Неолит Южного Кавказа: появление раннеземледельческой культуры в Карабахе

Х.Алмамедов

Эпоха неолита, характеризующаяся возникновением ранних земледельческих культур, явилась поворотным этапом в истории человечества. Благоприятные природно-географические условия Карабахской равнины соответствовали потребностям земледельческо-скотоводческих племен, обусловили их расселение на этой территории с VI тыс. до н. э. и оказали сильное влияние на их духовную жизнь.

Работы по изучению ранних поселений земледельческо-скотоводческих племен Карабаха начала Азербайджанская археологическая (Оренкалинская) экспедиция, организованная ЛОИА АН СССР и Институтом истории АН Азербайджанской ССР в 1953 г. В 1960–1990-е гг. раскопки поселений ранних земледельческо-скотоводческих племен Карабаха проводила Миль-Карабахская экспедиция под руководством известного азербайджанского ученого, доктора исторических наук И.Нариманова.

В результате археологических разведок на Миль-Карабахской равнине были зафиксированы десятки новых поселений, а на памятниках Иланлытепе в 1967–1968 гг. и Чалагантепе в 1980–1985 гг. были проведены широкомасштабные стационарные раскопки.

В течение 2010–2017 гг. Карабахская неолитическая-энеолитическая экспедиция осуществила широкомасштабные разведки, в результате которых были зафиксированы более 300 археологических памятников, причем 156 из них являются поселениями ранних земледельческо-скотоводческих племен.

По топографии распространения памятников Карабахскую равнину в период неолита можно сравнивать с Анатолией, Ираном и междуречьем Тигра и Евфрата. Выявленные на Карабахской равнине неолитические поселения количественно превосходили памятники, известные для этой эпохи на Южном Кавказе, как минимум в два раза.

Плотность распространения поселений и выводы, сделанные в процессе их изучения, позволяют выдвинуть идею о том, что территория Карабаха являлась одним из основных очагов культуры кавказского неолита в VI тыс. до н. э. Результаты упомянутых полевых изысканий открывают возможности для изучения моделей расселения оседлого населения на Карабахской равнине в рассматриваемую эпоху.

Для изучения вопросов зарождения, развития и распространения неолитической культуры на Карабахской равнине на поселении Исмаилбейтепе (село Хындырыстан, Агдамский район) с 2012 г. начали проводить широкомасштабные археологические раскопки, в результате которых были обнаружены и изучены остатки 15 строений округлой и прямоугольной форм, относящихся к четырем строительным периодам. Было зафиксировано более 4000 фрагментов керамики, каменные и костяные орудия труда.

Уникальная архитектура и артефакты Исмаилбейтепе свидетельствуют об инновациях в неолите Кавказа. Для архитектуры памятника наряду с местными традициями характерны некоторые особенности домостроительства Анатолии и Ирана периода позднего неолита, включая оформление границ поселения каналами и высокими стенами.

Высота выполнявшей оборонительные и охранные функции стены Исмаилбейтепе достигала 4–4,5 м, а ширина составляла около метра. Она делила поселение на внутреннюю и наружную части, причем внутри находились округлые дома, а снаружи — прямоугольные. В полы домов была вкопана глиняная посуда.

Наряду с обрядом ингумации в погребальном обряде была представлена и кремация. Отмечены случаи трепанации и искусственной деформации человеческих черепов. Были найдены бусы из малахита, изготовленные холодной ковкой. В качестве сырья для краски использовали охру и магнетит.

В результате раскопок проведенных в предыдущие годы на Исмаилбейтепе были выявлены интересные факты об архитектурном строении и особенностях поселения. Одной из таких особенностей является укрепление границ поселения рвами и высокими стенами. Высота стены выполнявшей оборонительную и охранную функцию достигала 4-4,5 м., ширина около 1 м. Эта стена делила поселение на две части — внутреннюю и внешнюю. Во внутренней части были построены дома округлого, а во внешней части — прямоугольного плана. В пол домов и дворов были закопаны глиняные сосуды, объём самого большого из которых 0,6 м3.

В 2018 г. археологические раскопки были проведены в южной части поселения, где вдоль южного радиуса было заложено 7 раскопочных квадрата размерами 4х4 м. В результате проведенных работ здесь было выявлено и исследовано 8 построений прямоугольной, овальной и округлой формы относящихся к двум строительным горизонтам.

Построения, относящиеся к первому верхнему строительному горизонту, имели округлую форму и были сооружены из одного ряда сырцового кирпича. Стены были обмазаны с обеих сторон глинистым раствором без примеси самана. Полы построений были сооружены из глины с примесью охры. В северной части построений прослеживались следы очагов. Дворы этих построений были окружены стенами шириной 0.9 м возведенных из сырцового кирпича. Территория дворов была вымощена сырцовыми кирпичами.

Построения второго строительного горизонта имели прямоугольную и овальную формы. Нижняя часть некоторых из них находилась на 1-1,5 м ниже дневной поверхности. Эти полуземлянки прямоугольной формы были сооружены двумя рядами сырцового кирпича овальной формы без примеси самана. У кирпичей отсутствовали стандартные размеры, и они менялись в зависимости от своего местоположения.

По обнаруженному мощному слою пепла и другим показателям этих полуземлянок прямоугольной формы можно предположить, что они использовались не для житья, а для хозяйственных целей. Так, в одном из таких построений было выявлено рядом друг с другом три хозяйственных кувшина и еще одна хозяйственная яма, которая изнутри была выложена сырцовыми кирпичами.

Во втором строительном горизонте дворики были окружены прямоугольными стенами. Эти стены также были сооружены из сырцовых кирпичей в два ряда и оштукатурены с обеих сторон.

Что касается остатков овального построения второго строительного горизонта, то оно было сооружено в два ряда из сырцового кирпича и ее стены были обмазаны с обеих сторон раствором без примеси самана. Это построение отличалось от других по некоторым своим особенностям. Так, внутри нее, в юго-западном направлении на стене имелся выступ напоминающий алтарь, а внутренние стены и пол были окрашены в красный цвет. Главной отличительной чертой этого сооружения являлось наличие фундамента.

Характерная для неолитических памятников Анатолии такая строительная техника в синхронных памятниках Южного Кавказа прежде не встречалась. Двор овального построения был обрамлен прямоугольной стеной, в ее дворе были закопаны друг рядом с другом два больших хозяйственных кувшина. На полу построения был обнаружена фигура со сломанной головой. Можно предположить, что это овальное сооружение, не имеющее никаких боковых входных приемов, по своему архитектурному строению и строительной технике представляло собой храм.

Для определения хронологии памятника из различных уровней его культурного слоя были взяты образцы, которые анализировались в лабораториях Израиля (D-REAMS Radiocarbon Laboratory of Weizmann Institute of Science) и Германии (Klaus-Tschira-archäometrie-Zentrum am Curt-Engelhorn-Zentrum archäometrie ggmbH). Полученные даты свидетельствуют о существовании поселения во второй четверти VI тыс. до н. э.

Итоги археологических исследований памятников земледельческо-скотоводческой культуры, расположенных на Карабахской равнине, позволяют говорить, что этот регион являлся центром формирования местной неолитической культуры в VI тыс. до н. э.

В указанный период прогрессивные традиции, передаваемые с юга на север или в обратном направлении, обусловили формирование на территории Карабаха нового для неолита Южного Кавказа социально-культурного пространства — раннеземледельческой культуры Карабаха.

Особенности архитектуры и технико-технологические различия, проявляющиеся в изготовлении керамики, позволяют отличать культуру неолита Карабаха от других неолитических культур Кавказа.

По материалам сборника «Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве»