М. Халилов
В Карабахской степи, а также в Нагорном Карабахе в 1964-1987 -х гг. было зафиксировано 19 каменных изваяний — изображений людей. Они были найдены в поваленном состоянии, а также вертикально вкопанными в землю до определенного уровня корпуса.
Высота некоторых из них была около 3 метров, т.е. превышает естественный человеческий рост. Поэтому эти изваяния могут считаться монументальными или мегалитическими памятниками.
Карабахские изваяния, датированные IV-VII вв., почти идентичны, имеются лишь незначительные различия. Они были обнаружены в окрестностях современных селений Моллалар, Шефибейли, Сума, Гюллюджа (Агдамский район), Шатырлы (Бардинский район), Джанятаг (Агдеринский район), Сейсулан (Тертерский район). Последние два села ранее входили в состав бывшего Мардакертского района (Агдере).
Эти памятники — скульптуры отражают этнокультурную связь равнинной и нагорной частей Карабаха. Археологическими раскопками на месте обнаружения одного из каменных изваяний у с. Джанятаг было выявлено грунтовое погребение без инвентаря, что характерно для христианства (Геюшев Р.Б. Отчет о разведовательной поездке в Нагорный Карабах в 1964 году).
Изучение карабахских изваяний и другие исследования подтвердили данные «Истории албан» о сохранении идолопоклонства в христианской Албании в IV-VII вв.
Зона распространения этих изваяний в данную эпоху входила в состав исторических областей Албании. Албанские цари и церковь вели борьбу против идолопоклонства начиная с IV века, после объявления христианства государственной религией. Однако, как указывается в «Истории албан», «…уже давно знали об этом … цари Албании, но не могли подавить его и даже не обращали на это внимания».
Наместники Сасанидского Ирана, находящиеся в Албании, либерально относились к местным идолопоклонникам. Как написано в «Истории албан», «проклятые и злые персидские марзпаны часто захватывали их в свои руки, но отпускали их за взятки».
Наиболее жестокую борьбу против идолопоклонства с применением насильственных методов начиная с 487 года вел царь Вачаган III, прозванный по этому поводу «Блаженным». В этом отношении он опередил европейскую инквизицию на 8 веков. Например, в ходе допроса схваченных язычников для добывания нужного сведения об их сектах в их ноздри вливали смесь крепкого уксуса и селитры , но как отмечается в «Истории албан» , даже это не помогало.
Идолопоклонники в Албании были объявлены вне закона канонами Алуэнского собора в 488 году. В этой по сути конституции албанского христианского государства, в 9-м каноне была предусмотрена смертная казнь для язычников («История албан»: кн.1, гл. 26).
Вачаган III установил пеня за поклонение идолам; если после первого или вторичного официальных предупреждений идолопоклонник не разрывал связь со своей религией, то по указу Вачагана III, его ждала смертная казнь. В Албании было запрещено пение песен с идолопоклонническим текстом, исполнение ритмичной обрядовой музыки и ритуальных танцев под эту музыку.
В V в. противников албанского христианства даже депортировали из страны («История албан»: кн. 1, гл. 18), в частности, в пределы Гуннского царства. Однако, по данным «Истории албан», даже в VII в. несмотря на то, что прошло несколько веков после насаждения христианства, в столице Албании — в городе Барда, где размещалась также центральная резиденция албанской церкви, жили язычники.
Примечательно, что всего в нескольких км от Барды в окрестностях с. Шатырлы были обнаружены каменные изваяния. В могильнике Гявур-кала (Агдамский район) наряду с христианскими встречались и языческие обряды захоронения. Видимо, идолопоклонники, погребенные в могильнике Гявур-кала, являлись почитателями отмеченных изваяний, так как этот могильник был расположен очень близко от каменных изваяний Моллалара и Шефибейли.
Карабахские изваяния входят в круг каменных изваяний Евразии, обозначенных под условным названием «каменные бабы». Общими признаками дл каменных баб являются: вертикальное выкапывание в землю до определенного уровня корпуса за пределами поселений под открытым небом, стелообразность, монолитность, отсутствие во многих случаях изображений ног и шеи, рельефное обозначение рук на корпусе, намеренное применение условно-схематического стиля ваяния в связи с идеологическими особенностями культа.
В эпоху сложения албанской культуры и существования албанского государства, эти памятники были распространены в обширном мировом регионе от Монголии до Румынии у скифов, сарматов, саков, племен Тюркского каганата и видимо, создавались на общей идейной основе с некоторыми особенностями иконографии и стиля ваяния.
Подобная идея передавалась из поколения в поколение и отражала этнокультурную связь приблизительно до ХШ в.н.э. (каменные изваяния кипчаков степей Восточной Европы).
В «Истории албан» отмечено, что в V в. кочевники — северные соседи албан воздвигнули свои идолы на территории Ути. Некоторые русские археологи указали на сходство ряда элементов иконографии и стиля ваяния изваяний Карабаха, древнетюркских изваяний, а также оленных камней Центральной Азии.
Карабахские изваяния являются изображениями мужчин с косой, иногда очень длинной. Уроженец Ути, историк Моисей Каланкатуйский (VII в.) в «Истории албан» хазаро-тюркских воинов с иронией называл «женщинами с распущенными волосами», тем самым явно подчеркивая негативное отношение оседлого албана к этой мужской прическе, характерной для кочевников.
Ношение длинной косы мужчинами в Передней Азии зафиксировано еще в XXIII в. до н.э. у луллубеев, населявших также территорию Южного Азербайджана. Образы длинноволосых мужчин воспроизведены в каменных изваяниях Арджаккалы (начало I тыс. до н.э.) в исторической Манне (Южный Азербайджан), а также в албанских каменных изваяниях Чыраглы (IV-I вв. до н.э.).
Судя по данным древнегреческого автора II в.н.э. Лукиана Самосатского («Токсарис или дружба»), ношение длинных волос мужчинами являлось характерным для скифов. В «Истории албан» хазары и другие тюркские племена по этому характерному признаку названы «народом косоносцев».
Около каменных изваяний Шатырлы, Джанятага были зафиксированы поваленные столбовидные камни. Подобные камни без изображений выявлены в комплексе с изваяниями Чыраглы. Выяснено, что подобные вертикально вкопанные рядом с изваяниями камни символизировали убитых врагов.
Этот погребальный ритуальный обряд был характерен для определенной группы кочевников Евразии. Если сюда добавить и информацию одного из епископов Кесарии (Палестина) Евсевия Памфила (III-IV вв.) о том, что в Албании и Ути отсутствуют ваятели («Евангельское приуготовление»), то можно было бы считать почти доказанной принадлежность карабахских изваяний кочевникам — соседям Албании.
Но одно важное обстоятельство не дает основание для такого утверждения. Анализ античных и раннесредневековых письменных источников, некоторые данные археологии доказывают, что албаны имели единое происхождение со своими северными соседями — кочевниками. А это говорит о том, что некоторые общие черты карабахских и центральноазиатских изваяний — не отражение инокультурного происхождения первых, а результат единого этнического происхождения населения этих двух регионов.
Некоторые армянские историки представляли каменные изваяния из Джанятаг (Агдере) и Сейсулан (Н.Карабах) в качестве памятников армянской культуры, однако исторические документы доказывают, что в селе Джанятаг армяне поселились в 1826-1828 гг.
Бесспорно, топоним Джанятаг имеет тюркское происхождение и переводится как «ложе души». Население Сейсулана до XIX века составляли тюркоязычные утии, которых не надо путать с современными удинами.
Еще в 1973 году количество изваяний Джанятага, Моллалара и Шефибейли достигало десяти. Из них только 3 памятника были выявлены около азербайджанских сел. Но во время исследовательской группы (в составе которой бы и автор статьи) в Карабах в 1982 году обнаружилось, что в селе Джанятаг не осталось ни одного каменного изваяния. Правда, одно из них еще в 1964 году было доставлено в Баку.
Обнаружить исчезнувшие изваяния в Историко-краеведческом музее города Ханкенди не удалось. Однако, в музее были обнаружены два изваяния из села Сейсулан. Таким образом, 6 из 19 зафиксированных изваяний пропали в селе Джанятаг.
По материалам журнала «Азербайджанская археология»