Гобустан в Азербайджане — одно из мест на нашей планете, где зародилась цивилизация.
Название «Гобустан» произошло от слов «гобу» и «стан». Таким образом, Гобустан — это страна оврагов. Но главное в Гобустане — это его знаменитые петроглифы. Так ученые называют изображения на камне и считают это зачатками письменности.
Возраст этих изображений разный — от XII века до н.э. и до Средних веков. В этой местности с незапамятных времен жили люди, оставившие следы своей древней и могучей культуры. Следы такой древности на земном шаре есть во многих местах, но Гобустан — одно из самых уникальных мест и по количеству и сохранности таких изображений, и по охвату столь большого исторического периода. Люди селились в этих местах на протяжении многих тысячелетий — одно поколение сменяло другое, и каждое оставляло здесь следы своего пребывания.
Это уникальное место было открыто во второй половине 1930-х годов и сразу же привлекло внимание ученых. Стали организовываться экспедиции, проводиться раскопки и научные изыскания.
Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР N503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником. Археологические и научные работы получили новый мощный импульс.
А в 2007 году, учитывая значение заповедника для всего мира, на 31-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана был включен в список объектов Всемирного наследия. Гобустан является одним их самых известных туристических объектов Азербайджана.
Уникальные петроглифы Гобустана дают возможность глубокого изучения исторического формирования человечества, его культуры, быта. Значение этого очага цивилизации трудно переоценить, и это признается всей мировой наукой.
Гобустанские петроглифы изучали и изучают не только азербайджанские ученые, но и иностранные специалисты с мировым именем, в том числе знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал.
Очень много на скалах Гобустана было выявлено изображений лодок. На носу многих лодок, особенно больших, присутствует солнце, символизирующее источник жизни и являющееся объектом поклонения. Многие ученые считают, что солнце здесь имело и значение компаса — по солнцу определяли направление движения лодок, выходивших в море для рыбной ловли.
Эти лодки послужили поводом для приезда в Гобустан (в 1981 и 1994 годах) Хейердала, трижды переплывавшего океаны на бальсовом плоту и тростниковых лодках, построенных им по технологии древних мореплавателей.
До прибытия в Гобустан Тур Хейердал, со скептицизмом относящийся к этому древнему месту обитания, не сумел скрыть восторга от увиденных лодок с изображением солнца и сказал: «Гобустан — это древний очаг культуры, даже древнее, чем культура Месопотамии, корни которой идут очень далеко и до сих пор неизведанны».
Выводы, которые этот путешественник и ученый сделал, поразительны. Прежде всего, гобустанская «коллекция» изображений лодок была признана им самой древней в мире. Хейердал обнаружил рисунки лодок, очень похожие на древние скандинавские корабли.
В итоге знаменитый ученый пересмотрел устоявшуюся гипотезу о миграции древних людей и выдвинул предположение, что миграция была не с севера на юг — «из варяг в греки» — как считалось ранее, а наоборот — с Абшерона в варяги.
Хейердал утверждал, что Азер Один, король викингов и один из предков скандинавов, и его семья являются выходцами из Кавказа, и что рядом с именем «Один» (с ударением на первый слог) стоит название его племени — «Азер».
В конце ноября 1994 года, Хейердал посетил Азербайджан, где, среди прочего, он хотел увидеть изображение судна среди петроглифов древних пещер Гобустана недалеко от Баку.
На страницах издания Азербайджан Интернейшнл, Хейердал впервые делает для общественности заявление о его «растущем подозрении», что древние тюрки могут быть предками скандинавов, в том числе его соотечественников в Норвегии: «В глобальном исследовании, с которым я был связан с в течение многих лет, Азербайджан начинает играть весьма важную роль. Мое растущее подозрение в том, что то, что сегодня осталось как маленькая Азербайджанская Республика со столицей Баку, представляет собой остатки того, что когда-то было большим и динамично развивающимся государством, граничащим с внутренним морем, для передачи товара и даже колонистов в отдаленные форпосты в Азии и Европы».
И далее: «Долгое время, я был озадачен тем, что три великие цивилизации окружающих Аравийский полуостров появились примерно в 3000 г. до н.э. в виде готовых развитых, организованных династий в то же время на удивительно высоком уровне, и все три были так удивительно похожи. Складывается определенное впечатление, что короли-священники связанные с их окружением в то время пришли из других мест, и основали свои династии в областях, ранее занимаемые более примитивными или, по крайней мере, серьезно отставшими в культурно отношении, племенами…»
Хейрдал утверждал, что лодки изображенные на петроглифах Гобустана использовавшихся во время навигации по Каспийскому морю и в верховьях рек России идентичны судам предкам древних викингов на которых они ходили вдоль фьордов Норвегии тысячелетиями позже.
Ученый говорил: «…Такая лодка упоминается в ранних норвежских сагах записанных исландцем Снорре Стурлуссоном ( Snorre Sturlason), до своей смерти в 1241 г. (Снорри, Саги викингов Королей Норвегии Английский перевод:. JM Stenersens Forlag, Осло 1987). Согласно саге королей викингов потомков Одина- иммигранта иерарха, они прибыли на судах называющихся Skithblathnir (Skidbladner), которые могут быть сложены, как ткань. Один пришел из земли «Азер» («Aser»), и, таким образом, его часто называют «Aзa-Один».
«Легендарной земле людей, известных как Aзер, дано очень точное расположение в саге Сноррe — к востоку от Кавказских гор и Черного моря. Оттуда, согласно той же саги, Один, владелец складной лодки, мигрировал со всем своим народом northwestwardly через Россию, земли Саков (Saxland) и Данию в Швецию, где он умер и похоронен будучи уложенным в огромной погребальной насыпи на Сигтуне. Сага об Aза-Одине на его лодке и его маршрут рассмотривается северными историками как миф придуманный в Средние века, хотя они и считают этих людей северными кавказцами. Но, пожалуй, лодка Одина может означать, что земля в действительности лежала в стране Азер у вод Каспийского моря к востоку от Кавказа.И в самом деле, в 5 веке до н.э., греческий историк Геродот описал такие чудесные складные лодки, используемые именно в той области, упомянутые в саге Aзa-Одине как родиной Азер, а именно землей и по сей день азербайджанцев и армян…», — говорил Хейердал.
Развивая свою теорию, он продолжал: «…Это будет означать, что Азербайджан, а не северная Европа была центром распространения кавказских людей, похороненных на северо-западе Китая около 4000 лет назад и в настоящее время обнаруженных китайскими археологами, которые предполагают (вероятно, ошибочно), что они пришли из северной Европы, потому что они были высокие, белокурые, голубоглазые и с кавказскими особенностями. По данным современных ученых в Азербайджане, раньше коренное азербайджанское население было светловолосым и сильным элементом светлой кожи, как показано у охотников каменного века в музее Гобустана. Последующие вторжения римлян и арабов несколько изменели оригинальный азербайджанский тип. Что касается удивительно высокого уровня культуры проявившееся у 4000 -летних старых мумий в Китае, то ни один из народов в Северной Европе не достиг соответствующего культурного уровня в это раннее время. Но купцы Азербайджана вполне могли бы его иметь, в связи с их дальней торговлей на кожаных лодках с Вавилоном….»
Это заявление вызвало бурное сопротивление научных кругов Норвегии. И, тем не менее, Тур Хейердал продолжал «борьбу с академическими догмами».
По материалам газеты ЭХО, портала Yvision.kz