О.Буланова
Баку застраивался поэтапно. И каждый этап был характерен каким-то своими, знаковыми сооружениями.
Дворец имени Гейдара Алиева является как бы «иконой стиля» того периода советской архитектуры, во-вторых, во времена Советского Союза он стал самым, пожалуй, крупным зрелищным сооружением в Баку — его концертный зал был рассчитан на 2500 человек. Но когда-то на месте, где стоит дворец, располагался клуб имени Тельмана и табачная фабрика.
Когда в фабричные ворота заезжали грузовые машины, груженные большими пачками табака в листьях, многие подбирали разлетавшиеся табачные листья, сушили их, а потом делали самокрутки.
Впрочем, с фабрики можно было разжиться и дешевыми сигаретами: их продавали рабочие, которым — если они были курящими — сигареты выдавали каждый день. Кто-то вспоминал эту фабрику с ностальгией, но многие радовались ее слому — из-за постоянного запаха, который далеко не всем нравился и был однозначно не самым полезным ароматом на свете.
Приказ о расчистке территории и возведении на этом месте крупномасштабного сооружения был подписан в 1960 г., а в 1962-м рабочая группа приступила к воплощению задумки архитекторов.
Правда, говорят, что власти некоторое время не могли определиться, что построить на этом месте — концертный зал или какое-то спортивное сооружение. В итоге было принято решение построить киноконцертный комплекс, но уже в процессе работы он был переименован во Дворец.
Главными архитекторами проекта стали Эдуард Мельхиседеков, Виталий Файнштейн, Б.И.Гинзбург и Вадим Шульгин, тот самый, что спроектировал знаменитое на весь Баку кафе «Жемчужина» и гостиницу «Турист» («Карабах»).
Руководителем работ по строительству Дворца был лично Алиш Лемберанский, тогдашний мэр Баку. За время работы стройку постоянно посещал Гейдар Алиев.
По воспоминаниям одного из инженеров-строителей из руководящего состава, с частыми приездами на стройку Гейдара Алиева многое менялось на ходу, по существу не было ни одной точки в зале или в фойе, на сцене или в центре управления, где бы он не интересовался монтажными делами.
«А выбор кресел в зале и тканей для занавеса — это эпопея! При всей своей занятости государственными делами Гейдар Алиевич вместе с Алишем Джамильевичем вложили в этот Дворец свои силы и душу. И дворец по достоинству носит (сегодня) имя Гейдара Алиева — как и прилегающая площадь. Это достойно тому вкладу, который внес Гейдар Алиев в строительство этого объекта. В то время не каждая столица союзных республик могла гордиться таким Дворцом, который был выстроен в рекордные сроки. И только его высокие требовательность и настойчивость смогли украсить наш город таким уникальным сооружением».
Сооружение на самом деле было уникальным, это своего рода гибрид двух архитектурных стилей советской эпохи: с одной стороны, это типичный представитель строгого и холодного стиля, в котором было построено множество зданий в СССР типа Дворца Съездов в Москве, с другой — это прозрачный и летящий представитель архитектуры «оттепели».
Большую роль в этом сыграло остекление главного и боковых фасадов и решение заднего фасада в стиле каменного шебеке. На ощущение легкости играло и решение сквера перед Дворцом, который практически весь был занят водными поверхностями фонтанов.
Место для постройки Дворца также было выбрано очень удачно: Дворец был виден издалека и эффектно замыкал пространство сквера, играя роль архитектурной доминанты.
Для публики Дворец имени Ленина был открыт 14 декабря 1972 г. По воспоминаниям старых бакинцев, первый концерт здесь дал выдающийся певец и всенародный любимец Муслим Магомаев. Согласно другим воспоминаниям, первым был сборный концерт звезд советской эстрады.
В последующие годы сцена Дворца (кроме важных государственных мероприятий) повидала еще много концертов, съездов, фестивалей и гастрольных выступлений.
Здесь произносил речи Брежнев, здесь выступали Райкин и Пугачева, Зыкина и Томас Андерс, Демис Руссос и Робертино Лоретти, на этой сцене играли Миронов и Папанов, отмечал 70-летний юбилей Мстислав Ростропович, дефилировали мировые красавицы, здесь звучали симфонические оркестры, проходили игры КВН, международные фестивали, премьеры новых фильмов и гастрольные выступления самых разных театров со всего мира.
Так, московский театр Ленком показал на этой сцене культовый и где-то даже скандальный спектакль «Звезда и смерть Хаокина Мурьеты». А 8 октября 1973 г. Дворец имени Ленина имел четь принять у себя XXIV Международный астронавтический конгресс.
В СССР этот конгресс был проведен тогда в первый и в последний раз. Были приглашены советские космонавты Береговой, Шаталов, Севастьянов и Егоров. Присутствовал и американский астронавт Томас Стаффорд, который готовился стать командиром «Аполлона» в совместном советско-американском полете 1975 г.
Кстати, о переименовании. В 1991 г. Дворец имени Ленина был переименован во Дворец Республики. А в 2004 г., согласно указу президента Азербайджана Ильхама Алиева от 10 марта, он был переименован во Дворец имени Гейдара Алиева.
Но вернемся к истории его постройки. Сразу же после окончания строительства обнаружилось, что для музыкальных выступлений акустика во Дворце, мягко скажем, скверная. Имелось эхо, различные отзвуки, в зале обнаружились так называемые «мертвые зоны слышимости» и другие недостатки.
Из Москвы были срочно приглашены специалисты по акустике. Они возились довольно долго, вскрыли обшивку стен, установили дополнительные устройства по улучшению звука и провели другие работы по улучшению акустики.
Первоначально Дворец был выстроен из серого туфа. К очередному и, как оказалось, последнему приезду генерального секретаря ЦК КПСС Советского Союза Леонида Ильича Брежнева в 1978 г. его стали спешно обкладывать белым мрамором, асфальтировать весь проспект Кирова, белить деревья…
Это было нормальным явлением для советской эпохи — наведение показушной чистоты и порядка имело место по всему Советскому Союзу. Но, как известно, снаружи все приводилось в порядок, а на задворках продолжало оставаться таким, каким и было.
По воспоминаниям жителей окрестных домов, которые располагались напротив касс Дворца, дворы этих домов не приводились в порядок лет тридцать, в них была настоящая помойка — мусор не вывозился месяцами.
Жителям это смертельно надоело, и в ночь перед приездом Брежнева весь мусор был вывезен за ворота дворов. А ночью поднялся знаменитый бакинский ветер и чем дело кончилось, догадаться нетрудно: вся площадь перед дворцом оказалась усеянной мусором. Наутро жителей окрестных домов разбудили крики управдомов, инженеров-техников, которые учинили допрос с пристрастием, кто это сделал. Но все молчали как партизаны. В течение двух часов мусор был собран, во дворах сделали даже дезинфекцию.
В 2007-2008 гг. Дворец подвергся основательной реконструкции и был оснащен новейшим оборудованием: современные и передовые системы звука, света, кинопроекции, лазера, способные создавать самые сложные свето-эффекты, богатую цветовую гамму и чистое звуковое восприятие; сценический настил, способный подниматься и опускаться, движущаяся в оба направления лента транспортера, механически управляемые занавеси различной формы и т.п.
Внешне здание тоже изменилось: оно стало напоминать некий хрустальный дворец, особенно после заката солнца. Официальное открытие реконструированного дворца состоялось 5-6 ноября 2008 г. концертом народной артистки СССР Зейнаб Ханларовой.
Из серии «Тайны Баку»