М.Мирзоев
Карл Максимович Бэр (1792—1876) был профессором зоологии и анатомии, академиком, одним из старейших учредителей Русского географического общества.
Бэр (Карл Эрнст Риттер фон Бэр Эдлер фон Хутхор), из семьи прибалтийских немцев Эстонии, стал известен как один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии. В своих трудах он также уделил место Каспию, азербайджанской нефти, нескольким островам абшеронского архипелага.
Маршруты, по которым прошел Бэр, пролегли по всем географическим широтам и на карте Евразии составляют сложную сеть причудливо изгибающихся линий — Новая Земля, Кольский полуостров, Финский залив, Средиземное, Балтийское, Азовское и Каспийское моря, Прикаспийский регион, долина реки Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани, реки Урал и Эмба, западное и южное побережья Каспийского моря — во всех этих местах он проводил свои многоцелевые ихтиологические и геологические исследования.
В 1817 г. Бэр получил должность проректора Хенигсбергского университета, где он состоял также профессором зоологии и анатомии. В стенах Кенигсбергского университета он провел свои знаменитые, прославившие его имя на весь мир, эмбриологические исследования. В 1834 г. Бэр был приглашен на работу в Петербургскую Академию наук.
К началу второй половины XIX в. явно стало ощущаться запаздывание специальных гидрологических исследований, а также биологических, которые относились к новым для того времени научным дисциплинам. В этих условиях Бэр организовал на Каспийское море комплексные исследования (гидрологические и гидробиологические) для разрешения ряда вопросов. К 1853 г. стало весьма заметным падение уровня лова рыбы в бассейне Каспийского моря.
Необходимость выработки научных положений для создания рационального рыбного законодательства стала очевидной. Вскоре Бэру было поручено возглавить экспедицию на Каспий с целью изучения фауны и флоры. Он отправился в экспедицию вместе со своей командой 14 июня 1853 г.
По пути следования Бэр занялся драгировкой. Доставленный со дна моря грунт оказался илистым осадком с многочисленными живыми раковинами — основной пищей осетров, севрюг и молодых белуг. Взяв пробу Каспийской воды, Бэр произвел ее химический анализ. Вода оказалась беднее солями, чем в открытом океане, однако горькой соли (сернокислой магнезии) оказалось в ней больше, чем в водах океана.
Бэр также делал наблюдения за уровнем Каспийского моря. Надо отметить, что сам Бэр различал два вида колебаний уровня Каспийского моря — сезонные и вековые.
Он писал: «Вода Каспийского моря может прибывать или убывать вследствие разностей между количеством испарения и количеством притока дождевой и снеговой воды Точное наблюдение за этим явлением затрудняется нагоном и выгоном воды, зависящим от направления ветра».
Относительно вековых колебаний Бэр отмечал, что кажущиеся изменения уровня моря при Баку и вообще близ Кавказа должны преимущественно зависеть от понижения и повышения почвы, колебания же в меньших размерах могут легко происходить и в других прибрежных местах.
Осенью 1853 г. с наступлением холодов и закрытием, навигации в низовьях Волги Бэр выехал в Петербург, где предоставил отчет об экспедиции. Был представлен на утверждение и план дальнейших: исследований. С разгаром весны 1854 г. Бэр снова отправился в низовье Волги, к своей экспедиции.
2 октября 1854 г. члены экспедиции возвратились в Астрахань, откуда Н.Данилевский, А.Шульц и Никитин, миновав Дербент и Баку, проследовали к устью реки Куры.
Войдя на лодках в один из рукавов Куры, экспедиция на веслах поднялась вверх по реке и вышла на берег у ватаги сальянских рыбных промыслов, известной под названием «Божьего промысла».
На «Божий промысел» прибыл и Бэр вместе со своим новым помощником по естественно-исторической части, учителем естественной истории Астраханской гимназии Вейдеманом. Экспедиция в полном составе приступила к планомерному изучению употребляемых на сальянских промыслах способов лова, приготовления и отсылки рыбы, а также приготовления икры.
Работа экспедиции на Куре продолжалась до июня 1855 г. В ходе исследований было установлено, что в этом районе лов красной рыбы идет на убыль. В июле Бэр, Вейдеман и Данилевский морем отправились дальше иа юг. Исследователи побывали иа острове Лопатина, в Кызылагачском заливе, острове Сара, Приморской ватаге Кумбашы в Ленкорани (Азербайджан).
Далее, экспедиция Бэра направилась к берегам Ирана, сам Бэр, Вейдеман и Данилевский прибыли в Энзели. Шульц и Никитин заболели во время пребывания в Иране и были отправлены в Астрахань, а Данилевский отбыл в Баку, где надо было выяснить причину малых уловов рыбы. Позже в Баку прибыл и сам Бэр вместе с Вейдеманом.
Находясь в Баку, Бэр совершил несколько поездок на острова Бакинского и Абшеронского архипелагов. Бедность улова красной рыбы объяснялась выделением со дна моря нефти и горючих газов.
Бэр писал, что «в Баку каждому известны несколько богатых ключей нефти, находящихся в море, где из глубины 3 саженей поднимаются пузыри газа 5 сильными и почти бессильными слабыми токами. В первый раз зажег этот газ академик Г.Абих и с тех пор опыт часто повторяется. Вместе с газом выходит на поверхность и белая нефть; вблизи этих газовых источников нельзя найти ни одного плавающего живого существа, между лежащими на дне раковинами также нет живых, что, очевидно, происходит оттого, что эти газы и сильно пахучая нефть неблагоприятны для живой жизни. Но еще более действует черная нефть. Заключающиеся в ней жирные и пригорелые вещества долго остаются на поверхности воды, образуя на ней как бы тонкую пленку.»
После Баку экспедиция Бэра побывала на озере Гокча, знаменитом разнообразием пород форелей. Бэр высказал мысль о пересадке в это озеро сазанов и лососи.
В октябре 1855 г. экспедиция Бэра приехала в Тифлис (Тбилиси) для ознакомления с рыболовными архивами и рыболовством на верхней Куре. В конце января 1856 г. Бэр возвратился в Астрахань.
Во второй половине 1856 г. Бэр с астраханским военным губернатором адмиралом Васильевым выехал на генеральный объезд Каспийского моря. В этой поездке Бэр посетил остров Нефтяной (Челекен), Красноводский залив, остров Святой (Артем), Нефтяную банку (Нефтяные Камни) и устье реки Терек. После генеральной поездки Бэр вернулся в Астрахань и 14 марта 1857 г. выехал в Петербург.
В 1875 г. в Петербурге вышел в свет фундаментальный пятитомный труд Бэра и Данилевского «Исследование о состоянии рыболовства в России» — описание всех рыбопромысловых районов Российской империи, в том числе и Каспийского бассейна.
Последние годы жизни Бэр состоял профессором специально учрежденной для него кафедры сравнительной анатомии в Петербургской медико-хирургической академии. Скончался знаменитый ученый в 1876 году.
По материалам книги автора
Записки о Баку, Каспии по морским экспедициям конца XVIII — нач. XIX вв. |
Острова Баку и бакинская гавань в записях гидрографа Ф.Соймонова (1719-1726 гг.) |