Как это было: Резня в Ходжалы по воспоминаниям российского офицера

Н.РАМИЗОГЛУ

В 1992 году, в ночь с 25 на 26 февраля армянские вооруженные формирования при поддержке 366-го российского мотострелкового полка устроили кровавую резню мирного населения города Ходжалы.

Факт массовых убийств мирного населения имеет многочисленные документальные подтверждения. К азербайджанским свидетельствам добавляются рассказы других очевидцев — военнослужащих российской армии.

Один из них — Юрий Гирченко, служил в 1992 году в саперном батальоне, расположенном в Агдаме. В своей книге «Армия государства, которого нет», Юрий Гирченко рассказывает о том, как в ночь с 21 на 22 января в Ханкенди армянские вооруженные формирования уничтожили опорную базу азербайджанского ОМОНа. Оставшиеся в живых омоновцы с боями прорвались в Агдам.

Как пишет Гирченко:

«…После этих событий на территории НКР остались только два более-менее крупных населенных пункта с азербайджанским населением. Это довольно-таки большой город Шуша и небольшой городок Ходжалы. В Ходжалы располагалось подразделение ОМОН Азербайджана, а в Шуше были только отряды самообороны. …В ночь с 25 на 26 февраля армянские вооруженные формирования при поддержке танков, БМП и личного состава Степанакертского 366-го мотострелкового полка осуществили захват города Ходжалы».

По словам Гирченко, в захвате Ходжалы принимал участие не весь полк, а только второй батальон.

«Подготовка к штурму происходила в тайне. Но все же одним из руководителей штурма был именно командир второго батальона. Почему так произошло? А все очень просто! Командир второго батальона, почти все офицеры, а так же все прапорщики в батальоне были армянами».

В ту ночь, вспоминает Гирченко, они собрали всех солдат армян в полку, а также несколько добровольцев других национальностей, и по предварительной договоренности с руководителями армянских отрядов начали совместный штурм Ходжалы.

«В 23.00 начался двухчасовой массированный артобстрел города из танков, БМП, БТР и модифицированных установок «Алазань». Затем с часа ночи до четырех часов утра армянские вооруженные отряды начали наступление на город. Солдаты 366-го полка при этом в город не входили. Сопротивление гарнизона Ходжалы было быстро сломлено. К пяти часам утра в городе вспыхнул большой пожар. Горел почти весь город…»

«Еще до начала артобстрела армяне кричали в громкоговорители, установленные на БТР, о том, что создан «свободный коридор» для выхода населения из Ходжалы в сторону Агдама. Армяне предупредили, что выпускать будут только невооруженных людей. И вскоре после начала штурма часть населения стала покидать город, пытаясь уйти в направлении Агдама».

Юрий Гирченко отмечает, что азербайджанцы из Агдама предприняли попытку вооруженного прорыва по направлению «свободного коридора».

«В этом прорыве по своей инициативе принимали участие несколько прапорщиков из нашего саперного батальона. Двое из них погибли. Погиб там и наш участковый (из Агдама — ред.), старший лейтенант милиции Вагиф Искендеров. В то время, когда армянские заставы отбивали эту атаку, к ним в тыл подошли первые группы беженцев из Ходжалы. Среди этих групп были омоновцы. Они открыли огонь по заставе… В результате чего один пост этой заставы был полностью уничтожен.»

«Но был второй пост, о существовании которого азербайджанцы не подозревали. И с этого поста с близкого расстояния армяне начали из пулеметов расстреливать ходжалинских беженцев. Причем убивали без разбора как вооруженных, так и безоружных азербайджанцев. Убивали как взрослых, так и детей, как молодых, так и стариков… Дорога постепенно превращалась в кроваво-снежное месиво, усеянное трупами людей…».

Как пишет Гирченко, около села Нахичеваник беженцы попали под шквальный огонь армянских БТР.

«Окровавленные трупы лежали вповалку, друг на друге. Часть азербайджанской колонны ушла в сторону села Гюлаблы, и там около двухсот человек было захвачено в плен. Уцелевшие, почти обезумевшие люди все-таки прорвались в Агдам. Но это судьба только тех, кто из Ходжалы пошел в Агдам по маршруту, оставляя поселок Аскеран слева. Но был еще и второй поток беженцев».

Люди, шедшие этим маршрутом, по словам Гирченко, обходили Аскеран с правой стороны. Их тоже обстреливали армяне. Обстреливали, не выискивая среди бегущих вооруженных людей.

«Среди этого потока армяне брали заложников, при этом некоторых из них убивали на месте, а азербайджанским омоновцам топорами рубили головы. Кое-кому из заложников выкалывали глаза, отрезали уши, скальпировали, а потом уже убивали… Многие беженцы сбились с пути и просто замерзли по дороге. А те, кто все-таки добрался до Агдама, были с сильными обморожениями…»

«После того, как город Ходжалы был взят армянами, в нем оставалось около трехсот азербайджанских мирных жителей. Все они были взяты в заложники, и вывезены в течение трех суток в Степанакерт и Аскеран. Город Ходжалы был разграблен…».

Из архивов газеты ЭХО. Фото Виктории Ивлеевой