О состоянии зубов древних жителей территории Азербайджана

Т.Гусейнова

Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Азербайджана свидетельствуют о том, что эта область была заселена человеком с древнейших времен, чему способствовали благоприятные климатические и ландшафно-географические условия на стыке азиатского и европейского континентов.

Ознакомление с историко-археологической характеристикой районов и погребений древних жителей показывает, что благоприятные условия способствовали появлению человека на территории Азербайджана в глубокой древности, в период палеолита. В этом аспекте, представляет научно-практический интерес «палеопатология», изучающая болезни, существовавшие начиная от самых отдаленных эпох истории человека до сравнительно недавнего времени и занимающая достойное место среди прочих областей естествознания.

Благодаря, данным палеопатологии создается возможность выявления распространенности отдельных болезней человека в прошлом, в различные периоды его существования, в зависимости от роли природных и социально-экономических факторов, составляющих предмет исторической нозогеографии.

Известно, что из всего костного скелета человека, зубы и челюсти обладают наибольшей устойчивостью и могут сохраняться долго, иногда в течение тысячелетия, десятков и даже сотен тысяч лет. Зубы, в силу их структуры, наличия 97% неорганических веществ и лишь 3% органических веществ в меньшей степени подвергаются влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

По костным останкам исчезнувших племен и народов имеются возможности установления не только состояния зубов, а также их основного заболевания — кариеса и его осложнений, оставивших след на твердых тканях.

В 1968 г. экспедицией Института истории Академии наук в Азыхской пещере («азыхская» на древнетюркском языке означает «медвежья»), на территории одноименного селения Нагорно-Карабахской области Азербайджана был обнаружен фрагмент нижней челюсти древнейшего человека.

Находки Азыхской пещеры, осуществленные в процессе раскопок, относятся к ашельской эпохе каменного и других веков и имеют всемирно важное историческое значение.

Д.Гаджиев и М.Гусейнов с группой азербайджанских исследователей у входа в пещеру Азых
Дамир Гаджиев и Мамедали Гусейнов обследуют останки доисторического человека из пещеры Азых

На территории Азербайджана было обнаружено значительное количество орудий труда первобытного человека, ранние из которых относятся к эпохе нижнего палеолита — ашельскому времени. Фауна этого периода представлена костями древних диких животных. Значительная часть костей древних животных обычно обнаруживалась раздробленной, что свидетельствовало о том, что первобытный человек, занимавшийся в основном охотой, дробил кости.

Определенное место в жизни древнего человека той поры занимало собирание плодов и рыболовство. Люди древнекаменного века обитали в естественных убежищах-пещерах и научились пользоваться огнем. В пещере, среди древнейшей фауны и множественных различной формы орудий труда, преимущественно из камня были выявлены также обломки из стекла, костей, медвежьи и оленьи черепа. Благоприятные климатические условия этой местности, предметы материальной культуры и костные останки, относящиеся к древнему периоду палеолита, убедительно свидетельствовали о заселении Азыхской пещеры древними жителями, занимающимися охотой, добычей пищи для существования.

Одной из интересных и ценных находок, осуществленных в Азыхской пещере, является фрагмент нижней челюсти неандертальца-азыхантропа (человека из Азыха), жившего в ашельской эпохе каменного века.

По убеждениям палеонтологов, биологов, археологов и др., фрагмент нижней челюсти был присущ 18-22-летней женщине (азыхантропке) — человеку неандертальского типа.

Исследование фрагмента нижней челюсти в медицинском аспекте позволило также отметить ее массивность, отличавшуюся от челюсти современного человека. Далее, на челюсти прослежены хорошо развитые места и бугры прикрепления жевательных мышц. Наиболее, информативной была сохранность на фрагменте нижней челюсти 1 зуба — 3-его моляра с выраженной стираемостью жевательной поверхности, с почти прижизненным перламутрово-блестящим оттенком эмали.

Фрагмент нижней челюсти неандертальца из Азыхской пещеры (женщина, 18-22 года)

Рентгенологическое исследование данного зуба обратило внимание ученых на объем пульповой камеры соответствующий по своей широте пульповой камере моляров современного шестилетнего ребенка. Жевательная поверхность сохранившегося на фрагменте челюсти одного из больших коренных зубов (моляра), очевидно третьего, была стерта. Несмотря, на то, что это был фрагмент нижней челюсти, но даже на этом отрезке кости ясно прослеживалось еще свободное пространство после оставшегося зуба.

Предметом, проведенных исследований служил также палеопатологический материал — черепа древних жителей Азербайджана, относящихся к периодам: наиболее раннему — X-VIII вв. до н.э., наиболее позднему — XIV — XVII вв. н.э.

Черепа, являясь ценнейшим источником истории Азербайджана, были обнаружены в Мингечаурской долине. Они были найдены в различных погребениях во время строительства Мингечаурской гидроэлектростанции. Давность черепов была установлена сотрудниками археологических экспедиций Института истории Академии Наук Азербайджана по бытовым и погребальным памятникам, а также культурным горизонтам.

Очень большое значение в пищевом рационе населения, наряду с продуктами земледелия, скотоводства и охоты имели продукты рыболовства. Основу же скотоводства составляли домашние животные, в составе которых был крупный рогатый скот, но преобладал мелкий рогатый скот, что было связано в то время с отгонной формой скотоводства. В числе животных бывших объектов охоты можно назвать дикого кабана, оленя, волка и др.

Черепа из Мингячевира в количестве 228 индивидуумов относятся к различным погребениям, носящим название в зависимости от типа захоронения скелетов и положения костяков:

— грунтовые погребения с сильно скорченными костяками — X-VIII в.в. до н.э.;
— грунтовые погребения с вытянутыми костяками VII-V в.в. до н.э.;
— грунтовые погребения со слабо скорченными костяками — IV-II в.в. до н.э.;
— кувшинные погребения — II в. до н.э. — II в. н.э.;
— срубные погребения II — III в. н.э.
— катакомбные погребения — I-VII в.в. н.э.
— погребения мусульманского типа XIV-XVIII в.в. н.э.

В вышеуказанных погребениях из 228 черепов, мужских было — 134, женских — 94, принадлежавших взрослым особям в возрасте 25-40-55 лет. Возраст индивидуумов определялся в основном по состоянию швов и зубов, а половая принадлежность по морфологическим признакам.

Одним из важных вопросов, представляющих научно-практический интерес является изучение кариеса зубов у древних жителей, что было осуществлено на исследуемых челюстях.

В связи со значительным распространением кариеса у современных людей, естественно возникает вопрос: был ли кариес у древних людей живших на территории Азербайджане, и имелись ли его осложнения? В свете этого, представляет интерес ознакомление с палеоантропологическим материалом, характеризующим динамику кариеса на территории Азербайджана на широком хронологическом уровне. Изучение этих данных позволяет дополнить представления о взаимосвязи кариеса с питанием, которое у древних жителей отличалось от современного.

Грунтовые погребения с сильно скорченными костяками, датируются X-VIII в.в. до н.э. — Скелеты в основном лежали на боку, головой на северо-запад. Погребения раннего периода содержат бронзовые предметы (мечи с двухсторонним лезвием, кинжалы мостовидной формой, узколезвинные ножи и т.д.), сосуды серого и черного цветов. На черепах самого раннего вышеуказанного периода было обнаружено поражение кариесом зубов — 4,6%. Надо полагать, что около 3 тысяч лет назад у древних людей, обитавших на территории Мингечаура кариес зубов имел место.

Грунтовые погребения с вытянутыми костяками, датированные VII-V в.в. до н.э. — Скелеты были обнаружены лежащими в вытянутом положении, на спине, головой на северо-запад. Характерным для этих погребений является большое количество изделий из железа, главным образом оружия: мечи, кинжалы и др. предметы. Из числа имеющихся на челюстях зубов 2% были кариозными.

Грунтовые погребения со слабоскорченными костяками датируются IV-II в.в. до н.э. — Скелеты были обнаружены лежащими на боку в слабо скорченном положении, преимущественно с железным оружием, стрелами и украшениями из бронзы, лощеной керамикой. В этом периоде у древних были обнаружено 0,96% зубов пораженных кариесом.

Кувшинные погребения были обнаружены на берегах р.Куры, датируются I в.до н.э. — I в. н.э. и II в. до н.э. — II в. н.э. — Костяки находились в сильно скорченном положении на боку. Погребальные кувшины были ориентированы с северо-запада (горловиной) на юго-восток (дном). Внутри кувшина и вокруг находились разнообразные сосуды красного цвета, а также орудия, преимущественно из железа и изделия из бронзы. Из 106 черепов кувшинных погребений ни на одном из них кариес зубов не был обнаружен. Безусловно, отсутствие кариеса в этом периоде не позволяет сделать вывод ввиду малочисленности черепов. Однако, можно предположить, что если кариес в этом периоде и имел место, то весьма редко.

Срубные погребения, датированные II-III в.в. — были найдены на левом берегу Куры. Могилы были обложены толстыми бревнами арчи, которые соединялись друг с другом наподобие сруба. Скелеты лежали в скорченном положении на боку, головой на юго-восток. Наряду с различными предметами в срубах имелись изделия из стекла, серебряные аршакидские и римские монеты. В срубных погребениях на 95 черепах было обнаружено около 4,2% кариозных зубов.

В VI-VII в.в. феодальные отношения на территории Азербайджана стали укрепляться, развивались производительные силы. В Азербайджане в этот период времени было много городов. Заметное появления кариеса зубов — 6,7% на черепах отмечено в эпоху средневековья (I-VII в.в. н.э.), очевидно связанное с тем, что в период средневековья в Азербайджане возникли элементы городской жизни. В первых веках н.э. мингечаурские поселения представляли собой крупные населенные пункты, которые считались городами, ибо в них кроме развитого земледелия и скотоводства отмечалось развитие ремесел, местной и международной торговли.

Погребения христианского типа были обнаружены в остатках большого разрушенного здания-могильника в пяти помещениях. Захоронения, датируемые VII-IX в.в. н.э. были произведены в деревянных гробах, где скелеты лежали в вытянутом положении головой на запад. Положение костей рук у них варьировалось. Кариес зубов на черепах данного периода был отмечен в пределах 6,7%.

В Мингячевире, в насыпи кургана были обнаружены также мусульманские погребения. Скелеты лежали по мусульманскому обряду, т.е. в вытянутом положении на правом боку, головой на запад, датируемые XIV-XVII в.в. н.э. Относительно на небольшом количестве черепов было отмечено — 3% пораженных кариесом зубов.

Для изучения динамики кариеса зубов исследуемые черепа из Мингячевира были подразделены на периоды: до н.э. и после н.э., с тем, чтобы проследить частоту кариеса на протяжении веков.

Исследования показали, что частота кариеса зубов в период X-II в.в. до н.э. составляет 1,9%, а в период II-XVII в.в. н.э. — 6,0%, т.е. отмечен заметный рост кариеса в период н.э.

На основании проведенных исследований выяснилось, что кариес зубов на территории Азербайджана встречался с древности и в различные эпохи, однако имел незначительное распространение. Однако, надо полагать, что крепкость зубов древних людей и их незначительная поражаемость кариесом в определенной степени объяснима достаточной витаминностью пищи, состоящей из сырых фруктов и овощей, пищи богатой минеральными солями, растительностью, длительным пребыванием на свежем воздухе и состоянием организма в целом.

Важны, также такие факторы как, географические условия местности, развитие средств производства, совершенствование техники кулинарной обработки пищи, отражающиеся на развитии кариеса древнего и, особенно, современного человека.

Многочисленные исследования клинического, экспериментального характера убеждают, что в возникновении кариеса зубов по мере приближения к нашей эпохе, среди других факторов одним из основных и ведущих является питание, а именно физические свойства пищевого рациона, влажность, консистенция, твердость пищи, что вызывает рефлекторное усиленное жевание, активное слюноотделение, следовательно, интенсивное кровообращение и обмен веществ во всех звеньях жевательного аппарата, в том числе эмали и дентине, что в свою очередь ведет к устойчивости зубов к кариесу.

Выраженные бугристости и утолщения на челюстях в местах прикрепления жевательных мышц, следует рассматривать как защитные реакции против большой нагрузки на жевательный аппарат древнего человека, что резко отличается от челюсти современного человека, где места прикрепления мышц — в основном гладкие.

Интересен и тот факт, что зубы древних людей отличались повышенной стертостью, обусловленной, очевидно употреблением жесткой и грубой пищи, требующей усилий со стороны жевательного аппарата. Можно считать, что причиной ранней стертости зубов у древних людей является грубая пища, сырое и полусырое мясо, коренья различных деревьев и др., при откусывании и прожевывании которой требовалось много усилий и времени.

Консистенция пищи и ее примитивная кулинарная обработка, использование зубов в качестве орудия производства и средства защиты — все это, несомненно, играло роль в значительной стертости зубов у древних жителей на территории Азербайджана, взаимосвязанной с условиями внешней среды, быта и главное питанием. Стертость зубов была настолько выражена, что достигала пульповой камеры, заполненной твердым дентиноподобным веществом темного цвета.

Отложение заместительного дентина в зубах челюстей исследованных черепов можно объяснить как приспособительную реакцию твердых зубных тканей. Если учесть физиологическую стертость зубов, которая происходит в течение всей жизни у современного человека, то известно, что только к 60-70 годам жизни стертость может достигать полного сечения коронки зубов, однако у древнего человека стертость зубов опережала физиологические сроки.

Особенностью, стертости зубов у древних жителей, обитавших на территории Азербайджана является стертость, имеющая место чаще в области моляров и премоляров, что, очевидно, было взаимосвязано с состоянием прикуса и движениями челюстей. Кроме того, интенсивная стертость зубов, как хроническое механическое раздражение, отражающееся на пульпе, очевидно, приводило к ее гибели:

Рентгенограмма нижней челюсти. Значительная стертость зубов, следы кистогранулёмы у верхушки корня моляра

При исследовании зубов в челюстях были обнаружены лунки зубов, полностью или частично заполненные костной тканью, что также свидетельствует об удаленных зубах у древних индивидуумов, вследствие какого-либо воспалительного процесса или выбитого в результате травм. Можно предположить, что причиной потери зубов являлся и кариес, однако столь же достоверным может быть утверждение о том, что в указанные древние времена потеря зубов могла быть в результате травмы, а также осложнений у корней зубов из-за их значительной стертости. Следует отметить, что травмы могли возникнуть в трудовых процессах.

Предположение о том, что зубы могли быть потеряны, т.е. выпасть в результате старости маловероятно, так как древние люди редко доживали до преклонного возраста. В лунках исследуемых челюстей были обнаружены корни разрушенных зубов, о причинах которых можно предполагать: стертость, кариес зубов и травмы. Обращало внимание наличие на челюстях достаточного места после зубов «мудрости».

Анализ стертости отдельных групп зубов древних жителей показал уменьшение процесса стертости по мере приближения к нашей эры (в 2,5 раза), что можно аргументировать изменением консистенции и совершенствованием кулинарной обработки пищи, а также уменьшением жевательной нагрузки.

Нужно отметить, что лечение зубов в Азербайджане датируется периодом XVI в., хотя задолго до этого в конце X и начало XI веков представители народной медицины имели некоторые понятия о воспалении зубной мякоти, которую отличали от воспаления корня и лунки. Они применяли такие лечебные средства как сулему, камфору, азотнокислое серебро, царскую водку. Уже в тот период — средневековья, представители рациональной медицины высказывали прогрессивные мысли и рекомендовали прибегать к удалению зубов в крайних случаях.

Обобщая, представленный обзор можно отметить, что древним жителям на территории Азербайджана были присущи те же болезни зубов и челюстей, что и современному человеку, однако частота их была весьма незначительной. И главное, сохранившиеся зубы были хорошо развиты, крепкие, цвета слоновой кости с почти прижизненным жемчужным блеском эмали.

В этой связи, уместно привести слова великого поэта Имадеддина Насими (XIV-XV в.в. н.э.), воспевавшего красоту зубов:

Что там в далеке блестит
Жемчужина зубов или
Жемчужин ряд
Из моря извлеченных?

По материалам журнала “Биомедицина”

Читайте также: Дамир Гаджиев: ученый установивший древнейшую челюсть человека найденную в СССР