.
Согласно постановления Наркомпроса Азерб. ССР от 19 июня МЗО года «О районировании и новой организации высших школ» на базе отдельных факультетов АГУ были учреждены самостоятельные отраслевые институты. Были созданы три новых вуза — медицинский, педагогический и народного хозяйства. А Университет прекратил свою деятельность.
Воссозданный в 1930 г. Высший Педагогический институт (ВПИ), которому в том же году было присвоено им. В.И.Ленина, (позднее — им. Туси) имел в своем составе общественно-экономический факультет с общественно-историческим отделением. Это был единственный в течение 1930-1933 гг. очаг высшего исторического образования в Азербайджане. В своей деятельности он был ориентирован на подготовку педагогов по обществоведению для средних школ.
Однако после реорганизации 1930 г., во общем сыгравшей известную положительную роль в подготовке специалистов для народного хозяйства, в ближайшие годы все более становилось ясным, что упразднение таких крупных научных и учебных центров, как Университеты явилось неоправданным. Это, в первую очередь, отразилось на высшем гуманитарном, в особенности, историческом образовании. Одно лишь общественно-историческое отделение, в основном готовившее учителей средней школы, не могло обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров научных работников-историков. Такое состояние подготовки кадров историков вело к отставанию советской исторической науки и свидетельствовало о недостаточном внимании к этой отрасли знаний со стороны руководящих органов просвещения.
Важным событием в жизни высшей школы явились постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О целевых установках университетов» от 14 апреля 1931 года, «Об учебных программах и режиме в высшей школе» от 19 сентября 1932 года, «О преподавании гражданской истории» от 16 мая 1934 года. В этих постановлениях говорилось о необходимости перестройки высшей школы, о важности университетского образования, о развитии высшего исторического образования в стране.
В этой связи возник вопрос о восстановлении Азгосуниверситета. Постановление СНК Азерб. ССР от 1 июня 1934 г. гласило: «В соответствии с Постановлением ЦИКа СССР от 19 сентября 1932 г. для подготовки высококвалифицированных специалистов по общенаучным дисциплинам, а также педагогов, признать необходимым с 1 сентября 1934 года открыть в Баку Азербайджанский Государственный Университет с 5-летним сроком обучения«. СНК решил контингент первого приема в АГУ установить в 210 человек.
В специальной докладной записке55 по вопросу открытия в Азербайджане Государственного университета, подготовленной Наркомпросом отмечалось, что в настоящее время в Азербайджанской ССР имеется сеть высших учебных заведений, из которых ВПИ готовит педагогические кадры для средней школы, техникумов и рабфаков, а другие ВУЗы и ВТУзы готовят руководителей и организаторов производства, каждый по своей специальности. Между тем, область научно-исследовательской работы, подготовка высококвалифицированных кадров и специалистов-исследователей по общественным дисциплинам, а также научных работников-преподавателей по тем же дисциплинам для ВУЗов и ВТУЗов, остается совершенно необеспеченной.
Далее, в докладной подчеркивалось, что назрел вопрос обеспечения этой потребности по примеру РСФСР и других республик, путём открытия в Баку АГУ с 5-летним сроком обучения. В плане подготовки создания Университета он рассма-тривался как будущий центр научно-исследовательской работы в республике.
Разрешение вышепоставленных задач требовало сосредоточения в Университете большого количества высококвалифицированных научных работников, а также большого разворота научно-исследовательской работы. Все это возлагалось на Университет, который в процессе своей деятельности должен был обрасти целой сетью вспомогательных научно-исследовательских учреждений.
При планировании деятельности Университета предполагалось, что в его стенах и связанных с ним научно-исследовательских учреждениях, привлеченные научные кадры дадут большой качественный рост, а организуемая аспирантура обеспечит и количественную подготовку высококвалифицированных специалистов.
Одновременно ставился вопрос о создании при АГУ фундаментальной научной библиотеки по основным общенаучным дисциплинам, входящим в курс занятий Университета. В связи с этим предполагалось передать АГУ бывшую библиотеку востфака с книгами на азербайджанском, русском, французском, немецком, английском языках, а также прежней части Университетской библиотеки, находящейся к тому времени во введении ВПИ, так как ВПИ пользуется только очень ограниченной частью этой библиотеки.
С точки зрения высшего исторического образования чрезвычайно важно было то, что в его составе впервые в истории народного просвещения в республике был открыт самостоятельный исторический факультет.
Исторический факультет в составе АГУ должен был ликвидировать эту недооценку исторической дисциплины и обеспечить кадрами научных работников-историков, как ВУЗы Азербайджана, так и научно-исследовательские учреждения в области истории вообще и истории Азербайджана в частности. Этот же факультет был призван готовить кадры научных работников в области музееведения, архивоведения и археологии.
По материалам книги автора