Квартал «Желание» и самый большой порт США глазами бакинца в 1965 г.

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге. В США он провел три недели, по его словам «слишком маленький срок, чтобы понять эту огромную, противоречивую страну, тем более, если едешь не затем, чтобы почтительно выворачивать шею у стен небоскребов или замирать перед блестящими витринами автомобильных магазинов…»

Одним из городов где побывал Шарифов был Новый Орлеан. Естественно, без ярких впечатлений тут не обошлось. Например, Шарифов рассказывает о знаменитом квартале «Желание».

«… звучит почти как у Теннеси Уильямса, — «Трамвай—желание». Да, именно на эту бедняцкую негритянскую окраину бегал в 1940-х годах трамвайчик, прославленный великим американским драматургом. Больше не бегает. Маршрут упразднили, обрезав еще одну нить, что связывала гетто с благополучным центром города, — он мелькает сейчас по обе стороны корпунктовского «олдсмобила». Мимо проплывает серебристый купол «Супердром» — неимоверных размеров, крытый спортивный зал. Говорят, самый большой в мире. Деловую улицу Пуадрас обступили стеклянные коробки нефтегазовых контор. Вывески все те же: «Экссон», «Стандард ойл оф Калифорния», «Галф»…,» — пишет журналист.

Продолжая тему нищеты, Шарифов отмечает, что в США она везде одинакова.

«Прозвать ли ее кварталом «Желание», или нью-йоркским Гарлемом, лик ее всегда сложен из знакомой мозаики. Ряды приземистых, облезших домишек, кучи неубранного мусора, группы подростков, подпирающих стены, — у них нет возможности учиться в школе. Сонные молодые женщины в ярком тряпье собираются на ночной промысел», — пишет он.

Возвращаясь из гетто в гостиницу, Шарифов проехал мимо знаменитых новоорлеанских кладбищ.

Их он описывает следующим образом: «Из-за высоких грунтовых вод в городе издавна сложилась традиция хоронить покойников в наземных склепах. Такое кладбище — целый город с чем-то вроде балконов, мостов, узких переулков. Авторы туристических книжек тонко подметили, что уникальная система погребения весьма экономна. Если в склеп прибывает пополнение, старые кости сталкивают в особый колодец. Главное, что покойнику сухо и уютно. Когда джазо¬вый оркестр провожает негра в последний путь, ис¬полняется его желание о достойном жилье. Может, так и назвать одно из кладбищ — «Желание»?».

Побывал Шарифов и в самом большом порту США (по торговому тоннажу — на тот момент).

«На прогулочном пароходике спускаюсь к устью Миссисипи. Пароход двухтрубный, колесный, скопирован с тех, что ходили во времена Марка Твена. «Большая вода», «Отец вод», «Грязные воды» — как: только не окрестила народная молва этот великий речной путь, проходящий через 31 американский штат к две канадские провинции. «Грязные воды» звучит сегодня, пожалуй, точнее всего. Конечно, Миссисипи, несущая огромное количество ила, никогда не была прозрачной горной стремниной. Бум нефтеперегонной индустрии тяжело отравил «Отца» вод». Вдоль восточного берега тянутся без просветов и, кажется, без конца верфи и причалы. У Нового Орлеана два порта: один на Миссисипи, другой — на искусственном канале, перерезающем перешеек между рекой и озером Понтчартрейн. Это «кормильцы-поильцы» города. Самый большой порт Соединенных Штатов по торговому тоннажу :он принимает в год 5 тысяч судов, дает работу 44 тысячам новоорлеанцев», — рассказывает журналист.

Исполнительный директор и генеральный управляющий порта Эдвард Рид рассказал бакинскому журналисту, что через эти причалы проходит примерно половина всего экспортного зерна. Кое-что шло в Советский Союз.

Погрузочные сооружения и техника — все это принадлежит государству, сотрудничающему здесь с частными пароходными компаниями, писал Шарифов. Он также отмечал, что даже учитывая внешнюю политику, бизнесмены США предпочитают «хранить общность деловых интересов Запада и Востока, тогда легче будет добиваться снижения напряженности в советско-американских отношениях…».

Согласно Шарифову, американцы даже предлагали начать экспорт тракторов «Беларусь» в США, объясняя это так: «… на плантациях в окрестностях Нового Орлеана бегают несколько сотен ярко-красных ваших машин, и фермеры не нахвалятся».

По материалам книги «Чайки над Босфором»

Секретные клубы Нового Орлеана по рассказам бакинца-журналиста (1965 г.)
Журналист-бакинец на знаменитом карнавале «Марди гра» в Новом Орлеане (1965 г.)