Представители рода Каджаров в личном конвое императора Российской империи

Э.Исмаилов

Военная история России богата присутствием целых фамилий, представители которых связали свою жизнь со службой в Российской императорской армии. Нередко такие военные династии встречались и в рамках истории отдельных полков либо иных воинских подразделений. Не являлся исключением и Собственный Его Императорского Величества Конвой и конкретно одно из его подразделений — 4-й взвод Л.-гв. Кавказского эскадрона, в котором на протяжении более 40 лет проходили службу в основном этнические азербайджанцы (либо, как их называли в тот период в Российской империи, закавказские татары, азербайджанские татары или азербайджанские тюрки).

Собственный ЕИВ Конвой — элитное и в то же время уникальное по своему составу подразделение Российской императорской гвардии. В его составе служили терские и кубанские казаки, горцы Северного Кавказа, дагестанцы, азербайджанцы, грузины и крымские татары. Основной функцией, которую выполнял Собственный ЕИВ Конвой, являлась охрана императорской семьи.

В 1839 г. наряду с уже существовавшими Л.-гв. Кавказско-Горским полуэскадроном и командой лезгин в составе Конвоя появилось еще одно национальное подразделение — команда мусульман, большая часть которой комплектовалась из азербайджанцев.

18 ноября 1856 г. национальные коман ды Конвоя были объединены в Л.-гв. Кавказский эскадрон Собственного ЕИВ Конвоя, состоящий из четырех взводов — вновь образованного 1-го взвода (грузин), 2-го взвода (горцев), 3-го взвода (лезгин) и 4-го взвода (мусульман). При этом в высочайшем приказе было отмечено, что 4-й взвод мусульман должен комплектоваться «из почетнейших фамилий Ханов и Беков Закавказского края».

Возвращаясь к военным династиям в составе Конвоя, нужно отметить, что в 4-м взводе мусульман Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя проходили службу два поколения представителей царствовавшей в тот период в Персии династии, происходившей из азербайджанско-тюркского дома Каджаров.

Не принимая российского подданства и сохраняя статус иностранных (конкретно — персидских) принцев, представители этой семьи начиная с 1860 г. и вплоть до 1918 г. принимали участие практически во всех военных кампаниях, которые вела в этот исторический отрезок времени Российская империя. Первым же из этого рода на русскую военную службу поступил принц Риза-Кули-мирза. Он сразу, без экзамена, 4 февраля 1860 г. был произведен в корнеты с определением в Л.-гв. Кавказский эскадрон Собственного ЕИВ Конвоя.

Уже в декабре 1862 г. он был назначен командиром 4-го взвода мусульман, который возглавлял вплоть до августа 1873 г. За время своей службы в Конвое принц Риза-Кули-мирза первым из азербайджанцев получил разрешение на титулование в России «светлостью» и первым из азербайджанцев был назначен в 1866 г. флигель-адъютантом в Свиту к императору Александру II. Последний факт сам по себе уникален, так как за всю историю существования Свиты Его Императорского Величества из мусульман Кавказа только несколько человек были удостоены этой высокой чести, а из азербайджанцев — всего двое: принц Риза-Кули-мирза и (в 1906 г.) Гусейн-хан Нахичеванский. Старшая дочь Риза-Кули-мирзы — принцесса Дильшад-ага, 30 апреля 1872 г. была назначена фрейлиной к императрице Марии Александровне.

Оберофицер 4 взвода (мусульман) Л.гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя персидский принц Риза-Кули-мирза в обыкновенной форме для пешего строя

Высочайшим приказом 30 августа 1873 г. принц Риза-Кули-мирза за отличие по службе был произведен в полковники с оставлением в звании флигель-адъютанта. В октябре 1873 г. он был зачислен в списки 4-го взвода (мусульман) Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя с правом носить мундир этого взвода вне службы.

В марте 1874 г. принц Риза-Кули-мирза был назначен в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора и в состав Амударьинской ученой экспедиции. Задачи, поставленные перед экспедицией, заключались в определении количества вод и степени судоходности Амударьи, в исследовании сухих русел, прилегающих к низовьям реки Амударьи, в производстве метеорологических и астрономических наблюдений. Итогом участия принца в Амударьинской экспедиции стала его книга «Краткий очерк Аму-Дарьинской области», в которой он рассказал о местности и народах, населяющих дельту Амударьи.

Принц Риза-Кули-мирза писал в предисловии: «Я преимущественно имел в виду доставить сведения о крае, принадлежащем России с недавнего времени, еще мало исследованном и известном, в надежде, что сведения эти будут не безынтересны, так как население его вошло теперь в состав обширного российского государства».

В 1875 г. «за труды, понесенные в Амударьинской экспедиции», принц Риза-Кули-мирза был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1891 г. ему было высочайше разрешено принять и носить в России пожалованный французский знак отличия, присвоенный званию «oficier de l’instruction publique». Эта французская награда, точнее, первоначально знак в виде двойной Пальмовой ветви, была учреждена Наполеоном I в 1808 г. Наполеон III декретом от 7 апреля 1866 г. сделал из Академических пальм официальную награду, которая могла отныне присуждаться не только преподавателям университетов, но и лицам, оказавшим своей деятельностью значительную услугу образованию. В числе последних, по-видимому, и был удостоен этой награды принц Риза-Кули-мирза.

В период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. флигель-адъютант полковник персидский принц Риза-Кули-мирза был назначен командующим конно-иррегулярной бригадой, образованной из Елисаветпольского и Закатальского конно-иррегулярных полков.

После упразднения Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя полковник принц Риза-Кули-мирза высочайшим приказом 27 декабря 1881 г. был зачислен по гвардейской кавалерии с оставлением в звании флигель-адъютанта. Высочайшим приказом 15 мая 1883 г. Риза-Кули-мирза был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас армейской кавалерии. Принц Риза-Кули-мирза скончался 26 апреля 1894 г. от легочной чахотки в г. Шуше.

Собственный ЕИВ Конвой. Нижние чины. 1858 г. Раскрашенная литография по рисунку К.Пиратского

Возвращаясь к истории Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя, необходимо отметить, что он был расформирован высочайшим повелением, объявленным в приказе по военному ведомству от 2 декабря 1881 г. № 331. Все офицеры упраздненного эскадрона при этом были произведены в следующие чины и получили независимо от прохождения дальнейшей службы пожизненную пенсию в размере 1200 рублей в год. Среди этих офицеров были и два сына принца Риза-Кули-мирзы — принцы Акбер-мирза и Фатали-мирза. Причем старший из них, принц Акбер-мирза, стал последним командиром 4-го взвода мусульман Л.- гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя.

Принц Акбер-мирза высочайшим приказом от 10 августа 1873 г. был произведен по экзамену из пажей Пажеского ЕИВ корпуса в корнеты в 5-й гусарский Александрийский Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича Старшего полк с прикомандированием к Л.-гв. Кавказскому эскадрону Собственного ЕИВ Конвоя.

Высочайшим приказом от 3 декабря 1874 г. уже поручик 5-го гусарского Александрийского Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича Старшего полка персидский принц Акбер-мирза был переведен корнетом (гвардейские обер-офицеры пользовались преимуществом в два чина перед армейскими) в 4-й взвод (мусульман) Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя.

6 декабря 1875 г. принц Акбер-мирза был назначен командующим 4-м взводом мусульман Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя, а 16 марта 1876 г. — утвержден командиром 4-го взвода. В 1878 г. за отличия по службе он был произведен в поручики, а с 1 июля по 1 октября 1879 г. находился в походах и делах в Ахалтекинской экспедиции. После расформирования Л.-гв. Кавказского эскадрона принц Акбер-мирза был прикомандирован к 162-му пехотному Ахалцихскому полку. В августе 1883 г. он получил разрешение сохранить мундир 4-го взвода мусульман расформированного Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя.

Продолжив свою службу на Кавказе и дослужившись до чина полковника, числящегося по армейской кавалерии, принц Акбер-мирза 13 мая 1912 г. был произведен в генерал-майоры с увольнением в отставку с мундиром и пенсией. Скончался он в 1919 г. в Хельсинки, где и был похоронен. Его младший брат, принц Фатали-мирза (также воспитанник Пажеского Его Величества корпуса), высочайшим приказом 10 июня 1877 г. из камер пажей корпуса был произведен по экзамену в корнеты в Л.-гв. Кавказский эскадрон Собственного ЕИВ Конвоя.

Собственный ЕИВ Конвой. Офицеры. 1858. Раскрашенная литография по рисунку К.Пиратского.
Чины 4 взвода (мусульман) Л.гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя. Эскиз для императорского сервиза. 1878 г. Худ. П.И. Балашов

Он единственный из чинов 4-го взвода мусульман этого эскадрона, кто принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. За отличия в эту кампанию принц был награжден орденом Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость». После расформирования Л.-гв. Кавказского эскадрона он, так же как и его старший брат, продолжил свою службу на Кавказе, а в январе 1884 г. с «высочайшего соизволения» ему был сохранен мундир 4-го взвода мусульман расформированного Л.-гв. Кавказского эскадрона Собственного ЕИВ Конвоя.

После того как в составе Конвоя остались лишь Л.-гв. Кубанские и Терские казачьи эскадроны, в нем вплоть до переформирования в марте 1917 г. в Конвой Верховного главнокомандующего служили еще несколько представителей народов Кавказа. Среди них выделяется фигура Его Светлости Персидского принца Александра Петровича Риза-Кули-Мирзы (младший сводный брат принца Фатали-мирзы).

Под этим именем был известен младший сын принца Риза-Кули-мирзы, рожденный от его второй жены Александры Туган-Мирза-Барановской, происходящей из старинного литовско-татарского дворянского рода. Незадолго до рождения сына Александра Туган-Мирза-Барановская приняла православное крещение (1869 г.), а затем и их сын также был крещен по православному обряду. Причем восприемниками при крещении были великий князь Петр Николаевич и великая княгиня Александра Николаевна. Мальчика назвали в честь императора Александра II, а отчество он получил от своего крестного отца великого князя Петра Николаевича. При этом имя его родного отца — Риза-Кули-мирзы — использовалось им в Российской империи, вероятно, в качестве фамилии.

В 1903 г. принц Александр Риза-Кули- Мирза, будучи штабс-капитаном 177-го пехотного Изборского полка, был переведен на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой с переименованием в сотники. Примечательно, что, когда в октябре 1911 г. торжественно отмечался столетний юбилей части и для чинов Конвоя по этому поводу была пошита историческая форма одежды всех его подразделений, для подъесаула принца Александра Риза-Кули-Мирзы была подготовлена форма «азербайджанского» 4-го взвода мусульман образца 1857 г., в котором служили его родственники.

Проживая в Петербурге, принц Александр Риза-Кули-Мирза сдружился с младшим братом императора Ник лая II великим князем Михаилом Александровичем. В конце 1915 г. есаул принц Александр Риза-Кули-Мирза выступил одним из инициаторов создания под председательством великого князя Михаила Александровича особого комитета, целью которого было бы «изыскание средств для призрения всех защитников Родины, потерявших трудоспособность за ранами, увечьями и болезнями, а также для объединения всех благотворительных учреждений, обществ и лиц, имеющих своею задачею призрение названных жертв войны».

В связи с этим после образования комитета, названного Георгиевским комитетом Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича, великий князь в январе 1916 г. обратился к командующему Императорской Главной квартирой графу В.Б. Фредериксу с просьбой командировать во временное свое распоряжение есаула Конвоя принца Александра Риза-Кули-Мирзу.

Есаул Собственного ЕИВ Конвоя принц А.П. Риза-Кули-Мирза. Санкт- Петербург. Фотограф А.Лежонов. Из коллекции А. Захарова

Ответ на просьбу великого князя не заставил себя долго ждать: приказом по Конвою от 6 февраля 1916 г. за № 37 есаул персидский принц Риза-Кули-Мирза был командирован во временное распоряжение великого князя Михаила Александровича для участия в занятиях Георгиевского комитета с продолжением несения службы в Конвое. Принц Александр Риза-Кули-Мирза являлся членом совета Георгиевского комитета и управляющим отделом по рассмотрению проектов, приносящих доход комитету. Как было отмечено в его краткой записке о службе, составленной в 1918 г., принц Риза-Кули-Мирза был «инициатор основания Георгиевского комитета, собравшего за первый год и два месяца до большевиков 7 миллионов рублей».

В Царском Селе, где находилась семья бывшего императора Николая II, в дни Февральской революции 1917 г. восстали запасные батальоны гвардейских стрелков, общей численностью свыше 40 тыс. человек, со значительным количеством артиллерии. 28 февраля по тревоге в Александровский дворец были вызваны две сотни бывшего Конвоя под командой есаула принца Риза-Кули-Мирзы, который объявил себя командиром дивизиона. Умелые действия и распорядительность принца Александра Риза-Кули-Мирзы во многом предотвратили кровопролитие, которое могло возникнуть в Царском Селе между восставшими стрелками и отрядом, охранявшим императорскую семью в Александровском дворце.

После Февральской революции 1917 г. Собственный Его Императорского Величества Конвой был переименован в Конвой Верховного главнокомандующего. В апреле 1917 г. последовало распоряжение об отправке казаков бывшего Конвоя на Кавказ. Но принц Александр Риза-Кули-Мирза, как не природный казак, с переименованием за выслугу лет в полковники (6 мая 1917 г.) поступил в резерв чинов штаба Петроградского военного округа. 25 мая 1917 г. он был командирован для несения службы в Георгиевский комитет и уже летом 1918 г. оказался в Екатеринбурге.

Можно предположить, что принц Александр Риза-Кули-Мирза пробрался в Екатеринбург в связи с тем, что в этом городе находилась в заключении царская семья и он вынашивал какие-то планы по ее освобождению. К принцу тайно приходил знавший его лично камердинер императора Т.И. Чемадуров и доносил ему об обстановке в доме инженера Ипатьева. Об этом Александр Петрович позже расскажет в своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Новое русское слово». Так или иначе, но освободить узников никому не удалось, и в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. царская семья была расстреляна.

С занятием города Екатеринбурга Белой армией полковник принц Александр Риза-Кули-Мирза 22 августа 1918 г. был назначен комендантом города, а 7 сентября приказом начальника гарнизона генерал-майора Голицына — его помощником по военной части.

2 января 1919 г. полковник принц Александр Риза-Кули-Мирза приказом командующего войсками Сибирской армии был назначен начальником гарнизона города Екатеринбурга и занимал эту должность вплоть до 13 марта 1919 г., когда был зачислен в резерв чинов при штабе Сибирской армии.

После занятия Екатеринбурга Красной армией принц перебрался в Омск, затем в Читу, а в дальнейшем вместе с другими участниками Белого движения бежал из России в Харбин, откуда эмигрировал в США, где жил в городе Сиэтле. Там он увлекся живописью. До недавнего времени в Сиэтле находился русский ресторан «Москва», стены которого были украшены фресками принца.

Ресторан был открыт в 1923 г. и в течение 35 лет служил местом сборов для русско-американского сообщества. Вплоть до 1941 г. принц Александр Риза-Кули-Мирза публиковал свои воспоминания в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке. В них принц рассказывал обо всем самом интересном, что произошло за 15 лет его службы в Собственном Его Императорского Величества Конвое. Ведь, безусловно, служба в охране императора была одной из самых ярких страниц его биографии, как и других представителей рода Каджаров.

По материалам сборника «При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней»

Азербайджанцы в конвое российских императоров