Война и мир: о борьбе грузинских княжеств против Сефевидов в первой четверти XVI в.

О.Эфендиев, Н.Мусалы

Грузия исторически занимала стратегически важное место на Южном Кавказе, на границе Запада и Востока. В XV веке азербайджанские государства Кара-коюнлу и Ак-коюнлу пытались посредством периодических военных походов держать Грузию под своим контролем.

Известно, что Кара Искендер Кара-коюнлу в 1425-26 и 1430-31 гг., Джахан-шах Каракоюнлу в 1440-41 гг., Узун Гасан Ак-коюнлу в 1458, 1463, 1466, 1472 и 1477 гг., а его сын Султан Якуб Ак-коюнлу в 1485, 1486 и 1489 гг. нападали на Грузию.

Основатель Азербайджанского государства Сефевидов шах Исмаил I (1501-1524) продолжал эту политику в отношении к Грузии. Его задача облегчалась тем, что в тот период Грузия разделилась на ряд самостоятельных, враждовавших друг с другом царств.

Весной 1500 года, накануне своего выступления с претензией на власть, Исмаил созвал военный совет своих эмиров в городе Ардебиль и высказал намерение о важности организовать поход против Грузии под лозунгом «священной войны».

Так, в конце летом 1500 года, Исмаил во время возвращения из Эрзинджана в Азербайджан прибыл в Пасин и оттуда послал своего полководца Хадим-бека Хулафа на владения месхийского (самцхийского) владетеля Грузии Кваркваре III (1487-1500). Этот поход принес кызылбашам большую добычу.

После образования государства Сефевидов грузинские княжества, как во времена падишахов Ак-коюнлу, продолжали находиться в политической зависимости от Тебриза. В те годы грузинские владения, исключая Черноморское побережье, платили ежегодную дань тебризскому двору.

Вахушти Багратиони сообщает, что в 1500 году кахетинский царь Александр (1492-1511) «послал к шаху Исмаилу в Ширван сына своего Димитри с дарами и пленными юношами и девушками и известил о покорности. И шах Исмаил принял с честью и отпустил Димитри с дарами и соглашением о мире».

В сочинениях венецианских путешественников имеются сведения о том, что грузинские князья (Александр, Кваркваре, Мирабет или Мирзам-бек) отвернулись от Альвенда Ак-коюнлу (1499-1501) и примкнули к Сефевидам. Взамен этого шах Исмаил обещал освободить их от ежегодной дани.

Но османский принц и трабзонский правитель Селим не хотел мириться с этим обстоятельством, и организовал ряд походов в Западную Грузию, чтобы ослабить там сефевидское влияние. В мае и июне 1508 года его войска вошли в Имеретию, взяли и ограбили город Кутаиси. В связи с этим, шах Исмаил отправил своих послов в Стамбул, с жалобой Султану Баязиду II (1481-1512) на поведение его сына Селима.

С восшествием Султана Селима (1512-1520) на османский трон, османо-сефевидские противоречия достигли апогея и это привело к Чалдыранской битве. После чалдыранского поражения шах Исмаил предпринял меры для укрепления своих позиций в Грузии. По сообщению венецианских путешественников, по инициативе шаха Исмаила был создан анти-османский союз, куда вошли египетский султан Кансу Гури (1501-1517), правитель Альбистана и Мараша Ала ад-довле Зулькадар (1480-1515) и грузинские княжества.

Однако этот союз не оказался эффективным. Вскоре османские войска разгромили зулькадаров и мамлюков, а некоторые грузинские княжества стали сотрудничать с османами и продемонстрировали свою враждебность к Сефевидам. Например, картлийский царь Давид VIII (1505-1525) помог турецким разведчикам действовать против Сефевидов. Кроме этого, войска правителей Имеретии, Картли и Кахетии совершили набег на карабахскую область Азербайджана.

Осеню 1516 года самцхийский атабек Кваркваре IV (1516-1535), разбитый в борьбе за трон своим противником Манучехром, прибыл в зимнюю резиденцию Исмаила в Нахчыване и просил у него защиты. Шах Исмаил направил в Грузию ряд кызылбашских предводителей (Чиркин Хасан Текели, Нарин-бек или Назенин-бек Каджар, Казан-бек Румлу, Хасан-бек Чота) во главе с Див-султаном Румлу. Они шли по пути через Шурагел и напали на Аг-шехир (т.е. Ахалкалаки).

Манучехр потерпел поражение и с отрядом своих «азнауров» вынужден был отступать на село Дел (или Вел). Оттуда он отправил послов к Див-султану и просил о перемирии. Однако Див-султан категорически отверг его предложение и убил его парламентеров. Манучехр бежал за помощью в Турцию. Но часть его войск продолжала сопротивление в крепости Тумюк (т.е. Тмогви).

Кызылбаши осадили крепость и после 14-дневных боев сумели разбить крепостное водохранилище. Защитникам Тмогви не осталось иного пути, кроме капитуляции. Уполномоченный представитель («векил») Манучехра Эрезбар с достойными дарами вышел из крепости и поднес ключи от крепостных ворот Див-султану.

В результате этого похода Кваркваре вернул себе престол, а кызылбаши вернулись в Нахчыван. В этом походе участвовало 15 тысяч кызылбашей и погибло 2 тысяч грузинских воинов.

В 1517 году, когда шах Исмаил был в Нахчыване, поступило известие о том, что Манучехр вернулся из Турции с османским отрядом под командой байбуртским правителем Кызыл Ахмед-оглу и вновь вторгся во владения Кваркваре. Див-султан Румлу вторично был направлен в Самцхе. Сражение произошло в районе Давили (в местечке Караджа-Ардахан) и кызылбаши снова одержали победу. Кызыл Ахмед-оглу был убит, а Манучехр спасся бегством в лесах.

По сведениям сефевидского историка Хасан-бека Румлу, третий поход Див-султана Румлу в Грузию состоялся в 1518 году: «В этом году правитель Грузии Кваркваре пришел ко двору Прибежища мира. Государь, который по своим достоинствам был подобен Александру, отправил его вместе с Див-султаном Румлу в Грузию и Див-султан взял крепости Лори и Сурем». Крепость Сурем находилась в западной части Картли.

Из этого следует, что в 1518 году кызылбаши вели бои не только в Самцхе, но и в Картли. В одном из исторических сочинений Сефевидского периода подробно описывается этот поход Див-султана против Картли. По этим сведениям, в битве под Тбилиси кызылбашские войска одержали победу над грузинской армией, в составе которого было 20 тысяч всадников и 17 тысяч пехотинцев. Грузины сопротивлялись, потеряв 7 тысяч воинов. После этого Див-султан овладел городом Тбилиси и в течение одного месяца оставался там.

Грузинские историки также дают сведения об этом походе кызылбашей против непокорного картлийского царя Давида. Так, анонимный грузинский хронист пишет, что «в 1518 году хан с улусом двинулся на христианскую Грузию, захватывал все образа и кресты. Господин царь Давид отправил сына своего Рамаза к татарам на встречу хану, и спас христианскую страну».

Некоторые грузинские историки считают, что руководителем этого похода был сам шах Исмаил. Д.В.Кацитадзе отмечает, что «эти сведения грузинских исторических произведений не подтверждаются данными персидских источников». На самом деле, это нашествие кызылбашей на Грузию возглавлял не сам шах, а его полководец Див-султан Румлу. Несмотря на эту неточность, в грузинских источниках имеются ценные материалы о кызылбашском походе 1518 года.

Судя по этим данным, когда кызылбашская армия вступила на территорию Картли, царь Давид счел, что сопротивление бесполезно, и послал своего сына Рамаза с большими дарами к шаху, чтобы изъявить свою покорность. После этого кызылбашская армия вступила в Тбилиси, и некоторое время осталась там.

В 1519 году кахетинский царь Леван (1518-1574) и самцхийский атабек Кваркваре прибыли в Тебриз и были приняты шахом Исмаилом.

Следующий поход кызылбашей во главе с Див-султаном Румлу имел место в 1521 г. и был связан с набегом отряда грузинского царя Кахетии Левана на Шекинское ханство Азербайджана. Правитель Шеки Хасан-бек обратился к шаху Исмаилу, зимовавшему в Нахчыване, за помощью. Див-султан, перейдя реки Канык (Алазань) и Кабырры (Иори), напал на крепости Зегем и Герем. В результате этого похода Леван и другие правители Грузии (Кваркваре, Давид и Манучехр) подчинились Див-султану. Они вместе с ним прибыли к зимовавшему в Нахчеване шаху Исмаилу и обязались ежегодно выплачивать дань сефевидской казне.

В 1522 году картлийский царь Давид отказался от выплаты дани (300 вьюков шелка ежегодно) и был разгромлен в битве при Телети. Грузинские хроники сообщают, что «Девал пришел, разорил Картли и Самцхе». Здесь под Девалом имеется в виду один из полководцев шаха Исмаила, и вероятно, что это Див-султан (некоторые грузинские источники ошибочно рассказывают о приходе самого шаха Исмаила в 1522 году).

По сведениям грузинских источников, когда кызылбашская армия находилась у Агджа-кале, царь Давид получив подкрепления от атабека Кваркваре и царя Левана, выступил из Тбилиси и пришел в Телети. Когда передовые отряды кызылбашей под командованием Карафила и Иляс-бека начали наступать, грузины смогли отразить эту атаку.

Но затем вступили в бой основные силы кызылбашской армии, и войска царя Давида были разгромлены. Кызылбаши снова заняли Тбилиси. Сефевидские войска также опустошили Самцхе, из-за того, что атабек Кваркваре оказал помощь царю Давиду в борьбе против Сефевидов. В некоторых крепостях Картли, в том числе и в Тбилиси, были оставлены кызылбашские гарнизоны.

Несмотря на все это, грузинские княжества не были намерены мириться с подчинением, и продолжали борьбу против Сефевидов. В этой борьбе особенно отличился кахетинский царь Леван. В начале 1524 года по инициативе шаха Исмаила был организован поход в Кахетию. Левану удалось уйти и скрыться. Но уже в мае того же года шаху Исмаилу сообщили, что Леван вновь поднял мятеж против Сефевидов и с большим войском напал на Шеки.

В неравной битве шекинцы потерпели поражение, а шекинский правитель Хасан-бек был убит. Это вызвало гнев шаха Исмаила, но отомстить непокорному грузинскому царю он не успел — помешала его смерть.

Итак, в первой четверти XVI века Грузия была объектом борьбы за влияние между Османской империи и Сефевидском государством, основателем которого был шах Исмаил I. Грузинские правители, учитывая военно-политическое состояние региона, иногда вынуждены были принимать вассалитет одного из этих грозных держав.

Но в целом, они не были намерены мирится с зависимым положением, и в удобных случаях поднимали восстание и боролись за свою независимость. Несмотря на свои усилия, шах Исмаил I так и не смог полностью сломить сопротивление грузинских княжеств, хотя, в определенном смысле ему удалось распространить свое политическое влияние на Грузию. Его наследник шах Тахмасиб I (1524-1576) активно продолжал эту политику своего отца.

По материалам науч. конференции «Актуальные проблемы истории Кавказа»