Н.Керемов
Азербайджанский ученый-путешественник Зейналабдин Ширвани (1780-1838) почти всю жизнь (около сорока лет) провел в путешествиях. Ширвани родился в 1780 г. в городе Шемахе. По рассказам самого Ширвани, в 1785 г. когда ему исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада).
Когда ему исполнилось 17 лет, он направляется в Багдад, где продолжает обучение. Но уже тогда у него зародилось понимание никчемности знаний, которые в него вкладывали ученые и духовенство.
Глубокие впечатления на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям. После пребывания в Багдаде, 17-летний Ширвани отправляется в путь.
Первым делом он посещает Азербайджан. Он побывал в Ленкорани, вернулся в родную Шемаху, добирается до Баку. Посетив родину, Ширвани отправляется дальше. Покинув Мугань, он достигает территории Южного Азербайджана.
Он пишет: «Азербайджан (имеет ввиду границы Юж.Азербайджана, частично северные) с севера граничит с Муганью, Ширваном и горами Эльбурс, с юга — с Персидским Ираком и Курдистаном, с востока — со страной Халхал, Гилян, Талыш, Дейлем, а с запада —с Арменией и Грузией».
Ширвани отмечает: «Центром этой страны раньше был город Марага. Но уже много веков и в настоящее время правительственным центром этой страны является Тебриз».
Город Марага во второй половине XIII в. считался на Востоке крупным научным центром. Созданная там знаменитым астрономом, философом и литературоведом Насириддином Туси (1201—1274 гг.) обсерватория получила широкую известность во всех государствах Ближнего и Среднего Востока. Сюда приезжали ученики не только из соседних стран, но даже из Китая.
Во время путешествия по Южному Азербайджану Ширвани надолго задерживается в Тебризе. Тогда там насчитывалось двадцать тысяч домов. Город этот славился хорошей питьевой водой, здоровым климатом и цветущими садами. Ширвани изучает историю Тебриза, нравы и обычаи его жителей.
Из литературных источников он узнает, что во время сильного землетрясения в 857 г. Тебриз сильно пострадал и его восстановили только в X в. Землетрясение 1041 г. разрушило много домов, под их развалинами погибло множество людей.
Книга «Никаристан» («Страна красоты») поведала Ширвани, что в городе за время правления султана Увейса Елканы (XIV в.) от холеры скончалось около трехсот тысяч человек, однако город был настолько велик, что эти огромные потери почти не сказались на численности его жителей. Следует заметить, что с 1825 по 1832 г. в Тебризе почти ежегодно имели место вспышки эпидемии холеры и чумы.
В Тебризе друзьями Ширвани были поэт Мирза Ахмед и инженер (мухандис) Мирза Масуд Абдурахимоглы. Ширвани познакомился в Тебризе с еще одним азербайджанским путешественником — Мирзой Абдулкасымом, побывавшим в арабских странах, странствовавшим по Ирану и Азербайджану.
В Южном Азербайджане Ширвани посетил помимо Тебриза и Мараги многие другие города, в том числе Ардебиль, Урмию, Хой. Очень понравился ему своей живописностью Ардебиль. Во времена Ширвани Ардебиль насчитывал более двух тысяч домов. Во многих окрестных селениях проживали шахсевены (от шах севен – любящий шаха, тюрк. народ на северо-западе Ирана).
Из Ардебиля путь Ширвани лежал к озеру Урмия (Резайе) и к одноименному городу, который в те времена был в два раза больше Ардебиля; город раскинулся на склоне горы, в зоне с прекрасным здоровым климатом. В его окрестностях жили племена афшаров.
Дорога, ведущая на север от Урмии, привела путешественника в город Хой. Там он знакомится с ученым и путешественником Гаджи Мухаммедом Ибрагимом, который делится с ним своими впечатлениями от поездок по странам Ближнего и Среднего Востока.
Из Южного Азербайджана Ширвани направляется к югу, в Курдистан. Путешественник не раз посещал этот край, вел беседы с его жителями. Он побывал во многих городах, селениях, горах и долинах этой части Ирана.
Он пишет: «Курдистан известен своим хорошим климатом. Включает в себя древние города, крупные поселки, целые благоустроенные районы, хорошие селения. Их окружают высокие горы и плоскогорья, а между ними множество пастбищ, бесчисленные луга… На востоке с Курдистаном граничит Ирак-е аджам, на западе — Ирак-е араби рабиа, на севере — Армения и Азербайджан, а на юге — Хузистан. Большую часть территории Курдистана занимают горы и плоскогорья, и лишь небольшая часть приходится на степи и пустыни. Население — главным образом курды… остальные — тюрки, таджики и арабы. Меньше всего христиан и евреев…»
Из Курдистана Ширвани возвращается в Южный Азербайджан — в город Тебриз. Там он задерживается ненадолго, готовясь к далекому путешествию — в Индию.
Из Тебриза он едет в Решт — главный город Гилянской области. Решт в то время был одним из крупных торговых центров Ирана, в нем насчитывалось около десяти тысяч домов. Дороги, ведущие к городу, находились в плохом состоянии, особенно зимой, когда связь с ним чрезвычайно затруднялась. Несмотря на это, в Реште в любое время года можно было встретить иранских, азербайджанских и русских торговцев.
Основой экономики Гилянской области было возделывание риса и шелководство. Огромные доходы попадали в руки помещиков и торговцев. Крестьяне же влачили жалкое существование; занимались шелководством. Население Гиляна страдало от малярии. В его городах, как и в других городах тогдашнего Ирана, периодически свирепствовала холера и другие эпидемические заболевания.
Из Решта путь Ширвани лежит в Лахиджан, а затем в Дилман (Дейлеман).
Ширвани пишет: «Дилман — один из районов Гилянской области, который в то время был подчинен Лахиджану. В древние времена он был очень благоустроенным городом, а в дальнейшем постепенно потерял свое значение и в настоящее время превратился в поселок, напоминающий сюорее село, чем город. Однако красотой природы и здоровым климатом Дилман выгодно отличается от других районов Лахиджана. Некоторые эту местность называют также Дейлем».
После путешествия по Гиляну Ширвани направляется в Табарестан. В далеком прошлом основным оружием местного населения был топор, и почти все жители носили его. Отсюда название области Табарестан, то есть «страна топора».
По слорам Ширвани, Табарестан — страна древних городов и поселков. Горы, окружающие Табарестан, покрыты густыми лесами, почвы влажные, радует глаз обилие фруктовых садов. Там много шелка, льна, риса, птиц и рыбы. Он отмечает, что в Табарестане с 1810 по 1822 г. часто наблюдались землетрясения. В те же годы там свирепствовала эпидемия холеры.
Ширвани посетил много городов и сел Табарестана, в том числе Казвин, Такестан, Кередж, Рудехен и, конечно, Тегеран. В начале XIX в. в Тегеране насчитывалось приблизительно двенадцать тысяч домов, две тысячи магазинов, сто караван-сараев, двести бань, три больших мечети. Хотя в городе имелось тридцать медресе, подавляющее большинство населения было безграмотным.
Он упоминает, что «лето в Тегеране жаркое. Поэтому в это время года богатые люди переселялись к подножию гор в местность Шимран. Там, на лесистых склонах гор, выросло около тридцати селений.»
Другую живописную местность вблизи Тегерана упоминает Ширвани — Шахрияр; «там насчитывается шестьдесят селений. Эта местность славится зерном и хорошими фруктовыми садами. Тут же Ширвани отмечает, что основное население Тегерана живет очень бедно, а режим в стране очень жестокий: за малейшую провинность отрубают руки или головы, вешают людей на площадях или прямо на воротах».
После Тегерана Ширвани продолжает свой путь на восток. Он направляется в области Мазандеран и Хорасан. Подробно знакомится он с городами Себзевар, Нишапур, Шах-Теги, Туе, едет в Бейхег.
Путешественник с особым интересом ознакомился с городом Туе — родиной знаменитого поэта Фирдоуси, Когда-то Туе был крупным цветущим городом Хорасана. Ширвани застал лишь его развалины. Город стал селением, где насчитывалось всего тридцать домов.
Неподалеку от Туса существовало селение Синабад. В нем находится «священная могила» — гробница шиитского имама Резы, привлекавшая массу паломников-мусульман. Со временем Синабад превратился в город Мешхед — один из крупнейших религиозных политических и культурных центров Ирана, бывавший в разные годы столицей Хорасана и даже всего Ирана. Возвеличение Мешхеда, притянувшего многих жителей соседних городов, явилось одной из причин упадка Туса.
В Мешхеде и Нишапуре Ширвани встречается с учеными и писателями. В беседах с ними он уточняет маршрут своего дальнейшего путешествия.
Из Мешхеда Ширвани направился в сторону Герата. Он пишет: «Бахазар является одним из районов Хорасанской области… воздух там приятный. Снабжается кяризной водой. Почвы плодородные. В состав этой области входят пятьдесят селений. Все население мусульмане… Область Бахазар расположена между городами Мешхедом и Гератом. Оттуда вышли многие знаменитые люди, в том числе Мурид Шейх Наджмаддин Хорезми и Шейх Сейфуддин. Последний имеет свои сочинения, как литературные, так и научные. Шейх Наджмаддин Хорезми путешествовал по Средней Азии и Ирану».
Из Ирана, Ширвани достиг территории Афганистана, и продолжил свое путешествие.
По книге автора «Жизнь в пути»