П.Абдинова
Шахматы – пожалуй, одно из величайших творений культуры Востока, ставших достоянием мировой цивилизации. Эта замечательная игра прошла исторический путь, занявший не одно тысячелетие, прежде чем принять знакомую нам всем форму. Предшественниками современных шахмат были чатуранга, чатранг, шатрандж.
Чатуранга (в переводе с санскрита «четыре части») возникла в Индии в I в. до н.э. Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из четырех частей – боевых колесниц, слонов, конницы и пехоты. Таким образом, игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель – раджа. В игре участвовали четыре человека, а фигуры были черного, зеленого, красного и желтого цветов.
При этом ходы зависели от бросаемых костей, как в нардах. В целом чатуранга была довольно сложной игрой, требующей расчета, и представляла собой развлечение знати. Предполагают, что с помощью чатуранги жрецы предсказывали будущее, в том числе исход войн и сражений.
В конце V – начале VI века чатуранга стала распространяться в других странах и претерпела некоторые изменения. Новая игра получила название чатранг. В эту игру играли уже не четверо, а двое. Чатранг представлял собой сугубо интеллектуальное состязание. В нем нашли свое отражение общественная и культурная жизнь, военное дело, религия буддизма и пр.
В VIII-IX вв. чатранг распространился в Арабском халифате, где принял название шатрандж. Помимо названия, некоторые изменения претерпели внешность фигур и правила игры, хотя поле из 64 клеток и названия фигур в целом остались неизменными. Нужно заметить, что новая игра была воспринята в арабском мире несколько настороженно, поскольку считалось, что она отвлекает правоверных от молитвы.
Кроме того, в соответствии с нормами шариата, запрещающими любые изображения людей и животных, фигуры были упрощены и схематизированы. С другой стороны, эти фигуры изготовлялись из глины и стоили недорого, а это привело к широкому распространению шатранджа среди простого народа, игра выплеснулась из дворцов знати на рыночные площади и в кварталы бедноты.
Все большее признание стала получать точка зрения, что шатрандж воспитывает высокие чувства. При пятом представителе династии Аббасидов Харуне ар-Рашиде в халифате начался «золотой век» шатранджа, продолжавшийся порядка 150 лет. В этот период шатрандж опять получил репутацию аристократической игры. Придворный врач Харуна ар-Рашида во время эпидемии холеры советовал монарху всеми способами распространять шатрандж, аргументируя это следующим образом: «Эта мудрая игра отгоняет от человека черные мысли, которые влекут болезнь».
В целом арабская эпоха ознаменовалась существенным вкладом в развитие шатранджа. Уже в VIII веке появляются упоминания об игре с закрытыми глазами, т.е. исключительно по памяти. Некоторые искусные игроки могли сыграть без ошибок 4-5 партий, при этом декламировали стихи и рассказывали анекдоты, а поэт ал-Эджели одновременно с игрой даже сочинял стихи.
Спустя короткое время попадаются уже сведения о различных турнирах. После 800-го года мы наблюдаем развитие литературы по шахматам, а в середине века появляется первый в истории трактат на тему шахмат , написанный ал-Адли. Интересно, что в европейской литературе первое упоминание шахмат мы встречаем в труде «Каталонское положение», написанном только в 1100 году.
В 819 году по инициативе аббасидского халифа Мемуна в Хорасане был проведен первый турнир по шатранджу с участием именитых мастеров. Игра набирала популярность, многие богатые семьи приглашали опытных игроков в качестве преподавателей шатранджа.
В IX-X веках при дворе халифов в Багдаде периодически устраивались представительные соревнования. Наиболее известными мастерами того времени были ас-Сули, ал-Адли, аш-Шатранджи. Под последним псевдонимом был известен Хадже Али Тебризи, который обыграл всех соперников, включая и ряд игроков из Средней Азии, и был удостоен звания первого придворного шахматиста не только халифата, но и державы амира Тимура.
Замечательный мастер шатранджа второй половины XVI века, Хадже Али Тебризи увлекался этой игрой с юности и за короткое время прославился вначале в родном Тебризе, а затем по всему Азербайджану и Ирану. Хадже Али мог играть одновременно с четырьмя соперниками не глядя на доску, тогда как лучшие западноевропейские игроки – не более чем с тремя соперниками.
Известно, что классические поэты Востока Фирдовси, Навои, Омер Хайям, Али Шатранджи регулярно обращались к теме шатранджа. Когда у Фирдовси спросили о причине частого воспевания им этой игры, он ответил: «Меня вдохновляет ее поэзия».
В индийской, арабской, персидской, китайской, а также испанской, итальянской, французской, скандинавской поэзии имеются произведения, целиком или частично посвященные шахматам.
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
В Азербайджане наиболее ранние следы шатранджа мы встречаем среди наскальных рисунков Гобустана. Предполагается, что рисунок на одном из камней верхней террасы Боюк-Даша когда-то служил полем для игры в шатрандж.
С шатранджем связано и азербайджанское ковроделие. Так, на ранних образцах шедда – одно из разновидностей безворсовых ковров имеется орнамент, напоминающий шахматное поле. В средние века ткани с шахматным рисунком или орнаментом именовались «шатрандж».
По мнению видного азербайджанского ученого – специалиста по коврам Лятифа Керимова, само название шедда возникло от слова «шатрандж».
В Азербайджане шатрандж был известен уже в VI веке. Видный азербайджанский поэт XIV века Ассар Тебризи оставил поему «Мехр и Муштари», в которой повествуется о том, как еще в доисламскую эпоху некий царственный отпрыск отправляется в Хорезм и во дворце шаха Кейвана побеждает знаменитого мастера шатранджа Фархада. В поеме также указывается, что в то время наряду с королем, ферзем, ладьей, конем, слоном и пешкой в шатрандже присутствовали непривычные для нас фигуры солнца и флага.
Историк Мохаммед ибн Али Абубекр ал Равенди совершил длительное путешествие по державе сельджукского султана Гияс ад-дина Кылыч-Арслана. Это путешествие он описал в 1206-1212 годы в своем известном труде «Душевный покой и признак радости» («Рахат ус-судур ве айет ус-судур»), в котором широкое место отведено Азербайджану.
В частности, автор указывает на широкое распространение шатранджа в Азербайджане, Иране, Ираке и других областях, подчиненных сельджуками.
В X-XII веках в Азербайджане была популярна разновидность шатранджа, в которую играли бросанием костей. Куда меньше играли в так называемый византийский шатрандж. Был известен также «арабский шатрандж», в котором имеется фигура, именуемая «деббабе», что в переводе с арабского означает «черепаха», символизировавшая стенобойные орудия, применявшиеся на войне арабами.
В Азербайджане шатрандж был наиболее распространен в таких городах, как Тебриз, Ардебиль, Нахчыван, Гянджа, Шамаха. В IX веке одним из прославленных игроков был Джелаледдин Нахчывани. Его имя упоминается в среднеазиатских письменных источниках как мастера, известного далеко за пределами родины.
Первой азербайджанской женщиной, снискавшей известность как мастер шатранджа, стала выдающаяся поэтесса Месхети Гянджеви. Ее основным спарринг-партнером был, естественно, супруг эмир Ахмед. В известном литературном произведении эпохи «Сказания о Месхети и эмире Ахмеде» также отмечается, что в городе Гяндже никто не мог превзойти поэтессу в игре шатрандж.
Еще одно письменное подтверждение широкого распространения шатранджа в Азербайджане XI-XII веков, — произведение великого поэта Хагани Ширвани «Подарок двух Ираков» («Тохфат уль-Ирагейн»), в котором автор устами шахматных фигур в аллегорической форме осуждает пороки своего времени, произвол и самоуправство правителей, затрагивает различные проблемы морального порядка, утверждает непреходящую ценность науки и просвещения.
Другой великий азербайджанский поэт – Низами Гянджеви в своих поемах «Хосров и Ширин», «Искендер-намэ» не раз упоминает о шатрандже, использует ходы шахматных фигур в качестве средства художественного выражения. То же относится к таким крупным представителям классической азербайджанской поэзии, как Насими, Физули, Закир.
Видный азербайджанский историк прошлого века Гамид Араслы отмечал, что в XIII-XIV веках шатрандж был одним из излюбленных развлечений образованной прослойки в Азербайджане, многие серьезно обучались этой игре. В XVIII – XIX веках шахматы были широко распространены среди азербайджанской интеллигенции и служили украшением собраний.
Знатоком этой игры слыл известный географ и путешественник конца XVIII – начала XIX века Хаджи Зейналабдин Ширвани. По свидетельству поэта конца XIX века из Ардебиля Мирзы Исы Зияи, в этот период шахматы пользовались широкой популярностью в Баку, Ленкяране, в Карабахе.
Заядлыми игроками в шахматы были бакинский поэт Мирза Абдулхалиг Дженнети, карабахские поэты Баки Гарабаги и Мирза Рагим Фена. Известно, что сильной шахматисткой была видная азербайджанская поэтесса XIX века Хуршидбану Натаван, ее супруг Хасай-бек Уцмиев и сын Мехтигулу. Неслучайно Александр Дюма во время своего путешествия на Кавказ подарил Натаван шахматный набор с фигурками из слоновьей кости, привезенный из Петербурга.
Выдающейся азербайджанский драматург и просветитель Мирза Фатали Ахундов имел обыкновение встречаться за шахматной доской с друзьями и знакомыми, среди которых были видные личности того времени, в том числе со своим близким другом Я.Полонским. В 1864 году он написал даже стихотворение «Игра в шатрандж».
Нужно заметить, что шатрандж, а позже шахматы издавна служили основой для сравнений и выводов философского характера. И в средние века, и позже находились такие, кто проводили аналогии между шахматами и реальной жизнью, усматривали в этой игре некое отражение общественных отношений. Другие искали в черно-белых квадратах ответы на моральные и нравственные вопросы.
Шахматные правила использовали при диспутах на различные актуальные темы. Шахматы служили источником вдохновения для писателей, художников, композиторов, даже нашли отражение в фольклоре. Нередко шахматы рассматривались как своего рода наглядное пособие по военному делу, или некая модель политического противоборства.
Шахматы воспринимали как средство равного общения людей различного социального положения. Эта великая игра признавалась также инструментом, способствующим взаимопониманию между народами.
По материалам журнала IRS Наследие