Вилаят Керимов
Многие достижения в изучении зодчества Кавказской Албании на Великом Шелковом Пути были сделаны благодаря выявлению значительного количества архитектурно-археологических памятников.
Надо отметить, что на протяжении столетий политические события в Кавказской Албании всегда отражались на торговле Запада с восточными странами. Появление таких великих держав как Византийская и Сасанидская на стыке границы исторической Кавказской Албании послужило увертюрой ко многим политическим событиям Передней Азии, имевшим большое влияние на культурно- экономическую жизнь огромной части Ойкумены.
Удачно расположенная географически территория Кавказской Албании надолго стала театром военных действий между Востоком и Западом.
В зависимости от политического климата на огромной территории двух великих держав — Византия и Сасанидскии Ирак, а также в пределах стран, зависящих или свободных от них, частично менялись и маршруты Великого Шелкового Пути.
С древнейших времен Кавказская Албания имела значительные экономические связи как с западным миром, так и с восточными цивилизациями. Для Запада это означало новые рынки сырья и сбыта, столь необходимые для развития существующего способа производства; для восточных стран открывалась перспектива приобщения к экономическим и культурным достижениям огромной части Ойкумены.
В этих связях роль территории Кавказской Албании была двоякой. Объективно она являлась удобным проводником между восточными и западными соседями. Уже в первые века нашей эры на территории северо-западной области Кавказской Албании четко прослеживаются торговые обмены между Индией и Китаем с одной стороны, и Римской империей — с другой. В контактах Рима с Востоком в зависимости от сложившейся ситуации Кавказская Албания и страны Южного Кавказа играли более или менее значительную роль.
Как было уже отмечено, географическое расположение Кавказской Албании позволило ей еще за шесть веков до начала регулярных торговых связей Римской империи с Востоком, играть немаловажную роль в мировой торговле. По территории Кавказской Албании проходила часть Шелкового Пути, что обусловило культурно-экономический подъем городов Албании.
Кавказская Албания была органически связана с торговлей Востока и Ирана с Восточным и Северным Причерноморьем.
Свидетельством оживленной торговли, которую вела Кавказская Албания, является большое количество памятников архитектуры, которые были расположены в городах и на путях Великого Шелкового Пути. Если в I в. н. э., согласно сообщению античных авторов, в Кавказской Албании упоминаются несколько городов эллинистического периода, то уже в позднеантичный и период раннего средневековья наблюдается оживление городской жизни. В один ранг с античными городами ставятся города Партав (Барда), Гянджа, Нахчыван, Шемаха, Шамкир, Шабран, Шеки, Шатал (Геранбойский район), Бейлакан и др. В то же время строятся дороги и мосты, связывающие Кавказскую Албанию с Западом и Востоком.
Вдоль Великого Шелкового Пути на территории Албании возникают караван-сараи, крепости, монастыри и церкви. Безусловно, активная градостроительная политика имела коммерческое значение. Города, которые были расположены на территории Албании, выполняли двоякую роль в торговле, поскольку, с одной стороны, они связывали Кавказскую Албанию с Малой Азией, а с другой стороны, они являлись проводниками товаров из Переднего Востока на Запад и к южному побережью Черного моря. Активному сношению Кавказской Албании способствовало и албанское население.
Импортная посуда, украшения и монеты, выявленные на территории Албании в ходе археологических раскопок, дают возможность проследить отзвуки торговли и культурного обмена Кавказской Албании с Малой Азией и Западом. Упомянутые города Албании играли также важную роль в торговле Сирии, Южной Месопотамии и Ирана с Малой Азией.
Переплетение политического и экономического соперничества наблюдалось и между буферными государствами Кавказской Албании. Свою лепту вносили и кочевники, которые влияли на торговлю проходившую через Албанию.
Все это влияло на судьбу торговли, иногда являясь причиной спада одних и оживления других торговых путей не только на территории Кавказской Албании, но и далеко за ее пределами. Можно заключить, что период с середины I в. н. э. до VI в. н. э. был самым благоприятным и оживленным для северного торгового пути в Кавказской Албании.
Архитектурно-археологические исследования северо-западной области Кавказской Албании позволили выявить большое количество памятников разных времен. В частности, тщательное изучение Кишского комплекса позволило датировать его античным и позднеантичным периодо — d 2004-2008 гг. были произведены разведочные работы на Кумском, Лекитском и Зейзитском храмах и прилегающей к ним территории. Археологические и архитектурные изыскания позволили датировать памятник V-VI вв. н. э. Большой интерес представляют такие памятники, как Кильсадаг, Лекит и Мамрухский храмы, которые датируются I-VI вв. н. э.
Вышеприведенные памятники зодчества северо-западной области Кавказской Албании показывают общность черт памятников Передней Азии и Южного Кавказа.
Албанские зодчие перерабатывали архитектуру старых храмов, например, храм Луны, храмы Гелиоса и Зевса (Гахский район).
Выявленные архитектурно-археологические памятники на территории северозападной области Кавказской Албании свидетельствуют не только о политической и духовной жизни, но и о коммерческой конкуренции в Южном Кавказе между Византией и Сасанидским Ираном.
Факты оживленной градостроительной политики в Кавказской Албании, наличие импорта, обнаруженного в результате археологических раскопок в северо-западной области Албании и соседних странах, анализ выявленных предметов, а также данные о наличии оживленных торговых трасс, тянувшихся по всей территории Албании и соседних стран, и фактах взаимопроникновения купцов разных стран в отдаленные от родины пункты торгового пути, свидетельствуют о возросшей роли Албании в сухопутной торговле Запада с Востоком с середины I в. н. э. до VI в. н. э.
На этом же промежутке времени в северо-западной области Кавказской Албании встречается большое количество архитектурных строений: монастыри, церкви, крепости, поселения, города, а также археологические материалы, в основном датирующиеся I-VI вв. н. э.
Одновременно выясняется, что античные и раннесредневековые города в северозападной области Кавказской Албании служат доказательством сухопутной торговли между Востоком и Западом. Пограничные для Запада и Востока города в силу своего географического положениялись в крупные экономические центры, а территория Кавказской Албании по тем же причинам становилась удобным каналом торговых сношений между народами Запада и Востока.
Было бы неверно думать, что транзитная торговля играла исключительную роль в экономике Албании и стран Южного Кавказа. Эти страны и особенно Кавказская Албания, граничащая с Малой Азией и Ираном, вели также активную торговлю многими продуктами собственного рынка.
По материалам сборника Международного Института Центральноазиатских Исследований