Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был одним из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX – нач.XX вв.
Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Байрамалибеков был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.
Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым данные о Ленкорани.
В данном материале – его записки о чалтыководстве (рисоводстве) в Азербайджане, в частности в Ленкоранском уезде (записано в 1933 г.):
Чалтыководство
Самым главным распространённым и культурным злаком, служащим единственным подспорьем в жизни аборигенов, является чалтык, а потому, ни в каких местностях Азербайджана обработка этого железного растения не достигла такой высокой степени своего развития, как в Ленкоранском уезде, в особенности в собственном Талыше, где чалтычные поля занимают в низменностях громаднейшую необозримую площадь, требуя весьма сложной ирригационной системы, невзирая на обилие выпадающих осадков. Здесь все поливные места засеваются ежегодно рисом, для орошения которого весьма необходимы оросительные канавы или истили.
Хотя жители занимаются ежегодно культурой риса на одних и тех же местах с незапамятных времён, но возможность уменьшения урожайности ничуть не замечается; поэтому возделывание его как полезного выгоднейшего, ценного зернового растения являлось в упомянутом районе положительно незаменимым и весьма необходимым по таковым доводам: во-первых, по крайней необеспеченности поселян надельными землями, особенно бывших владельческих, во-вторых, по той блестящей урожайности при достаточном количестве воды, и в-третьих по той обеспеченности в сбыте и всей возрастающей ценности, какие имеет рис не только в Закавказье, но и в России.
Вследствие такой громадной пользы, какую приносит рис местному населению, все земледельцы талышских и тюркских селений исключительно занимаются чалтыководством, стараясь ежегодно увеличивать площадь рисовых плантаций, не останавливаясь часто даже перед очевидным недостатком оросительной воды, что объясняется отсутствием хлебопахотной земли, а потому рис служил единственным средством их существования, играя важнейшую и главнейшую роль в отрасли сельского хозяйства.
Говоря о культуре риса и его пользе, нельзя умолчать о том ужасном вреде в санитарно-гигиеническом отношении, какой происходит именно от весьма полезного растения, составляющего собой в жизни аборигенов альфу и омегу: во-первых, вред от неумелого пользования оросительными средствами, от плохого содержания оросительных канав, спуска излишней воды на низменности и заболачивания их, что может быть устранено при рациональном надзоре за ирригационными сооружениями; во-вторых, вред непосредственно от рисовых посевов, обусловливающийся требованием постоянного слоя воды в три вершка высоты над поверхностью почвы в течение всего периода роста риса до созревания его; и в-третьих, самый опасный вред от существующих истилей, занимающих почти при каждом селении громадное пространство земли длиной в два, шириной в один километр, наполненное водой, глубиной в две сажени.
Такое искусственное затопление или заболачивание огромнейших площадей и составляет отрицательную сторону культуры этого весьма выгодного растения…, легко поддающегося обмолачиванию, ибо [при] сильной летней жаре заболоченные чалтычные поля [представлют] собой обширные и искусственные очаги для распространения всевозможных болезней и самых вредных для здоровья населения газов, пропитанных разными ядовитыми микроорганизмами, умалчивая о пагубном влиянии рисовых посевов на организм детей, женщин и взрослых рабочих во время производства ими работ на чалтычных полях: стоя в воде по колени, они подвергаются часто укусам разных насекомых и гадов, вдыхая вредные испарения.
Кроме этого, рисовые плантации служат причиной развития острокишечных желудочных заболеваний при употреблении населением воды из колодцев, куда просачиваются сгнившие органические остатки вредных примесей благодаря близости их к оросительным канавам и водохранилищам. Необходимо отметить, что степень гибельного влияния рисовых плантаций на санитарное состояние края разнообразно и находится в зависимости от местных условий: от площади посевов, от количества поливных средств, от расстояния рисовых полей от поселений, от сортов риса, от севооборота и от климатических и почвенных условий местности.
Хотя чалтыководство, как сказано выше, весьма выгодно и экономично в хозяйственном отношении, служа главным подспорьем в жизни туземцев, не имеющих хлебопахотной земли, но оно пагубно отражается на здоровье крестьян, будучи источником малярии, мальтийской лихорадки и желудочно-глистных болезней, являющихся главной причиной вымирания аборигенов.
Поэтому необходимо поставить эту отрасль сельского хозяйства в более рациональные условия, дабы избавить и спасти местное население от малярии как от народного бича, для чего очень желательно уничтожить навсегда существующие истили, представляющие собой гнездо малярийных комаров, кладущих свои яички в стоячей воде, а не в текучей оставив только оросительные канавы, и осушить также находящиеся в Ленкоранском уезде морца. С уничтожением истилей и осушением морец откроется громаднейшее пространство хлебопахотной, огородной, свободной плодородной земли.
Чалтычные сорта
Самым важным пищевым продуктом и материальной поддержкой в хозяйственном быту аборигенов является рис, за отсутствием в достаточном количестве хлебопахотной земли, а потому главное внимание местных поселян было обращено на развитие культуры чалтыка, вследствие чего в селениях туземцев Ленкоранского района очень распространены следующие сорта: акуля, вилькиджири, расми, етим, кызыл, эмбярбу, чилямбяри, мямедли, мазандаран, гырмызы-габыг, гырмызы-етим и аксадри, из коих наилучшими и ценными считаются акуля, вилькиджири и садри, так как из них приготовляется вкусный плов.
Подготовка чалтыка к насаждению
Во всех уездах Азербайджана принято сеять чалтык по вспаханной земле так, как сеется пшеница, и после этого пускается на посеянный чалтыком участок вода в самом незначительном количестве; но исключение в данном занятии составляет только Ленкоранский край, где крестьяне талышинских и тюркских селений исключительно сажают выращенные чалтыки в обработанной собою грядке, превращённой туземной бороной в глиняную жижу: сначала чалтык всыпается в мешки, которые кладутся в канаву или в большую яму с водой до произрастания находившегося в них зерна.
Когда чалтык выпускает отростки или корешки, тогда высыпают его из мешков в зимбили и высеивают очень густо по заранее приготовленному участку, называемому по-местному «тумджир», где он скоро выращивается в течение 15 дней, пролежав в воде выше поверхности земли, выпустив из себя отрасли длиной в три фута; а затем вырывают осторожно распустившиеся стебли с корнями, связывают в пучки, складывают в себетки, доставляют на спинах на плантацию и передают женщинам-насадительницам, которые умело и быстро насаживают их, втыкая в болото грязи на три стебля с корнями, находясь до половины голени в воде.
Вспашка земли под чалтык начинается с 1-го мая по новому стилю, а насаждение с 25-го того же месяца. Впрочем, если весна бывает холодная, то посев чалтык начинается позже, и, наоборот, если тёплая, то раньше. Насаждённый чалтык даёт блестящий урожай и более вкусный рис, нежели посеянный, что испытано и доказано на факте и опыте.
Чтобы получить обильный, хороший урожай плотного, крупного и зернового чалтыка, как говорят опытные плантаторы, вода в орошаемой плантации должна непременно течь беспрерывно по лякам (грядкам), покрытым упомянутым злаком, но отнюдь не стоять на одном месте, ибо от стоячей воды, сильно нагревшейся от летнего зноя, желтеет и погибает совсем рис, на который, говоря вообще, благотворно и чудесно действует только речная вода, дающая блестящий урожай чалтыка, а неистилевая, или бассейная.
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”