К.Имамвердиева
Одним из религиозно-философских учений, оказавших огромное влияние на духовно-культурную и философскую жизнь мусульманского Востока, является суфизм. На протяжении веков большинство выдающихся религиозных деятелей мусульманского Востока были теснейшим образом связаны с учением суфизма.
Суфизм был одним из широко распространенных религиозно- философских учений и в Азербайджане, в частности Ширване. Историческая область Ширван ввиду своего важного географического положения издревле играла важную роль в общественно–политической истории Азербайджана.
На территории Ширвана в определенные исторические периоды существовали древнейшие азербайджанские государства, такие как Кавказская Албания, в эпоху средневековья государство Ширваншахов, во второй половине ХVIII в. Шемахинское, Бакинское, Губинское, Дербентское ханства. Ширван оказал огромное влияние не только на общественно-политическую, но и духовно-культурную жизнь Азербайджана. О широком распространении суфийских течений на территории Азербайджана, в частности, Ширвана свидетельствуют эпиграфические материалы.
Надписи на архитектурных сооружениях и надгробных памятниках, выявили уникальные сведения о суфийских течениях, о его выдающихся деятелях, которые сыграли огромную роль в общественно-политической и культурной жизни Азербайджана, в частности, Ширвана. Построенные на торгово-караванных путях религиозно-культурные центры, мавзолеи, гробницы, сыграли большую роль в социально-политической и культурной жизни Ширвана.
Согласно обнаруженным эпиграфическим памятникам следует, что на территории Ширвана с XI-до конца ХIХ вв. действовал ряд суфийских течений: Каландарийа, Бекташийа, его ответвление – «Дервиши Баба-Самит», Халватийа, Накшбандийа, его ответвление – Алавийа.
Одной из суфийских братских организаций, по данным эпиграфических памятников имеющих сильные позиции в Азербайджане, в частности Ширване, являлось братство Каландарийа. Это братство возникло на основе мистического учения Маламатийа, появившегося в IX в. в Хорасане. Основа учения Маламатийа заключается в самосовершенствовании, подразумевающем сближение с Богом, в стремлении скрыть свой образ жизни, внешне не проявлять свои благие поступки.
Представители этого учения призывали своих последователей не читать публичных проповедей, не носить традиционного суфийского одеяния (хирки), не исполнять ряда ритуальных упражнений (зикр и т.д.). Они считали, что зикр отвлекает от цели постижения Бога, а особую роль на пути к Богу они видели в любви к нему.
Несмотря на то, что течение Маламатийа не сформировалось в тарикат (метод духовного возвышения и мистического познания Истины), тем не менее, оно оказало влияние на учение многих братств, в частности, заложило основу течений Кубравийа и Каландарийа. На сходство учения Маламатийа с Каландарийа впервые в своем сочинении “Аварифул Маариф” (Дары познания) указал Шихабаддин Сухраварди (XIII в.).
Благодаря влиянию различных верований (буддизма и зороастризма), учение Каландарийа отличалось от других суфийских братств. Каландары носили прозвища “Баба”, “Баб”, “Абдал”. Термин “каландар” означает дервиш, отказывающийся от участия в повседневной жизни и ведущий образ жизни отшельника. Члены братства в группе из 4-5 человек странствовали по миру, жили в горах и пещерах.
Отрицавшие совместную жизнь в обители, каландары не исполняли ритуальных обязанностей Ислама, не совершали намаз, не постились; отрицали собственность, сохраняли обет безбрачия.
Один из центров братства Каландарийа находился в Нишапуре, который возглавлял Шейх Абу Саид Абу-л Хайр (967- 1049 гг.). Он является наиболее ярким и выдающимся представителем Хорасанской школы мистицизма. На основе эпиграфических надписей выясняется тот факт, что в Азербайджане были последователи Шейха Абу Саида Абу-л Хайра. Одним из их был выдающийся азербайджанский философ Пир Хусейн Ширвани, который возглавлял братство Каландарийа в Азербайджане в XI веке.
Известно, что в Нишапуре, когда орден Каландарийа возглавлял Абу Саид Абу-л Хайр, рядом с ним были поэт и мыслитель Мухаммед ибн Абдулла Бакуи, представленный в источниках, как Баба Кухи, и его брат Пир Хусейн Ширвани. Впоследствии, по указанию Абу Саида, Пир Хусейн вернулся в Шемаху, где стал распространять учение Абу Саида Абу-л Хайра.
О роли Ширвана, как центра религиозно-философской мысли Азербайджана, свидетельствует сообщение Мухаммада Мунаввара о том, что только в Ширване было построено около 400 ханака (суфийский “странноприимный дом”).
Ханака Пир Хусейна (был построен на торгово-караванной дороге Баку-Сальян Шемаха-Иран) представлял собой сложный комплекс построек, который возник постепенно. Первые постройки ханаки были возведены еще при жизни Пир Хусейна в XI веке. Ханака состояла из минарета, мечети, большой приемной залы, довольно большой конюшни, каравансарая. Здесь же находилось и большое кладбище.
Ханака Пир Хусейна была весьма почитаемым местом поломничества не только среди населения Ширвана и всего Азербайджана, но и среди других стран мусульманского Востока. На основе письменных источников выясняется факт того, с каким почтением относился правитель Золотой Орды Узбек к Пир Хусейну и возглавляемому им религиозному центру. Согласно источникам, золотордынский хан Узбек совершил паломничество в ханагах Пир Хусейна и возвратил имущество ханака, которое было разграблено во время нашествия Золотой Орды на Ширван.
Это свидетельствует о влиянии и авторитете азербайджанского духовенства Ширвана среди стран мусульманского Востока. Кроме того посещение монгольскими правителями ханаки Пир Хусейна было связано с исламской политикой монголов. Монгольские правители, чтобы укрепить свою власть в Азербайджане, принимали ислам, совершали паломничество к этим религиозным местам.
Известно также, что монгольские правители завещали много вакфов (в мусульманском праве движимое и недвижимое имущество) этим религиозным учреждениям. Так А.Али-заде отмечает, что гробница Шейха Пир Хусейна распологала крупным вакфом в виде недвижимого и движимого имущества.
Минарет в комплексе ханака Пир Хусейна был реставрирован на доходы вакфа, переданного в качестве пожертвования этому комплексу, о чем свидетельствовала надпись над входом в минарет:
- Во дни падишаха справедливого Менкубуга Каана да увеличит Аллах его справедливость – это строение минарета, который (находится) при ханака почтенного Шейха Пир Хусейна – да осветит Аллах его дух.
- Соорудили с высшей помощью (с помощью Аллаха) за счет постоянного содержания и содействия Аргун Аги, правителя в степи и на суше. Этот минарет будет разрушаться, пусть за этот счет восстанавливает его.
О былом величии ханаки Пир Хусейна, как религиозно- культурного центра Ширвана, свидетельствует и тот факт, что Ширваншахи уделяли особое внимание строительству и содержанию этого комплекса, о чем свидетельствует надпись сделанная на основании минарета: Во время Ширванашаха, великого Ахситана (II) Фарибурза III. Дата: Мухаррам шестьсот пятьдесят четвертого года. (Мухаррам 654 г.х.=1256 г.).
Также следует отметить надпись, сделанную на минарете с именами Ширваншахов: Приказал (построить) это строение Гаршасб б. Ахситан в месяце раджаб шестьсот девяносто третьего года. (Раджаб 693 г.х.=1294 г.).
Благодаря эпиграфическим памятникам были выявлены и имена других последователей Шейха Абу Саида, один из которых Хаджа Насир ад-Дин Абу Насир Ширвани действовал в Ширване.
В XIV веке в Баку жил другой потомок из рода Абу Саида Абу-л Хайра – Абу Саид Абдал Бакуи, ханака которого находилась на месте мечети Тезе пир.
По сообщению А.Бакиханова, «впоследствии по разным смутным обстоятельствам в Ширване, мечеть и приемные комнаты были разрушены, а могила и келья засыпаны землей и ныне называется «Халифа Дамлары в 1232/1817 г.: Гаджи Касим бек, сын Мансур хана Бакинского, открыл его могилу и келью и восстановил мечеть«.
Кроме этого имеются данные в нарративных источниках о встрече Ильханида Улджайту Султана Мухаммеда с Абу Саидом.
Как писал А.Бакиханов: «Мухаммад ибн Махмуд в книге «Нафа‘ис ал-фунун» пишет, что «Улджайту Мухаммад Худабенде, внук Хулагухана, правящий с 1304 по 1314 гг. по всей Персии, встретил близ Баку дервиша, который открыл себе нефтяной колодец, доходы от которого употреблял на содержание себя и на угощения. По обыкновению своему, он имел честь угощать и этого государя, который предложил ему большие подарки, но тот не принял их, сказав: «Зачем иметь больше, чем столько, сколько для меня потребно». Султан подал ему руку и заключил с ним братскую дружбу…»
На основе эпиграфических надписей на территории Ширвана были выявлены центры братства Бекташийа и его ответвления – “Дервиши Баба Самит”. Об этом свидетельствовала обнаруженная ханака Баба Самита в селе Шыхлар Сабирабадского района Азербайджана.
В надписи над входом в гробницу Шейх Баба Самит был назван сыном Солтана Али ибн Хаджи Бекташа Вели. Мавзолей над его могилой был построен в 1555/56 г. по инициативе Ширванского беглярбека Абуллахана Устаджлу при сефевидском шахе Тахмасибе I. Строительство гробницы Баба-Самита беглярбеком Ширвана Абдуллаханом Устаджлу говорит о влиянии Баба-Самита в период правления Сефевидов.
Братство сыграло важную роль в общественно-политической жизни Азербайджана. Сефевидские правители организовывали суфийские религиозные центры на территории Ширвана и Османской империи. Известно, что в Ширване были сильны позиции суннитских суфийских организаций, в связи с чем Сефевиды были заинтересованы в деятельности здесь шиитских суфийских организаций. Одним из таких центров было братство Бекташийа, которое являлось общественно-политической базой Сефевидского государства, на что указывают и письменные источники.
Так, в указе шаха Султана Хусейна от 1704 г. говорится о назначении глав (халифов) некоторых дервишских братств, существовавших в ряде Ширванских магалов. В указе упоминается и дервишское общество Баба Самит. Халифами обычно назначались самые уважаемые и преданные правительству лица. Все это свидетельствует о том, что суфийские братства находились под контролем Сефевидского государства.
Кроме того, религиозные центры братства Бекташийа также находились и на Апшероне (в поселках Бузовны, Раманы), о чем свидетельствуют надписи на архитектурных сооружениях, построенных там с 1632 – по 1642 гг.
Течение суфизма которое имело наибольшее число сторонников в Азербайджане, в частности, Ширване, было Халватийа, основателем которого считается Умар ал-Халвати. Одним из руководителей тариката Халватия был известный азербайджанский ученый Саид Яхья ибн Баха ад-Дин Бакуви, являющийся вторым наставником (пир сани) в тарикате.
По эпиграфическим памятникам можно проследить деятельность братства Халватийа на территории Азербайджана. Так, в Хачмазском районе, в селе Шыхлар были обнаружены могилы последователей Мовлана Юсифа – Шейха братства Халватийа, его сыновей Мухаммеда Амина, Шейха Ашрафа, сыновей Шейха Ашрафа – Шейха Тахира и Шейха Искандера. Деревня, где похоронен Мовлан Юсиф и его последователи, была названа в их честь Шейхлар (Шыхлар).
О Мовлане Юсифе сообщал и А.Бакиханов: “Шейх Молла Юсиф Мускурский происходил из – аравийской фамилии переселившейся в VII веке хиджры (XIII в.) из Медины в Карабаг, а оттуда в Мускур (Кубинской провинции). В VIII веке хиджры родился шейх Молла Юсиф. Получив начальное образование, отправился к Сейиду Йахье Бакуви и, усовершенствовав себя в науках, получил от него благословение на учительское звание. Возвратившись на родину, он распространил свое учение и передал главенство шейху Мухаммаду Кубинскому. Потомки шейха Моллы Юсифа всегда пользовались в народе особенной почестью и уважением. Деревня, где похоронен сам шейх и где живут его потомки, называется Шейхлар. Из его сочинений до нас дошла написанная им на арабском языке «Байан ал-асрар» (Изъяснение тайн), состоящая из введения и 24 глав, которая объясняет некоторые тайны души человеческой и ее нравственные законы. Шейх Юсиф умер в конце VIII в.х. / 14 в.”
Согласно обнаруженным и эпиграфическим памятникам, одной из суфийских братских организаций, имеющей сильные позиции в Азербайджане, являлось братство Накшбандийа, которое получило свое наименование в XIV веке от имени Шейха Баха ад- Дина Мухаммеда Накшбанда, известного представителя среднеазиатского суфизма. Традиция братства не считает Баха ад-Дина основателем тарики. Духовным основателем братства Накшбандийа считается Абу Йусуф ал-Хамадни (умер в 1140 г.), который воспитал Абдул ал-Халика Гиджувани (умер в 1220 г.), основателя школы Хваджаган. Баха ад-Дин заложил организационные основы братства, продолжив традиции школы Абд ал-Халика ал-Гиджувани.
Учение Накшбандийа сыграло важную роль в народном движении, которое вспыхнуло на Кавказе в I половине XIX века против колониальной политики царского правительства. Широкое распространение этого ордена в Азербайджане связано с личностью Шейха Исмаила Сираджаддина Ширвани. Его деятедность совпадает с периодом колониальной экспансии царского правительства на Кавказ.
Шейх Исмаил в 1817 г., удостоившись духовной инициации в Багдаде у Маулана Халида Багдади, вернулся в Кюрдамир (Ширванский округ), и только в 1828 г. под давлением Российского царизма вынужден был покинуть Азербайджан и переселиться в Турцию. Последние годы своей жизни он провел в Амасии, где и умер в 1827 г. от холеры.
Хотя учение братства Накшбандийа было распространено в Ширване задолго до Исмаила, но огромное влияние тариката в религиозно-духовной жизни Кавказа начал играть со II половины XVIII – до начала XIX века. Ширван стал превращаться во всемусульманский центр тариката Накшбандийа.
Социально-политическая обстановка в целом на Кавказе, колониальная политика царского правительства привели к изменению целей суфийской идеологии, возникновению мюридизма.
Как отмечал Н.Покровский, Шейх Исмаил оказал огромное влияние в деле распространения мюридизма в Дагестане и Чечне. Во II половине XVIII в. Шейх Исмаил Ширвани становится кутбом, т.е. фактически главой всех последователей накшбандийского тариката. В последующие годы последователи Шейха Исмаила продолжали действовать на территории Азербайджана.
Кроме того, архивные материалы приводят имена и других последователей мюридизма. Так, в Шемахинском уезде проживал Гаджи Шейх Абди Эфенди, который «активно проповедовал мюридизм, имел последователей до несколько тысяч человек из уездов Нухинского, Шемахинского и Кубинского«.
Помимо этого в Кубинском уезде в деревне Фей жители Махмуд Эфенди и Абдулла Эфенди, «изучив основу учения тариката в Дагестан и вернувшись оттуда в деревню Абадлу Арешского участка Нухинского уезда к Шейх Гаджи Эфенди, получили от него полномочия на проповедование мюридизма. Впоследствии, прибыв в деревню Фей, они начали распространять это учение среди народа«.
Из вышесказанного следует, что Ширван в силу своего геополитического положения, роли в общественно-политической, культурной жизни Азербайджана, его связях с мусульманскими странами Востока являлся и центром развития и распространения суфизма в Азербайджане и на Кавказе.
По материалам науч. конференции “Путешествие из современного Азербайджана в историческое государство Ширваншахов”