О.Буланова
Древняя культура Кавказа вообще и Азербайджана в частности всегда привлекала путешественников, исследователей, историков, художников… Одним из них был Фредерик Дюбуа де Монпере (1798-1850) – швейцарец французского происхождения, путешественник, археолог, этнограф, натуралист и художник.
Фредерик Дюбуа родился в семье уроженцев горного региона Невшателя в Швейцарии. Происходил из обедневшего дворянского рода – его предки еще в XVI в. обосновались в поселке Монпере, близ города Локль. Позднее это даст основание Фредерику Дюбуа присоединить к своему имени «де Монпере».
Его отец – Шарль Дюбуа, занимался торговлей кружевами, а дед был художником по эмали, работавший по приглашению испанского двора в том числе в Эскуриале, дворце-монастыре испанских королей. Видимо, отсюда одаренность Монпере в области рисунка, позволившая ему выполнить огромную работу по фиксированию всех достопримечательностей своих путешествий.
Первоначальное образование Монпере получил в Невшателе, а продолжил в Берлинском университете под руководством таких известных ученых, как геолог Леопольд фон Бух, натуралист Александр фон Гумбольдт, географ Карл Риттер. По некоторым данным, именно Риттер оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу молодого ученого, порекомендовав ему совершить путешествие на Кавказ и в Крым.
Монпере загорелся идеей. Ведь склонность к изучению древностей он проявил еще с юности: при посещении римских руин Авентикума, построенного при Веспасиане, обнаружил, что он сооружен из камня, добываемого близ любимого Невшателя.
План посетить Южную Россию, Крым и Кавказ, Монпере смог осуществить в 1831-1834 гг. при поддержке русского правительства. Этот план отличался огромным размахом, свойственным эпохе энциклопедистов.
Такой размах давал обширный материал для сравнений и культурно-исторических сопоставлений, не говоря уже о том, что Монпере, в совершенстве владея западноевропейским материалом, вводил в оборот и его. Если он и допускал погрешности в деталях, то нельзя не оценить широту обозрения, полет мысли – как во времени, так и в пространстве – всесторонне образованного и увлеченного энциклопедиста.
Черед узких специалистов наступит позднее, и стройная картина мироздания распадется на ряд отдельных дисциплин, когда будут гордиться большей скрупулезностью исследований и точностью результатов. Но что-то будет утрачено. Так что целостная картина по-прежнему сохраняет свою привлекательность.
Благодаря энциклопедичности и широте взглядов сочинение Монпере зафиксировало для нас не только состояние Кавказа и Крыма в 1830-х гг. Оно сохранило неповторимое восприятие этих неизменно вызывавших восхищение уголков.
Путешествие свое Монпере начал с Крыма, откуда в мае 1833 г. на русском военном корабле отправился морем на Кавказ. Описание же путешествия Монпере, по зрелом размышлении, решил осуществить в обратном порядке: начать с Кавказа и закончить Крымом. В результате в 1838-1843 гг. свет увидел шеститомный труд «Путешествие вокруг Кавказа» с приложением Атласа рисунков и чертежей на 200 листах.
Русский ученый, академик Петр Кеппен извещал русского читателя о скором появлении этого труда в следующих выражениях: «Изыскания г-на Дюбуа уже обратили на себя внимание в просвещенной Европе. В Берлине наследный принц Прусский удостоил его портфель внимательного просмотра и приказал срисовать некоторые виды и планы. Сам Гумбольдт послал отрывки в Париж, где они напечатаны в одном из ученых журналов Франции. Первая часть труда этого добросовестного, трудолюбивого и ученого путешественника готова к печати. Она любопытна особенно для нас, ибо касается страны, ныне подвластной скипетру русского царя».
Это произведение имело большой успех и удостоилось самых лестных знаков отличия. Русский император Николай I наградил автора орденом св. Станислава с приложением 20 тысяч ливров. Ему предлагали остаться в России, обещая дальнейшую поддержку исследований, но он предпочел вернуться на родину.
Хотя до конца жизни был благодарен русскому правительству, которое, «едва узнав» о намерениях ученого, «оказало мне столь широкое покровительство, сколь возможно: все, что могло способствовать безопасности моего путешествия – проводники, эскорты, конвой, приказы, отданные повсюду – ничто не было забыто. Чиновники всех рангов и простые подданные наперебой спешили помочь мне в моих изысканиях. Повсюду находил я искреннее и радушное гостеприимство, отличающее народы Восточной Европы и Кавказа: с умилением воскрешаю я в своих воспоминаниях трогательные знаки внимания, неподдельного интереса, призывая небо вознаградить их всех, и особенно многочисленных покровителей и друзей, обретенных мною в моем долгом странствовании».
Любопытно, что «проводники, эскорты, конвой», предоставленные любознательному Монпере, называли ему Эриванское ханство, завоеванное Российской империей в 1827 г. и превращенное указом Николая I от 21 марта 1828 г. в Армянскую область, исключительно Арменией. Что нашло отражение в полном названии труда: «Путешествие вокруг Кавказа, к черкесам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым». Об азербайджанских ханствах – ни слова. Хотя он побывал минимум в четырех: в Гянджинском, Карабахском, Нахичеванском и Эриванском.
Видимо, кто платит, тот и музыку заказывает… Потому что возможность издать рисунки, схемы и карты в виде огромного роскошного Атласа – всецело заслуга русского правительства и лично Николая I.
«Предоставленный моим собственным усилиям, – пишет Монпере, – я не мог и мечтать о том, чтобы присоединить к моему рассказу Атлас, – если бы русское правительство своей щедростью и поощрениями не пришло мне на помощь».
Впоследствии Монпере подарил Николаю I экземпляр Атласа с дарственной надписью, в которой выразил ему всю признательность за участие. Монпере упоминает также и о том, каким счастьем для него было вести изыскания «на земле, которая хранит в себе тайну новой цивилизации, являя свету самые любопытные памятники трудов человеческих посреди великолепия пышной и разнообразной природы».
Неудивительно, что Атлас, изданный с поистине царской пышностью, тут же стал библиографической редкостью. Материалы исследований Монпере, относящиеся к России, были приобретены Императорской Академией наук в 1903 г.
В некрологе Дюбуа де Монпере, автор, академик П.Броссе говорит о самом путешествии и о подытожившем его труде как о «главной его заслуге перед Россией»: «Один, на свои собственные средства Дюбуа не побоялся предпринять подобное путешествие, справедливо считающиеся тогда опасным… Своими личными качествами сумел заслужить и оправдать постоянное покровительство императорского правительства. В самом деле, редко чтобы исследователь дальних стран соединял в себе столько данных для успеха. Мастерски владея карандашом рисовальщика, молотком геолога, точными инструмента топографа; эрудированный знаток нумизматики и древностей; с умом, образованным обширным чтением; внимательный и просвещенный наблюдатель всякого рода фактов, к тому же умеющий придать своему стилю колорит пылкого воображения, – он сумел создать своего рода кавказско-крымскую энциклопедию, которую можно было бы превзойти в частностях, но с которой трудно сравниться…».
Главный памятник научной и творческой деятельности Монпере, его шеститомное сочинение, стало одним из самых цитируемых и уважаемых произведений в российских исследованиях, посвященных Кавказу и Крыму, как первоисточник, зафиксировавший состояние ряда исчезнувших или полуразрушенных памятников с момента их появления и до начала 1830-х гг.
Знаменитый Атлас состоит из 5 серий карт, планов, зарисовок, таблиц. В I серию вошли работы, посвященные география, карты, во II серию – пейзажи и виды, в III серию – архитектура, в IV серию – археология, в V серию – геология.
В живописной и архитектурной частях особенно проявился талант Дюбуа, сочетавшего перо историка и художника-рисовальщика, умевшего выбрать точку обзора не просто живописную, но передающую характер расположения древних памятников и руин на местности.
Но одна из главных его заслуг – это его изображения исчезнувших впоследствии легендарных памятников архитектуры. Так, Монпере зарисовал знаменитый Шамкирский минарет, который рухнет лет через 20-25 после путешествия. Более того, он был первым, кто его нарисовал.
Не менее знаменитый портал с двумя минаретами около мавзолея Момине хатун Монпере тоже успел зарисовать. Остались и очень интересные изображения Голубой мечети и мечети Садрада в Эривани, могилы Ноя в Нахичевани, руины Джульфы и другие виды.
Смотрите также: Азербайджан и Эривань 1833-1834 годов в зарисовках Дюбуа де Монпере (ФОТО)