Талантливый композитор, ученый, педагог и музыкально-общественный деятель Ашраф Джалал оглы Аббасов вошел в историю музыкальной культуры Азербайджана как один из ведущих и признанных ее мастеров. Вся жизнь и творчество заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР, автора балета, трех музыкальных комедий, многих симфонических, камерно-инструментальных, вокально-хоровых произведений, кандидата искусствоведения, профессора А.Аббасова неотделимы от его отечества, родного народа.
А.Аббасов приобщился к самым различным жанрам музыкального искусства в период их становления и внес свой творческий вклад в развитие композиторской школы Азербайджана.
Перу композитора принадлежит ряд музыкально-теоретических и исторических работ, сочинений и статей, опубликованных как в Азербайджане, так и за рубежом (Индонезия, Эфиопия).
Аббасов был научным редактором и консультантом различных теоретических работ и пособий, оппонентом многих диссертаций на актуальные темы азербайджанского музыкального искусства, а также большим знатоком народной, классической и современной музыки.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Ашраф Аббасов родился 23 марта 1920 года в Шуше. Превосходный город-курорт, расположенный на крутых склонах гор, Шуша постоянно привлекала к себе отдыхающих и путешественников величественной красотой природы, живительным ароматом горного воздуха. Шуша издревле славилась своим искусством. Ее называли колыбелью поэзии и музыки.
Ашраф Аббасов родился в семье портного. Шуша была торговым городом и здесь широко были развиты различные ремесла. Но люди, помимо своих трудовых занятий, тянулись к образованию и искусству. Отец композитора, Джалал Мехти оглы, прожил тяжелую жизнь. Он рано остался сиротой и не мог получить образовання так как должен был содержать семью. Это заставило его приобрести профессию портного и он много и усердно работал, чтобы дать образование детям.
По воспоминаниям его сына, отец был передовым, мудрым человеком, который тянулся к просвещению, к русской культуре и русскому языку; он не раз выезжал в Москву и старался поддержать просветительский дух в своей семье. Несмотря на то, что в семье было много детей, он почти всем им дал образование.
С самых ранних лет А.Аббасов проявил большое влечение к музыке и музыкальную одаренность. Как вспоминал сам композитор, он делал из камыша свирели и играл на них, пытаясь воссоздать напевные мелодии, которые слышал вокруг себя. Он был очень живым, подвижным мальчиком, большим выдумщиком и нередко собирал вокруг себя детей, организовывая детские игры, сопровождающиеся пением и танцами.
В 1933 году в Шуше открылась музыкальная школа и Ашраф Аббасов поступил в нее, начав заниматься игрой на таре. Его первым педагогом был тарист Гамза Алиев, отец известного скрипача, заслуженного артиста республики, профессора А.Г.Алиева, который был организатором и директором этой школы. Затем занятия А.Аббасова продолжались в классе тариста Расула Асадова.
Помимо исполнительского мастерства Ашраф Аббасов получил в школе и первые познания в области музыкальной грамоты. Теоретические предметы в школе вела Фатьма-ханум Зейналова, ученица Узеира Гаджибекова. От Фатьмы-ханум А.Аббасов впервые услышал об Узеире Гаджибекове, о профессии композитора и, чувствуя большую потребность творческого музыкального выражения, он начал сочинять одноголосные мелодии для тара, которые затем превращались в технические пьески типа этюдов.
Фатьма-ханум первая обратила внимание на творческие опыты своего ученика и, собрав эти этюды в сборник, послала их Узеиру Гаджибекову. Даже по этим маленьким, далеко несовершенным опусам молодого композитора, Узеир Гаджибеков смог предугадать талант и пригласил А.Аббасова приехать в Баку, чтобы тот получил профессиональное образование в музыкальном училище.
А.Аббасов приехал в Баку в 1936 г. Тогда же состоялась первая встреча будущего композиторе с Уз. Гаджибековым, который помог ему поступить в Азербайджанское государственное музыкальное училище, в класс композиии Г.3.Бурштейна, известного композитора и педагога.
В классе Георгия Бурштейна занятия талантливого юноши шли успешно; Ашраф Аббасов написал несколько хоровых песен, небольшие пьесы для фортепиано, в которых заметно ощущалась народная основа его музыки. Молодой музыкант жадно приобщается к музыкальной культуре: он знакомится с музыкальной литературой, безгранично увлечен музыкальной жизнью города. Кроме того, он продолжает заниматься игрой на таре.
В 1938 году, в качестве тариста, Ашраф Аббасов становится участником первой Декады азербайджанской литературы и искусства в Москве. Он играет в оркестре азербайджанских народных инструментов, который сопровождает постановку спектакля музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Художественная и культурная жизнь Москвы произвели неизгладимое впечатление на композитора; он был потрясен обилием музыки, с которой столкнулся, и у него появилось горячее желание завершить свое образование в Москве.
В 1939 году А.Аббасов поступает в Азербайджанскую государственную консерваторию на композиторское отделение, в класс профессора Бориса Зейдмана. Однако занятия в консерватории длились недолго. В декабре этого же года композитор был мобилизован в ряды Советской Армии и служил в Белоруссии. Но и здесь музыка не остается в стороне. Ашраф Аббасов руководит хором при клубе воинской части, играет на валторне. Шел второй год службы и Родина оказалась ввергнутой в адскую пучину войны.
В 1941 году Ашраф Аббасов уходит добровольцем на фронт. Он участвует в тяжелых боях Смоленского направления, под городом Ельни, который находился недалеко от села Новоспасское. Здесь же композитор получил пулевое ранение и был госпитализирован в Томск. Находясь на излечении, он участвует в художественной самодеятельности в клубе госпиталя. Раненный в руку, он лишен возможности играть на своем любимом инструменте таре, но с музыкой не может быть покончено, ведь он так любил сочинять. И А.Аббасов с увлечением создает ряд патриотических песен («Вперед», «За нашу Родину»), которые звучали по Томскому радио.
После госпитальной койки Ашраф Аббасов возвращается домой, в Шушу, где, поправляя свое здоровье, одновременно ведет активную педагогическую и музыкально-общественную работу в качестве заведующего учебной частью и педагога музыкально-теоретических дисциплин, а позже директора музыкальной школы, в которой проработал два года. Работая в школе, А.Аббасов организовал здесь детский ансамбль песни и танца, который под его руководством принимал активное участие в культурном обслуживании трудящихся города.
После выздоровления А.Аббасов вновь устремляется в Баку, где возобновляются занятия композицией в классе профессора Б.Зейдмана; теорию и историю азербайджанской народной музыки он изучает под руководством профессора Уз.Гаджибекова.
До войны, обучаясь на первом курсе консерватории, А.Аббасов работал над созданием различных инструментальных произведений. Это были: Сонатина для виолончели и фортепиано, вариации для скрипки и фортепиано, пьесы для гобоя, флейты, музыка к драматическим спектаклям («Фитнэ» А.Шаига, «В начале мая» Ю. Любимова).
Инструментальные композиции А.Аббасова быстро стали репертуарными, так как были в числе первых образцов произведений этого жанра. Композитор начинает активно и успешно работать в жанре симфонической музыки. Он создает «Танцевальную сюиту» (в трех частях) для симфонического оркестра, которая демонстрирует самобытный почерк композитора, чуткое проникновение его в стихию танцевального жанра. Это произведение, получив положительную оценку профессионалов, прозвучало на Декаде музыки народов Закавказья, проходившей в Тбилиси в 1944 году.
Декада музыкального искусства закавказских республик стала яркой демонстрацией успехов музыкального творчества композиторов Закавказья, представленного многообразными жанрами, начиная с песенных форм и кончая крупными симфоническими и оперными произведениями. Декада музыки республик Закавказья была знаменательна и тем, что в программах ее концертов появились новые композиторские имена. Произведения молодой талантливой плеяды азербайджанских композиторов, как отмечал в одной из рецензий композитор Ю.Шапорин, стали ярким подтверждением того, что симфоническая музыка Азербайджана переживает пору бурного развития и «тот скачок, который азербайджанское симфоническое искусство, благодаря молодежи, сделало за последние два-три года, заставляет не только надеяться, но и твердо верить, что построение нового здания музыкальной культуры азербайджанского симфонизма будет осуществлено успешно».
В многочисленных статьях и рецензиях, освещавших Декаду, постоянно подчеркивалось стремление композиторов к созданию ярких, национальных произведений, что ощущалось в неповторимой свежести их музыкального языка.
Успех на Декаде вдохновил молодого А.Аббасова. Делясь своими планами, А.Аббасов писал: «Сейчас я учусь на втором курсе консерватории. Планы мои сводятся прежде всего к учебе. Но одновременно буду и писать. К 25-летию Советского Азербайджана закончу симфоническую поэму о городе, где я родился, о Шуше…».
И действительно, в самом скором времени прозвучала симфоническая поэма «Шуша», а затем появилась Соната для фортепиано, которыми композитор закончил второй курс. Однако в жизни не все идет так гладко, как хочется. В 1944 году умер отец композитора, которого он так сильно любил, и теперь, в трудные годы войны и лишений, заботы о больной матери, сестрах и брате легли на плечи студента-композитора. Ценой огромных усилий, большой выдержки и терпения А. Аббасову удалось одновременно учиться и работать.
Занятия в консерватории стали для композитора прекрасной школой. Здесь он познал величие и красоту мировой и русской музыкальной культуры.
С особым почтением А.Аббасов относился к классике, в частности к гению Бетховена, революционный дух и мужество которого он боготворил. Из русских композиторов Ашраф Аббасов очень любил П.Чайковского, методы которого в использовании фольклора были особенно ему близки. И сам композитор много записывал, обрабатывал народные песни для соло и хора, писал пьесы и танцы для оркестра народных инструментов.
В эти насыщенные учебой и творчеством годы Ашраф Аббасов, как и другие молодые композиторы, постоянно ощущает большое внимание и поддержку (как моральную, так и материальную) со стороны Узеира Гаджибекова. Композитор позднее вспоминал один из трогательных эпизодов этого времени. Будучи на первом курсе он написал пьесу «Кюрду» для оркестра народных инструментов. Узнав об этом, Узеир Гаджибеков поехал в Радиокомитет и помог устроить прослушивание пьесы молодого композитора и принять ее к исполнению.
С каждым годом учебы расширялся круг интересов молодого композитора. Увертюра для симфонического оркестра сменяется пьесами для фортепианного трио, концерт для фортепиано с оркестром — струнным квартетом.
В 1948 году, сдав последний государственный экзамен и получив диплом с отличием, А.Аббасов завершает учебу в Азгосконсерватории. Интересно отметить, что в студенческие годы у А.Аббасова обнаруживается также интерес к музыковедению. В газетах одна за другой появляются рецензии за подписью А.Аббасова, что в дальнейшем определит появление многих интересных музыкально-критических работ и научных исследований. Одновременно с учебой в консерватории А.Аббасов занимается педагогической деятельностью. Он преподает музыкально-теоретические дисциплины в специальной музыкальной школе-десятилетке и в училище; в 1947 году композитор назначается директором музыкального училища.
Вскоре осуществляется заветная мечта А.Аббасова — его направляют в аспирантуру при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Годы занятий в Москве были чрезвычайно насыщенными. Как значимо общение с выдающимися русскими советскими музыкантами, искусство которых оказывает, естественно, плодотворное влияние на молодого композитора.
Чрезвычайно богатой событиями была музыкально-театральная жизнь Москвы этого периода. Великолепные постановки ведущих театров столицы, блестящие концерты мастеров советского и зарубежного искусства стали для Ашрафа Аббасова той великолепной музыкальной средой, в которой он мог черпать вдохновение для своего творчества.
И действительно, годы учебы в Москве оказались очень плодотворными. Композитор создает поэму для виолончели с оркестром, посвященную памяти Узеира Гаджибекова, кантату для солистов, хора и симфонического оркестра в 7-ми частях на слова С.Вургуна, С.Рустама, 3.Джаббарзаде, которая была успешно исполнена силами студенческого хора и оркестра в Большом зале Московской консерватории, а дирижировал — известный композитор, народный артист Азербайджана Тофик Кулиев, также обучавшийся в стенах Московской консерватории. Привлекла тогда внимание и симфоническая поэма «Наступит день», написанная по мотивам романа Мирзы Ибрагимова, а кроме того, пьесы для фортепиано, произведения для хора, песни.
Заканчивая аспирантуру, Ашраф Аббасов написал большую исследовательскую работу «Узеир Гаджибеков и его опера «Кёроглы», которая была представлена в качестве диссертации и успешно защищена. Это был первый кандидат искусствоведения среди композиторов республики.
Обогащенный новыми знаниями, интересными творческими замыслами, Ашраф Аббасов возвращается в Баку и возобновляет свою педагогическую работу в Азербайджанской государственной консерватории. Несколько лет (с 1953 по 1957 гг.) он возглавлял это высшее музыкальное учебное заведение республики; с 1957 по 1972 г. он — заведующий кафедрой композиции; с 1969 года — профессор этой же кафедры, ведущий в разные периоды такие дисциплины, как сочинение, полифония, инструментовка, основы азербайджанской народной музыки.
В то же время педагогическая деятельность не мешала заниматься творчеством, обогащая азербайджанскую музыкальную культуру новыми произведениями самых различных жанров. Большое внимание в этот период привлекла третья симфоническая поэма композитора «Драматическая», в которой воспевался героический труд советских людей. Несколько лет спустя, это произведение с успехом прозвучало в исполнении БСО Всесоюзного радио под управлением дирижера Альгиса Жюрайтиса.
Интересами и весьма значительными становятся в творческой биографии композитора 1960-е годы. Ашраф Аббасов расширяет свою жанровую палитру, начиная работать в области музыкально-сценических произведений. Дебютом его в этом жанре была музыкальная комедия «Не быть тебе милым моим» (либретто Магеррама Ализаде). Прекрасный мелодизм оперетты, использование народных песенных и танцевальных интонаций сделали это сочинение одним из популярных среди широкого круга слушателей.
Два года спустя А.Аббасов создает балет «Чернушка» по мотивам одноименной повести писателя Сулеймана Сани Ахундова, где повествуется о трагической судьбе девочки-сиротки, пожертвовавшей жизнью во имя дружбы. И трагическая концовка балета звучит как протест против социального неравенства, как песнь о чистом и светлом человеческом чувстве.
Занимаясь музыкальным театром, Ашраф Аббасов не отходил от работы в области вокальной лирики. Он создает ряд пьес для фортепиано, романсы на слова Вагифа, М.Мушфига и Г.Гусейнзаде, песни и сборники хоровых произведений на слова современных азербайджанских поэтов.
В 1968 году Ашраф Аббасов посещает Эфиопию. Это была творческая командировка в рамках соглашения о культурном сотрудничестве. Пребывание в Эфиопии оказалось очень значительным для композитора. Ашраф Аббасов отмечал в своем интервью, что музыка этой страны чрезвычайно богата по своему ладо-интонационному строю и близка к азербайджанскому фольклору, она очень разнообразна по жанрам.
В Эфиопии композитор посещал народные представления. Яркие впечатления от этой поездки отразились в произведении для струнного квартета «Эфиопские эскизы», в котором композитор использовал народные мелодии записанные им в этой стране.
1970-е годы также чрезвычайно плодотворны у композитора. Не прекращалась работа в музыкальном театре и этот период ознаменовался премьерами двух музыкальных комедий: «В объятиях года» (1970 г.) и «Двор мой — жизнь моя» (1977 г.).
Появляются также произведения симфонического жанра и камерно-инструментальной музыки, среди которых два хора а’капелла о В.Ленине (1973 г.), пьесы для виолончели и фортепиано (1975 г.), скрипки и фортепиано (1976 г.), фагота и фортепиано (1976 г.), соната-фантазия для флейты и фортепиано (1977 г.), песни-баллады на слова С.Рустама (1978 г.), 6 пьес для симфонического оркестра (1979 г.), много песен, оригинальных обработок и хоровых произведений.
Не менее активно продолжалась музыкально-критическая работа композитора. Он писал много статей, опубликованных в центральной, республиканской прессе, освещая самые различные вопросы музыкального искусства. Кроме того он выступал перед широкой аудиторией. Партия и правительство высоко оценили многогранную творческую, педагогическую, музыкально-критическую и общественную деятельность композитора, присвоив ему звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР (1963 г.), наградив орденами и медалями. Скончался композитор в 1992 году.
По материалам Э.Мирзоевой