Красная Армия без профессионалов или зачем понадобился генерал Шихлинский

После победы Октябрьской социалистической революции в России, одним из важнейших был вопрос о создании армии. В ответ на вооруженное выступление контрреволюции, в боях с интервентами и белогвардейцами, родилась Рабоче-Крестьянская Красная Армия — армия нового типа.

Вопрос о создании армии вообще был для партии исключительно сложным и совершенно новым. Начало созданию Советских Вооруженных Сил было положено решением II Всероссийского съезда Советов, состоявшегося 25-27 октября 1917 года. Съезд образовал первое в мире правительство рабочих и крестьян — Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным. При Совнаркоме был учрежден Комитет (Наркомат) по военным делам.

Новая армия должна была строиться под организационным и идейным руководством Коммунистической партии. 15 (28) января 1918 года Совет Народных Комиссаров под председательством Ленина рассмотрел и принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В целях лучшего использования опыта первой мировой войны и достижений военной науки, было признано необходимым привлечь «к делу организации армии и ее оперативного руководства военных специалистов, прошедших школу старой армии». Это означало, что в советскую армию можно было набрать солдат, но реальных военных специалистов приходилось искать, в частности речь шла о полковниках, генералах бывшей царской армии.

V Всероссийский съезд Советов, состоявшийся летом 1918 года, вынес постановление о мобилизации на службу в Советскую Армию офицеров царской армии. За два года, со 2 июня 1918 года по 15 августа 1920 года, в результате мобилизации командного состава было призвано на военную службу 48,409 офицера старой армии, из них около 30 тысяч было направлено в действующую армию.

Таким образом, видный представитель царской армии, талантливейший артиллерист, активный участник русско-японской войны 1904-1905 гг., первой мировой войны 1914-1918 гг., воспитатель нескольких поколений артиллерийских и общевойсковых офицеров, прекрасный военачальник генерал-лейтенант Али Ага Исмаил Ага оглы Шихлинский оказался крайне востребован новой властью.

О Шихлинском вспомнили после того, как в Азербайджане было свергнуто правительство АДР и установлена советская власть. Очевидцы вспоминали, что Шихлинский был одним из тех, кто был против кровопролития, когда в Баку появилась Красная Армия. После установления советской власти, Шихлинский не уехал из страны, решив остаться и помочь своему народу.

30 апреля 1920 года, по предложению Народного Комиссара по военным и морским делам Азербайджанской ССР, видного партийного и государственного деятеля Чингиза Ильдрыма, Шихлинского назначили его заместителем.

Али-Ага Шихлинский

Как крупный специалист военного дела, большой знаток артиллерии, имеющий богатейший боевой и жизненный опыт, он взялся за создание молодой Красной Армии в республике. Делать это было сложно, потому что Азербайджанская ССР своих национальных командных кадров почти не имела. Население республики в военном отношении было не подготовлено, так как ранее воинской повинности не подвергалось.

Шихлинскому поручили важный участок работы по строительству Красной Армии: подготовка красных командиров из рабочих и трудовых крестьян. Другими словами, азербайджанскому генералу нужно было сделать солдат из тех, кто ничего в руках кроме инструментов для работы в поле не держал.

Для подготовки командиров и начальников, партии пришлось создавать курсы, школы, высшие военно-учебные заведения. Для работы в качестве инструкторов, преподавателей и начальников привлекали старых опытных военных специалистов.

Приказом Народного Комиссара по Военным и Морским делам Азербайджанской ССР, бывшее Азербайджанское военное училище было переименовано в Рабоче-Крестьянские Краевые командные Курсы. Шихлинскому поручили руководство реорганизацией учебных частей. В приказе, в частности, было сказано: «…Реорганизацию же учебных частей произвести по указаниям моего заместителя Али Агу Шихлинского».

Училище, где предостояло преподавать Шихлинскому, было открыто в апреле 1918 г. в Гяндже (тгда — школа подпрапорщиков), затем в сентябре 1919 года школа была переведена в Баку и была переименована в Азербайджанскую школу прапорщиков. В декабре 1919 года школа была переименована в Азербайджанское военное училище. С приходом советской власти, Военное училище во второй половине 1920 года переименовали в Рабоче-Крестьянские Красные командные Курсы (в Военную школу). 19 августа 1920 года школу переименовали в Азербайджанскую советскую сводную военную школу. 14 марта 1322 года школа снова переименовывается, на этот раз в Азербайджанскую сводную военную школу. В период с 1924 г., по 1927 год она носила название «Объединенная Азербайджанская военная школа». В сентябре 1927 года началась ликвидация школы, которая была закончена к 1-му октября 1927 года.

Шихлинский успешно и в кратчайшие сроки претворил в жизнь приказ по реорганизации учебных частей в Республике.

В августе 1920 года  для прохождения дальнейшей службы в штабе Рабочего-Крестьянской Красной Армии Шихлинского командируют в Москву. При этом Председателем Революционного Комитета Азербайджанской Советской Социалистической Республики, видным партийным и государственным деятелем Советского Союза Нариманом Наримановым ему было дано письмо на имя Ленина.

Нариманов информировал в письме Ленина, что известные азербайджанские генералы Мехмандаров и Шихлинский были арестованы во время мятежа в Гяндже в 1920 г. Далее Нариманов пишет, что «после тщательного расследования оказалось, что эти генералы не причастны, но все же до упрочения нашего положения и с целью помочь нашему общему делу мы решили их отправить в Ваше распоряжение для работы в Штабе, так как они как военные специалисты являются незаменимыми. До окончания польского фронта пусть они работают в Москве, а затем попрошу отправить их к нам для формирования наших частей. Необходимо за это время за ними поухаживать».

Как видно, Шихлинский и Мехмандаров представляли собой настолько ценные кадры, что советская власть решила их использовать.

Занятия по боевой подготовке. Крайний слева — А.Шихлинский. В центре — М.Фрунзе и А.Г.Караев. 1925 г.

По прибытии в Москву Шихлинский сначала состоял для поручений при начальнике Полевого Штаба Революционного Военного Совета Республики генерала П.Лебедева, который лично хорошо знал Шихлинского и высоко ценил его деятельность.

По этому поводу сам Шихлинский в своих «Воспоминаниях» писал: «Штаб округа (Московского) отправил нас во Всероссийский Главный Штаб. Там меня встретили очень радушно, так как во главе штаба стоял мой бывший подчиненный, который сейчас же по телефону передал начальнику Полевого Штаба Реввоенсовета покойному Павлу Павловичу Лебедеву о том, что у него в кабинете сейчас сидит Али Ага… В этот же день я отправился к нему. С. Мехмандаров и я были назначены в его распоряжение…».

Потом Шихлинский работал в Управлении инспектора артиллерии Красной Армии и был назначен в состав Артиллерийской уставной комиссии, а также преподавал в Высшей артиллерийской школе командного состава РККА в отделе высшего командного состава до инспекторов артиллерии армий включительно.

Высшая Офицерская артиллерийская школа была сформирована 17 апреля 1918 года постановлением Всероссийского Главного Штаба в городе Детское Село на базе бывшей Офицерской артиллерийской школы старой армии. Это было одно из первых военных учебных заведений Красной Армии.

Директивные указания  Коммунистической партии требовали принципиально нового подхода к делу воспитания и обучения личного состава армии. Для этого было необходимо разработать принципы и подготовить новые уставы и наставления, соответствующие новым идейно-организационным основам армии.

В связи с этим в 1920 году при школе была учреждена специальная «Уставная артиллерийская комиссия» для переработки устаревших и составления новых уставов и наставлений артиллерии армии.

Несмотря на небольшой срок пребывания в Москве, Шихлинский проделал там значительную работу по развитию артиллерии армии. Крупный военный специалист, одновременно исполняя несколько обязанностей, он внес достойный вклад в дело строительства Советских Вооруженных Сил. Благодаря таким людям как Шихлинский, армия на заре советской власти стала что-то из себя представлять.

Шихлинский на заседаниях Артиллерийской уставной комиссии и ученого комитета Главного артиллерийского управления РККА выступал с перспективными, ценными предложениями. В Управлении артиллерии Красной Армии он рецензировал книги по проектам уставов и донесения о действиях артиллерии на фронтах.

Особенно проявил себя Шихлинский на преподавательской деятельности в Высшей артиллерийской шк¬ле командного состава РККА, из  стен которой вышли такие крупные военачальники, как Маршал Советского Союза Л.Говоров, Главные маршалы артиллерии Н.Воронов, М.Неделин, маршалы артиллерии, С.Варенцов, В.Казаков, Н.Яковлев, М.Чистяков, генерал-лейтенант артиллерии А.Благонравов и многие другие.

Помимо Высшей артиллерийской школы комсостава РККА, Шихлинский читал лекции, доклады и в других высших военных учебных заведениях РККА. В частности, по просьбе инспектора классов Артиллерийской академии профессора Граве, инспектор артиллерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии в феврале 1921 года командировал Шихлинского в Петроград, где он в Артиллерийской академии читал несколько лекций.

По материалам книги С.Ибрагимова «Генерал Али Ага Шихлинский»

Пули сыпались «как горох»: Али Ага Шихлинский в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Али Ага Шихлинский в офицерской артиллерийской школе (1906-1914 гг.)
Али Ага Шихлинский в Первой мировой войне (1914-1918 гг.)