Айдын Мамедов
В древности культ Солнца занимал широкое место в системе астральных воззрений многих народов. На протяжении тысячелетий Солнце воспринималось людьми как могущественный источник жизни, изобилия и прогресса, как сила, побеждающая мрак и хаос, вносящая в мир стройность и порядок.
В доисламской духовной культуре азербайджанского народа верования и ритуалы, связанные с культом Солнца, занимают особое место. Часть этих элементов культуры дошла до наших дней в обычаях и ритуалах народного праздника Новруз.
Культ Солнца возник в глубокой древности как следствие естественной потребности человека в солнечном свете и тепле и прочно укоренился в сознании людей, в их мифологизированном мышлении.
В Азербайджане культ дневного светила пережил расцвет в бронзовый период. Со временем на основе поклонения дневному светилу, стремления «породниться» с ним возникла вера в дух Ал, который представляли как силу, противостоящую силам тьмы и зла.
Вот что писал об этом азербайджанский исследователь Н.Рзаев: «В конце XIX – начале XX века в Азербайджане дух Ал представляли как добрый дух, противостоящий злым духам. К этому духу обращались за помощью при затмениях луны и солнца. В такие моменты разводили огонь, устраивали стрельбу из огнестрельного оружия, били в барабаны и в цимбалы, чтобы вызволить светило из плена злых духов».
Интересно, что в мифологических представлениях азербайджанцев потусторонний мир нередко предстает как некий «солнечный край». Такие представления перекликаются с некоторыми древнеегипетскими поверьями, согласно которым души умерших уносят в «солнечный край» мифические птицы. В шумерском сказании «Гильгамыш и Энкиду» повествуется о птице Аизуд, которая представляется как «символ смерти, ей противопоставляется вечная жизнь – дерево».
Азербайджанский автор Р.Алиев не без оснований проводит параллель между птицей Аизуд и птицей Симург, или Зумруд – популярным персонажем азербайджанских сказок, предстающим как спаситель из подземного царства: «На основе этих сказок можно сделать вывод, что еще более глубокое восприятие «солнечного края» в сознании людей произошло значительно раньше, чем возникли представления о том свете».
По мнению многих исследователей, найденные на территории Азербайджана дольмены и кромлехи также связаны с культом Солнца, а конкретнее с верой в то, что Солнце странствует в потусторонний мир и справедливо судит умерших, приносит им свет и воду.
Например, стоит отметить святилище «Деде-Гюнеш» (Шамахинский район), связанное с древним культом Солнца («деде» — отец, «гюнеш» — солнце), где паломники перед уходом складывали из камешков домики – они верили, что в этих домиках поселятся после смерти души больных.
Кроме того, высказывалось мнение, что кромлехи в Азербайджане представляют собой в своем роде доисторические храмы Солнца. Уже упоминавшийся выше Н.Рзаев отмечал, что традиционные народные представления с популярным персонажем-фигляром по имени Коса восходят корнями к первым векам новой эры, когда они проводились в форме религиозных ритуалов в честь богини воды, плодородия и изобилия Анаит.
По мнению ученых, театрализованные представления – часть этого ритуала, дошедшая до наших дней. В этих представлениях присутствовал тотем в образе козла, в связи с чем тот же Н.Рзаев высказал интересное замечание: «Известно, что гончары бронзового периода в Гочайском районе изображали на черных сосудах козу как племенной тотем и символ солнца».
По мнению ученого, из данного факта следует, что в представлении первобытных людей этого региона коза ассоциировалась с солнцем, весной, достатком и изобилием: «Подобно льву, лошади и барану, коза символизировала солнце. Это не случайно, поскольку бог солнца всегда рассматривался как покровитель богини изобилия».
Другой азербайджанский автор М.Сеидов также указывает, что в ритуальном представлении «Коса-коса» в форме борьбы между Косой (Плешивым) и Козой описывается противостояние между вступающей в свои права весной и не желающей уступать зимой. В этом представлении Коса, символизирующий зиму, не торопится уходить, желая забрать в своей суме скудное достояние, оставшееся у людей к концу зимы. Коза же, символизируя весну, сражается с ним и к радости людей убивает его.
Тот же автор далее отмечает: «Среди наскальных рисунков Гобустана есть изображение лодки с солнцем на носу, которое, на мой взгляд, связано с поверьем о странствии Солнца в подземное царство на лодке Месктет».
А.Формозов выразил мнение о том, что гобустанские изображения лодки с солнцем имеют внешнее происхождение и связаны с культурными влияниями Древнего Египта: «Как мог достичь территории нашей Родины египетский миф о солнце? Двумя путями – с юга и северо-запада. Это еще раз доказывают изображения Гобустана и Тянь-Шаня».
С ним не согласился тот же Н.Рзаев: «Это суждение не имеет научной основы. Традиционно укоренившиеся в Гобустане изображения лодок с солнцем – часть местной культуры… Кроме того, в Гобустане имеются связанный с культом солнца петроглиф человека с солнцем в руках, рисунки коз, символизирующих солнце, и кромлех».
Как и во многих других уголках мира, в Азербайджане культ солнца возник в глубокой древности в тесной связи с весенним пробуждением природы и началом посевных работ, выражая вековечное стремление к урожайности и плодовитости домашнего скота.
Наряду с этим, культ Солнца явился отправной точкой для поклонения огню, история которого в Азербайджане насчитывает не одно тысячелетие и которое служит основой для древней религии зороастризма, также имевшей в Азербайджане широкое распространение в доисламский период.
Следы поклонения огню дошли до наших дней в обрядах очищения огнем, связанных с любимым в народе праздником Новруз, в обычае клятвы огнем и в почитании очага.
Как отметил азербайджанский археолог А.Джафаров на основе археологических раскопок в знаменитой Азыхской пещере, еще 550-600 тыс. лет назад на этой палеолитической стоянке первобытным человеком азыхантропом использовался искусственный огонь.
По материалам журнала IRS Наследие