В раннесредневековых источниках древний азербайджанский город Габала именуется как Капага, Хуала и др. С начала IV в., когда царь Урнайр распространил в стране христианство, в столице Кавказской Албании Габале находилась христианская епископская кафедра (епископство).
Во второй половине V в., когда Албания временно потеряла независимость и на нее усилились набеги северных кочевников, столица из Габалы переносится в Партав (Барду). Но и после этого Габала продолжает играть видную роль в политической, культурной и духовной жизни страны. Огромным был и авторитет капалакского епископа.
После смерти албанского царя Вачагана III (510 г.) Албания, до конца VI в. потеряв свою независимость, превращается в марзпанство Сасанидского Ирана, управляемое наместником.
Согласно традиционным сведениям, Габала была основана именно в этот период. Некоторые историки, берущие за основу арабские источники, относят основание Габалы ко времени правления иранского шаха Кубада I (488—531 гг.). Однако, как уже было отмечено, Габала существовала еще за много веков до Кубада I. Вероятно, при Кубаде I был проведен ряд строительных и реставрационных работ.
С одной стороны, часто вторгавшиеся в Албанию северные кочевники, с другой — Сасанидский Иран, а позднее арабские правители, боровшиеся за захват Габалы, превращали ее в арену войн.
В описываемый период в зону Габалы частые набеги совершали хазары. Установив здесь господство на целый век, они превратили Габалу в свой административный центр. Не случайно захватившие Габалу арабы называли город Габала-Хазар.
В 737 г. в период правления халифа Мервана арабы в последний раз отбили Габалу у хазар и установили здесь свое господство. При хазарах и в последующий период в Габале господствовало в основном православное направление христианства.
Габала в раннем средневековье состояла главным образом из Сельбира и Калы. Вырытый в древности ров делил городище на две части. Местное население называло территорию к северу от рва Сельбиром, а к югу—Калой. Иногда обе части городища именовались Кала-Сельбир, Гявур-кала, иногда же только южную часть называли Гявур-калой.
Обе части города были укреплены общей крепостной стеной и башнями. Площадь города внутри этих стен превышала 25 га. Главные ворота располагались в северной и южной частях. Толщина крепостных стен в Сельбире доходила до 2,8 м., в Кале — до 5 м.
Следует отметить, что пласты культурных слоев Сельбира и Калы, относящиеся к VI—VII вв., не были богаты археологическим материалом. В них были обнаружены фундаменты стен, сложенные из булыжника на глиняном растворе, остатки стен здания внушительных размеров, сложенных из камня на известковом растворе, пол, выложенный из обожженного кирпича и другие строительные остатки, обломки кровельной черепицы меньших по сравнению с древней размеров. Более насыщеным строительными остатками был слой, относящийся к VIII в.
В строениях этого периода в большом количестве использовался обожженный кирпич. Возможно, что дома были двух- и трехэтажные. Кровли по традиции продолжали крыть черепицей.
Несмотря на то, что справа и слева от Габалы протекали полноводные горные реки (Карачай и Джоурлучай), а к северу и западу от поселения было много родников, за водоснабжением города тщательно следили. При вражеских налетах население обычно укрывалось внутри крепости. В такое время снабжение населения водой приобретало первостепенное значение, поэтому габалинцы проводили в город тайные подземные водопроводы. Вода шла по глиняным трубам.
Интересно, что раскопки в Сельбире и Кале только в культурном слое раннего средневековья выявили водопроводы на нескольких уровнях. В Сельбире они залегали на глубине 1—2, в Кале — 3,5—4 м. Эти засекреченные водопроводы тянулись в основном с севера.
В результате археологических раскопок были выявлены очаги различного типа, тендиры, ямы, канализация, остатки бань, что имело большое значение для изучения быта тогдашнего населения Габалы. Очаги по своим характерным особенностям делили на четыре типа: кострища, полукруглые, прямоугольные и мангалы.
С конца VII в. хлеб в Габале начали выпекать в тендирах. Тендиры были бочкообразной формы и возводились прямо на земле. Диаметр большинства их них — 70—80 см, высота — 1 м. Раскопки выявили и большие тендиры (диаметр— 1,5 м). В таких тендирах выпекался хлеб, по-видимому, на продажу.
С конца VII — начала VIII в. в Габале для хозяйственных целей широко пользовались ямами конусообразной и цилиндрической формы. Неглубокие (1,6—2 м) конусообразные ямы в верхней части были узки и имели широкое дно. В них в основном хранили продукты. В таких ямах были найдены арабские медные монеты, отчеканенные в VIII в.
Большинство обнаруженных в Габале ям имели цилиндрическую форму. Горожане, жившие в постоянном страхе из-за бесчисленных набегов на город, хранили в этих ямах свои драгоценности. Определенная часть этих ям служила также санитарным целям. Цилиндрические ямы встречались в слоях, относящихся и к IV—V вв., но начиная с VIII в. число их значительно возросло, и ими население широко пользовалось в течение средних веков.
Что касается бань, то в домах древних кабалинцев были обнаружены остатки строений, выполнявших функции бань. Это были остатки выложенных овальной формы полов из обожженного кирпича, в центр которых встроен кирпич с отверстием для стока воды.
Остатки материальной культуры, проливающие свет на быт городского населения раннего средневековья, в большинстве своем были обнаружены в слоях, относящихся к концу VII—VIII вв.
В VI—VII вв. жизнь в Габале несколько замирает. Это, вероятно, произошло из-за того, что город стал ареной военных действий Сасанидов и арабов с хазарами. Начиная с VIII в. после прекращения этих войн жизнь в Габале вновь начала оживать.
В этот период в экономике Габалы важное место занимали земледелие, скотоводство и садоводство. Об этом свидетельствуют обнаруженные в большом количестве в соответствующем культурном слое города, особенно в хозяйственных ямах, кости крупного и мелкого рогатого скота, зерна ржи, пшеницы, косточки кизила, алычи, скорлупа фундука, грецких орехов и др.
Относящиеся к IV—VIII вв. гончарные печи, орудия ювелирного производства (формы для серег, колец, медальонов, тигли для плавки металла, паяльная лампа, ложка и др.), очаг и орудия труда фармацевта, украшения, металлические изделия, осколки стеклянной посуды, веретена, металлические деньги показывают, что в раннем средневековье большое место в экономической жизни городского населения занимали гончарное, ювелирное, фармацевтическое, стеклодувное дело, ткачество, работа по металлу и камню, а также торговля.
В конце VIII в. в гончарном деле наметился новый подъем: появился гончарный круг и было налажено производство глазурованной посуды.
С VIII в. в Кабале начинают пользоваться арабскими деньгами. Это говорит о том, что в это время арабы занимали в городе господствующее положение. Преобладали монеты аббасидских халифов. Они были медные и серебряные, чеканились арабскими наместниками в различных городах, в том числе и азербайджанских. Широкое распространение арабских монет на Ближнем и Среднем Востоке значительно облегчало внешнеторговые связи Габалы.
Как и в древние времена, в раннем средневековье религия играла большую роль в общественной жизни населения города.
Как уже было сказано, с IV в. Габала была центром христианской веры. Несмотря на это, сасанидские правители с особым рвением насаждали зороастризм. С VIII в. здесь начало распространяться мусульманство.
По материалам Института истории им. A.Бакиханова НАН Азербайджана
Читайте также: Древний город Габала в III в. до н.э. – III в. н.э.