Во времена Второй мировой войны, Баку (и весь Азербайджан соответственно) был частью Советского Союза. Чем закончилась война знают все. Однако, роль Баку как нефтедобывающего центра, в борьбе с нацизмом, к сожалению, была занижена советским руководством.
Почему Баку, внесший неоценимый вклад в победу над Германией, не удостоился звания Города-героя?…Сознательно, или же по стечению обстоятельств, но нефтяное сердце советской страны, четко бившееся в те тяжелые годы, несмотря ни на что, осталось без заслуженной награды.
Многим, наверное, известно, что Баку, как центр мировой добычи углеводородов, сформировался еще в далеком 1901 году. Но немногие знают, что Первая мировая война, а затем захват страны большевиками практически нивелировали эту роль, превратив Баку в региональную «столицу нефти».
Накануне Второй мировой войны советское правительство вывезло из Баку все передовое оборудование и лучших специалистов–нефтяников в Поволжье и на Южный Урал. Но что интересно — сам Баку при этом по-прежнему оставался главной жилой «черного золота». Не шутка ведь – на тот период столица Азербайджанской ССР давала порядка 80% нефти от всей добычи по Советскому Союзу, и до 50% — от мировой добычи.
Непонятно одно, а именно, для какой цели СССР нужно было вывезить из Баку все в Поволжье и на Южный Урал? Ведь если Баку как таковой устраивал советское руководство в плане источника углеводородной добычи, то какая необходимость была в создании его двойника, что требовало огромных затрат?
Из исследований, проведенных историками, стало ясно, что выделенные средства в итоге просто ушли на ветер, а сформированная за долгие годы нефтяная инфраструктура Азербайджана была разорена, ценные кадры вывезены и т.д. Эффект оказался таким, что за годы войны с Германией в новом нефтяном регионе было добыто всего 4 млн. тонн нефти, в то время, как Баку за эти же годы дал более 75 млн. тонн нефти, и это несмотря на разоренную инфраструктуру.
Главную причину, по которой возникла необходимость создать «второй Баку», историки видят в том, что в тот период существовала опасность оккупации Баку.
Между тем, планы по взрыву нефтепромыслов Абшерона были весьма актуальны не только в годы Великой отечественной. Обсуждения велись еще во время Первой мировой войны британскими оккупационными войсками, затем правительством 26-ти Бакинских комиссаров. Накануне начала Второй мировой войны Великобритания и Франция также разработали совместный план по взрыву нефтепромыслов Баку в случае военных действий. Тогда эти страны считали, что социалистический СССР опаснее гитлеровской Германии, однако после захвата немцами Франции и бомбардировки крупнейших английских городов планы союзников изменились.
Дело в том, что немецкие войска уже находились на Северном Кавказе. Во время войны никакой другой нефтепромысловый район СССР не был так близок к угрозе военных действий, как Баку. Исходя из этого риска, советское правительство потому и пришло к решению создать так называемый (в литературе так и указывается) «второй Баку».
В итоге, с начала 41-го и до 42-го года проводилась переброска нефтяного оборудования, а самое главное, были эвакуированы ценные кадры в области нефтедобычи. Фактически, в Баку на тот момент работающих нефтяников со стажем практически не осталось.
Но даже при наличии угрозы взрыва, советское руководство ошибочно полагало, что за счет Поволжья и Южного Урала можно будет обеспечить горючим все необходимое, начиная танками и заканчивая авианосцами.
Уже после окончания войны, когда стало возможным подсчитать результаты того, что же дал новый нефтепромысловый регион, выяснилось, что практически ничего. Всего 4 миллиона тонн нефти – это капля в море по сравнению с тем, что дал сам Баку. Это был огромный просчет со стороны властей СССР.
А после, когда фашисты были разгромлены и было объявлено об окончании войны, никто так и не стал восстанавливать довоенный уровень нефтепромыслового центра — Баку. Кадры не были возвращены, а разрушенная инфраструктура так и не была восстановлена.
Если в 41-м году в Баку, еще до создания его двойника, было добыто 23,5 миллиона тонн нефти, что по сути превзошло самые ожидаемые результаты по добыче, то спустя годы после разорения инфраструктуры такого уровня добычи так и не сумели достичь. В 1943 году, когда после победы под Сталинградом была приостановлена операция Гитлера по захвату Кавказа и бомбардировки Баку, объемы добычи бакинской нефти вновь увеличились, но все равно уже не достигали того уровня, что наблюдался двумя годами ранее.
Из сохранившейся переписки первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Багирова с центральным руководством СССР в ответ на требование повысить нефтедобычу следует: в условиях разрушенной инфраструктуры это невозможно. Но нефть все равно приходилось выкачивать любыми способами, дабы обеспечивать растущие военные расходы советской армии. В противном случае, это было бы расценено как диверсия со стороны руководителя Азербайджанской ССР. Так что Баку на тот момент сделал все возможное и невозможное для победы над фашистами.
Баку, несмотря на опасность его бомбардировки, несмотря на то, что пережили его жители, несмотря на героизм города по добыче горючего, без которого любой патриотизм выглядел бы голым, Баку фактически помог СССР выиграть войну.
Да, фашизм был побежден, но советская историография почему-то умалчивала роль азербайджанских нефтяников, работавших под страхом взрывов нефтепромыслов и переселения в случае захвата Азербайджана гитлеровцами.
А ведь без бакинской нефти одним лишь патриотизмом вряд ли удалось бы их победить. Нефть выкачивали, инфраструктуру рушили, экологии вредили, эксплуатировали труд женщин и детей (любопытный факт — в 1941-1945 годах больше половины работников в нефтяном секторе составляли женщины и дети).
Не нужно забывать, что вклад Баку в Победу – это не только нефть. Баку жил в режиме почти что прифронтового города, под постоянной угрозой бомбардировок и оккупации, его жители, несмотря на все трудности, героически трудились для фронта, приютили, накормили и обогрели в те годы в своих домах тысячи беженцев из России, Украины, Беларуси. На фронт ушли и не вернулись сотни тысяч мужчин этой маленькой республики.
По материалам и статьям Э.Мурадалиевой