В отношении к женщине азербайджанский народ имеет глубокие исторические традиции. Социально-политические и научно-технические преобразования в Азербайджане, способствовали повышению образовательного и профессионального уровня женщин и обусловили жизненную необходимость повышения ее роли в обществе.
Начало XX века отличается от предыдущих эпох тем, что народные массы; простые женщины и мужчины, своим поведением и выбором могли оказывать воздействие на социальные и культурные процессы в стране. Особую важность приобрело положение азербайджанской (мусульманской) женщины, с учетом того, что в первой четверти XX столетия в Северном Азербайджане последовательно сменялись три типа государственных и социально-экономических структур — Российская империя, Азербайджанская Демократическая Республика и Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.
Начало XX века примечательно тем, что с утверждением в Северном Азербайджане идей модернизма началась борьба его моделей — либеральной, мусульманской (реформационной) и марксистской.
В апреле 1920 года, после кратковременного господства либеральнее-мусульманской модели модернизации, началось осуществление модели социалистической модернизации Азербайджана. Развитие азербайджанской государственности, формирование общечеловеческих ценностей и интересов, с одной стороны, развитие национальной идентичности и возвращение к традициям и опыту прошлых поколений, с другой, вызывают потребность изучения этнической самореализации различных слоев и групп общества.
Среди трудов азербайджанских историков по женской и тендерной истории присутствовал определенный недостаток исследований по истории повседневности обычных азербайджанских женщин, далеких от политической жизни, нередко малограмотных или безграмотных женщин, живших своей скромной, малозаметной жизнью, но оказавших серьезное воздействие на социальные и культурные процессы в стране.
Актуальным оставалось и исследование общественной и политической деятельности известных образованных и интеллигентных женщин Азербайджана в дореволюционный период и в период АДР. В исторической литературе долгое время отсутствовали содержательные исследования посвященные положению азербайджанских женщин и участию их в общественной и политической жизни общества в начале XX века.
Одна из причин недостаточной изученности темы — исследования советского периода выстраивались согласно ценностным приоритетам, принятым в советско-азербайджанском обществе. Внимание академического сообщества фокусировалось на таких проблемных тематиках новейшей истории как революция и гражданская война; практики социалистического строительства, культурной революции, женской эмансипации в ее связи с радикальными преобразованиями азербайджанского социума. Азербайджанские ученые-историки после приобретения страной независимости приложили немало усилий в деле научного исследования и объективного освещения различных периодов истории народа.
Публикации 1920-1940-х годов сформулировали основные аспекты изучения данной проблемы в рамках советской историографии. Исследования этого периода носили либо пропагандистский, либо сугубо экономический характер. Они отличались первоначальной постановкой проблемы, национальными особенностями тематики и богатым фактическим материалом. Объединяет эти работы сопоставления в духе того, что было до советского периода, и что принесла социалистическая эмансипация.
В качестве примера можно остановиться на книге историка А.Раевского «Мусаватская партия и его контрреволюция», изданной в 1929 году. В работе есть специальный раздел о женщинах, в котором подчеркивается, что главной целью советской власти является освобождение женщин, отрыв ее от кухни и быта и приобщение к общественной деятельности, для чего следовало вести борьбу.
Автор считал, что существуют консервативные силы, возглавляемые партией Мусават, которые мешают этой борьбе. По мнению автора, эти силы преследуют женщин, сбрасывающих чадру и занимающихся общественной деятельностью, запрещают женщинам ходить в клубы и театры. В книге особо было подчеркнуто, что мусаватисты-мракобесы, они против снятия чадры, которая является символом закабаленности мусульманской женщины.
Среди проблем, разрабатываемых учеными в этом периоде историографии Азербайджана, в целом, можно выделишь самые популярные темы — женский труд и развитие женского образования. Актуальными были в тот период также проблемы раскрепощения азербайджанских женщин, вопросы ликвидации культурной отсталости и интеграции женщин в общественное производство.
Среди ранних работ интерес представляет диссертация З.Ахундовой «Из истории женского образования в Азербайджане (1900-1914)». Хотя диссертация была представлена на соискание ученого звания кандидата педагогических наук, все же, как видно из самого названия, она затрагивала исторические аспекты проблемы женского образования в дореволюционном Азербайджане. В работе выделены этапы развития женсщго образования: с 1905 года заметное усиление дрижения за женское образование, с 1912-1913 учебного года начали открываться женские школы, а также начальные и высшие женские училища и т.д. В диссертационной работе первая женская газета «Ишыг», а также газеты «Фиюзат» и «Шелале» были названы буржуазными и реакционными, которые «отвергали всякую мысль о равноправии женщин».
Такое отношение к фактам и событиям было следствием господствующей в тот период советской идеологии. Несмотря на все это, научная работа З.Ахундовой ценна тем, что являлась одной из первых попыток исследовать проблему женского образования в Азербайджане в дореволюционный период.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы работы по исследуемой теме были посвящены боевым и трудовым подвигам советских женщин. Но, в основном, они носили публицистический характер. Среди изданий этого периода особого внимания заслуживает брошюра видного азербайджанского историка Зульфали Ибрагимова. Этот труд является первой попыткой в азербайджанской историографии показать в историческом плане роль женщин в обществе.
В годы Великой Отечественной войны представители азербайджанского народа проявили большой героизм на фронтах войны. Среди них было немало женщин. З.Ибрагимов в своей книге описал героическое прошлое знаменитых азербайджанских женщин: Томрис, Мехсети Гянджеви, Мехрид-жан ханум, Тути Бике, и др. В книге показан классический образец социального и ролевого маргинализма в лице Хаджар — женщины легендарной судьбы, которая 25 лет делила радости и беды с Гачаг Наби, являвшимся защитником обездоленных, азербайджанским Робин Гудом.
Автор книги приводил примеры и из жизни героических женщин Южного Азербайджана. В брошюре нашли отражение события революции 1905-1911 годов в Южном Азербайджане под руководством Саттархана. По сведениям ученого, этой в революции участвовало немало женщин, многие их которых погибли в окопах Тебриза.
В исследовании затрагивались также вопросы общественно-политической деятельности женщин в исследуемый период, в частности выступления женщин в Балаханы-Сабунчинском районе в июле 1914 года, их участие в революционном движении азербайджанских крестьян, а также в революционных событиях 1917-1918 годов.
Брошюра З.Ибрагимова имеет важное историографическое значение, так как является первой попыткой азербайджанских ученых описать историю азербайджанских женщин. В ней были заложены основные вопросы темы, изучавшейся затем десятилетиями. Вместе с тем этой ценной брошюре были присущи недостатки, свойственные литературе этого периода: элементы декларативности, недостаточность документальной базы, отсутствие анализа работ предшественников, и т.д.
Подытоживая изложенное, можно заключить, что в целом, литература этого периода, несмотря на все свои недостатки, заложила традиции в изучении данной темы. С начала 1950-х — до середины 1980-х годов среди работ по проблеме женского вопроса появляются исследования, в которых анализируются процессы приобщения женщин к общественному производству, деятельность партийного аппарата по работе среди женщин, рассматривается становление организационной структуры женотделов. Получает дальнейшее развитие и семейно-брачная проблематика.
В эти годы историческая литература обогатилась ценными и содержательными научными исследованиями, для которых было характерно выявление опыта государства и общественных организаций в решении женского вопроса. Одними из первых были работы историка и общественной деятельницы женского движения в Азербайджане Сайды Иманзаде. Ее диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата исторических наук, была посвящена проблеме освобождения женщины-азербайджанки, как важнейшему завоеванию Октябрьской революции.
В главе, посвященной положению женщин Азербайджана в дореволюционный период, автор, следуя принципам советской идеологии, сделала вывод о том, что «религия ислама и его догмы являются орудием порабощения женщин Востока, в частности, женщин Азербайджана», которые до победы советской власти находились на правах рабыни». В одноименной книге, изданной в 1957 году, С. Иманзаде писала о рабском положении мусульманской женщины в дореволюционном Азербайджане, противопоставив этому жизнь раскрепощенной и свободной женщины в советском обществе.
С.Иманзаде является автором многочисленных статей по истории женского движения и освобождения азербайджанской женщины. В одной из статей автор обрисовала тот путь, который прошла азербайджанская женщина до революции. В статье сделана попытка показать активизацию деятельности азербайджанских женщин после русской революции 1905-1906 годов, их участие в стачках и демонстрациях, проводимых большевиками.
Вместе с тем, в силу господствующих установок того времени в статье утверждается, что мусаватское правительство было против борьбы за свободу и равенство женщин. Якобы в результате внутренней и внешней политики «реакционного мусаватского правительства» АДР положение женщин в тот период ухудшилось. В монографии «Великая Октябрьская социалистическая революция и свобода женщин в Азербайджане» автор утверждает, что ислам не разрешал женщинам показываться в обществе, получать образование, заниматься полезщй общественной деятельностью.
Вместе с тем, в исследовании на примере Азербайджана показана практическая деятельность социалистического правительства в области раскрепощения мусульманских женщин, их широкого привлечения к общественно-политической деятельности, получения ими в 1921 году по первой Конституции Азербайджана полного равноправия и его практического осуществления, получения нрав не только избирать, но и быть избранной на высокие государственные и политические должности.
Серьезным исследователем женского вопроса в Азербайджане была ученый и руководитель женского движения в Азербайджане Акима Султанова. Акима Султанова одна из первых азербайджанских историков, которая наряду с научной деятельностью вела и практическую работу, занимала высокие государственные должности, была первой азербайджанкой, поднявшейся до высокого поста — заместителя председателя Совета Министров Азербайджана, была начальником управления Комитета по культуре, директором Азернешра. Кандидатская диссертация А.Султановой, защищенная в 1966 году, была посвящена истории женского движения в Азербайджане в 1920-1941 годах.
К этому времени А.Султанова имела большой стаж практической работы с женщинами. До последних дней своей жизни она была председателем Федерации женщин Азербайджана, представляла азербайджанских женщин на международных форумах и других мероприятиях. А.Султанова была автором свыше 30 работ по истории женского движения.
Исследовательница стремилась научно обобщить опыт истории борьбы за раскрепощение женщины-азербайджанки. В ее работах обстоятельно и полно отражена деятельность партии среди женщин в первые годы советской власти, сделаны обобщения и выводы.
Становлению организационной структуры женотделов, их исторической роли в жизни азербайджанских женщин было уделено внимание в книге А.Султановой «Счастье азербайджанки». В книге показано, как решались проблемы женского равноправия в тесной связи с общими вопросами социалистического строительства. Впервые был исследован ряд актуальных для своего времени вопросов, таких, как основные принципы работы женотделов и женских организаторов, создание аппарата для работы среди женщин в Советах, профсоюзах, кооперации, комсомоле и т.д. Книга насыщена интересным фактическим материалом и статистическими данными, отражающими рост общественно-политического сознания, трудового и культурного уровня женщин.
А.Султанова одна из первых в азербайджанской историографии подготовила и опубликовала ряд научных биографий азербайджанских женщин-революционерок, партийных и государственных деятельниц — Айны Султановой, Джейран Байрамовой и др. Акима Султанова внесла достойный вклад в историографию по женской проблематике.
Вслед за ведущими специалистами по данной проблеме в историографии женский вопрос, как правило, в те годы изучался через призму политики партии. Так, в ряде работ, хотя и были затронуты вопросы ликвидации женской неграмотности, тем не менее, особенно выделяется роль коммунистической партии в руководстве культурным строительством.
В целом, анализируя советскую доперестроечную историографию, необходимо подчеркнуть, что женский вопрос на этом этапе рассматривался как составная часть в классовом анализе общества, идеологической работы коммунистической партии, что предопределяло изучение процесса вовлечения женщин в общественную жизнь, с выводом о полной решенности женского вопроса в СССР.
Однако в каждом из выше перечисленных трудов можно почерпнуть немало позитивного и оригинального. Необходимо в то же время отметить, что было еще мало обобщающих работ, в которых специально рассматривались бы вопросы социального и экономического положения женщин, их общественной и политической деятельности, борьбы за избирательные права, женский вопрос в период АДР.
По материалам книги Л.Алиевой «Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана»