Абузар Багиров
Древние мудрецы утверждали, что каждый из нас только в настоящей любви становится Человеком. Без любви мы — неполноценные существа, жизнь наша лишена высокого смысла. Искренне любящий человек способен на красивые, благородные поступки, понимать и воспринимать адекватно других людей и самого себя.
Тема любви не случайно находилась в центре внимания всех без исключения классиков поэзии Востока. Ведь они-то знали толк в жизненных перипетиях, понимали потребность и жажду человечества в любви.
Волшебник слова, певец любви и красоты, светило любовной лирики, гениальный поэт и мыслитель, один из корифеев мировой литературы Мухаммед Физули в созвездии любовно-поэтического небосклона находится на недосягаемой высоте, ибо воспевал как реально-земную, так и божественно-священную любовь.
Мухаммед Сулейман оглы родился в 1494 в городе Кербела близ Багдада. Отец его происходил из древнего тюркского рода Баят и переселился из Азербайджана на территорию Ирака вместе с большой частью родственников.
Мухаммед получил блестящее образование вначале в Кербеле, а затем в Багдаде, изучил древнегреческую и восточную философию, прекрасно знал астрономию, логику, математику и медицину. В совершенстве владел персидским и арабским языками, прекрасно разбирался в османской и чагатайской литературных традициях.
Он был знаком с трудами Аристотеля и Платона, с творчеством Хагани, Низами и Насими. Ранний литературный вкус и опыт был привит Мухаммеду поэтом Хабиби (1470-1545). В предисловии к своему тюркскому «Дивану» Физули отмечал, что начал писать стихи ещё в раннем возрасте.
Псевдоним он выбрал себе необычный: «Физули» на фарси означает «дерзкий», «нахальный», «болтун». В том же предисловии автор объясняет свой выбор тем, что такое имя не захочется никому повторить: «…во-первых, я хотел видеть себя единственным среди современников.., во-вторых, я старался быть человеком, вобравшим в себя все науки и знания, и нашёл псевдоним, выражающий это.»
«Физули» обозначает также совокупность «фазла», т.е. наук и знаний; в народе слово «физули» ещё обозначает и оппозицию, противостояние нормам поведения, принятым правилам и традициям».
Мухаммед Физули жил при трёх режимах: государстве Аггоюнлу до 1503 года, государстве Сефевидов – до 1534 года, Османской империи – до конца своей жизни, т.е. 1556 года. Во время своего пребывания в Багдаде десятый османский султан Сулейман Великолепный (06.11.1494-06.09.1566) назначил поэту ежедневную пенсию в размере 9 акчей. Но получение султанской пенсии оказалось сопряжено с чрезмерными бюрократическими препонами, о которых поэт написал в известной прозаической социальной сатире «Шикаятнаме» («Книга жалоб»), бичующей произвол правителей и знати, их жестокость, алчность.
Долгое время Физули преподавал, а также был служителем в мавзолее четвёртого халифа имама Али ибн Абу Талиба (599-661) в Наджафе, откуда в преклонном возрасте был отстранен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и ортодоксального духовенства.
Гениальный поэт скончался в 1556 году во время эпидемии чумы и был с почестями похоронен в одном из священных мест начального пункта паломничества всех мусульман мира в Мекку – мавзолее третьего имама Гусейна ибн Али (626-680) в своём родном городе Кербела.
Мухаммед Физули, непревзойдённый в азербайджанской литературе мастер лирической поэзии, прошёл большой творческий путь, насыщенный художественными свершениями. Его перу принадлежат «Диваны» на трёх языках – тюркском (азербайджанском), персидском и арабском.
Большая лирико-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» написана на родном тюркском языке. Аллегорические поэмы «Опиум и вино», «Спор плодов», «Семь чашек», «Тело и болезнь», «Друг сердечный», сатирическое послание «Книга жалоб», философско-дидактические трактаты «Восхождение убеждений», «Сад блаженных», «Сорок хадисов» («Сорок притч») представляют собой совершенные образцы указанных литературных жанров. Поэт создавал бессмертные творения во всех поэтических формах лирического жанра своего времени: газель, касыде, кыте, мустазад, теркиббенд, терджибенд, мураббе, мухаммас, мусаддас и рубаи.
Газели Физули – жемчужины его лирики, а стихотворное сказание о любви «Лейли и Меджнун» — венец его поэзии. Эта поэма-роман — чудо литературного искусства. Если бы Физули не создал бы ничего, кроме «Лейли и Меджнун», он всё равно снискал бы бессмертие, навеки вписав свое имя в историю мировой литературы.
Лирика Физули воспринимается как многоцветная художественная панорама, в которой явно выражены переживания художника, его поиски идеальной красоты человека, совершенной и божественной гармонии души. Он видит в красоте и любви проявление высшей предвечной воли, одушевляющей все сущее во Вселенной. Любовь и красота в их объёмном, сакральном, суфийском понимании возвышаются как первооснова жизни. Поэт верует в бессмертие души и как бы подготавливает человека к тайне мира вечности, таинству возвращения к Богу.
Наряду с этим, в поэзии Физули встречаются и мотивы трагических невзгод, переживаемых человечеством на исторических путях поиска истины и гармонии. Поэт любил земную жизнь, и поэтому любая смерть, пусть и понятая по-суфийски как путь к слиянию с Всевышним, для него всё же скорбное событие, потрясение. Физули проклинает смерть как отвратительный призрак, простирающий свои чёрные, зловещие крыла над человеком и уносящий в небытие мечты и чаяния, дух и плоть своей жертвы.
Собрание произведений (куллият) Физули начало составляться ещё при его жизни и завершено через несколько лет после кончины — оно датировано 1572-м годом. По утверждению вид- ного российского востоковеда Е.Э.Бертельса (1890-1957), в Европе хранилась 41 рукопись произведений Физули, но большинство их было неполными, с дефектами, и только девять датированы и представляли научную ценность. Три из них относятся к XVI веку, три к XVII веку, одна к XVIII и две к XIX веку.
Большую ценность представлял переданный в дар М.С.Верещагиным Азиатскому музею АН СССР в 1961 году экземпляр куллията Физули, содержащий ряд его произведений и датированный 1589 годом. В своей фундаментальной монографии «Избранные труды. Низами и Физули» Е.Э.Бертельс дал полное описание этой рукописи и детально проанализировал обнаруженные в ней новые материалы.
Первым печатным изданием произведений Физули можно считать литографический выпуск его лирического «Дивана» в 1828 в Тебризе, который через три года был переиздан в Египте. На основе бакинской рукописи, датированной 1572 годом, а также на основе ленинградской, тебризской, стамбульской и ташкентской рукописей академиком Г.Араслы были подготовлены и осуществлены полные научно-критические издания сочинений Физули в 1944-м, 1958-м, 1961-м и 1985-м годах.
Серьёзное изучение поэтического наследия и биографии М.Физули началось в конце XIX века. Австрийский историк-востоковед, исследователь и переводчик восточных литератур Йозеф фон Хаммер-Пургшталь (1774-1856; «История арабской литературы»,1856), британский ориенталист Элиас Гибб (1845-1916; «Ottomanpoems. Translate into English verse in the Original forms, with introduction, biographical notices, and notes», 1882), российский востоковед-тюрколог Василий Смирнов (1846-1922; «Очерк истории османской литературы», 1892), британский писатель-востоковед Эдвард Гранвиль Браун (1862-1926; «Literary History of Persia», 1909), российский историк- востоковед Агафангел Крымский (1871-1942; «История Турции и её литературы», 1910) и другие высоко оценивали творчество Физули, превозносили оригинальность и искренность поэта и выражали своё преклонение перед его гением.
Турецкие учёные Мехмет Фуат Кёпрюлюзаде (1890-1966), Исмаил Хикмет (1889-1967), Абдулкадыр Гарахан (1913-2000) и другие более детально изучили творческое наследие и биографию Физули. У чешского филолога-востоковеда Яна Рипки (1886-1968) и польского востоковеда Станиславы Плясковицка-Рымкевич также имеются ценные исследования творчества Физули.
Из азербайджанских учёных с огромной благодарностью за бесценные исследования творческого наследия и биографии Физули, можно назвать следующие имена: литературоведы Бекир Чобанзаде (1893- 1937), Абдулла Сур (1883-1912), легендарный историк азербайджанской литературы Фирудин бек Кочарли (1863-1920), государственный и политический деятель, литературовед Маме- дамин Расулзаде (1884-1955), академик Гамид Араслы (1909-1983), профессор Мир Джалал Пашаев (1908-1978), академик Азада Рустамова (1932-2006), профессор Алиаждар Сеидзаде (1899-1970), профессор Акрам Джафар (1905- 1991), академик Фуад Гасымзаде (1929-2010), и др.
Гений Физули проявлялся и в виртуозном использовании неисчерпаемого кладезя родного языка, в чём он достиг высочайшего уровня совершенства.
В произведениях поэта азербайджанский тюркский язык вызывает восхищение своей прозрачной чистотой, чеканностью и смысловой ёмкостью. Такой поэтический язык стал неизменным эталоном во всей тюркской поэзии Ближнего и Среднего Востока XVI века, предопределив направление её развития в позднейшие столетия.
Изображения: 1) Бюст Физули. Скульптор Н.Мамедов 2) Физули в медресе. Художник А.Вердиев
По материалам журнала IRS Наследие