10 лет после карабахской войны: военное сотрудничество Азербайджана и Израиля (1994-2004)

Н.Ниязов

После распада советской империи государства, возникшие на ее обломках, избрали различные пути обеспечения своей военной безопасности. Одни из них приложили колоссальные усилия для того, чтобы интегрироваться в НАТО, другие связали обеспечение своей военной безопасности с интересами России и присоединились к патронируемому ею ОДКБ.

Остальные с различной степенью успешности попытались пойти «своим» путем, стараясь взаимодействовать и с теми и другими, а также найти себе новых партнеров в области военного сотрудничества на международной арене. Сказанное в полной мере относится к Азербайджану, который, разочаровавшись в сотрудничестве тогда еще ДКБ, стал искать себе новых союзников и нашел их в лице Пакистана, Иордании, ЮАР и Израиля.

Израиль одним из первых признал независимость Азербайджана 25 декабря 1991 г., а уже весной 1992 г. между странами были установлены дипломатические отношения.

Драматические события, связанные с распадом СССР в начале 90-х гг. прошлого века, обернулись для Азербайджана войной с Арменией из-за Нагорного Карабаха. В войне за территориальную целостность Азербайджана наряду с азербайджанцами активное участие принимали и азербайджанские евреи. В ряду лиц, кому присуждено звание Национального Героя Азербайджана, имя танкиста Альберта Агарунова занимает особое место.

Весной 1994 г. были заключены так называемые Бишкекские соглашения о прекращении огня в зоне конфликта, но само противостояние между Арменией и Азербайджаном не прекратилось. Учитывая, что к этому времени армянским военным формированиям удалось получить контроль не только над Нагорным Карабахом, но и семью прилегающими районами, новое азербайджанское руководство во главе с Г.Алиевым вынуждено было поставить вопросы военного строительства на первый план.

При этом выяснилось, что многие страны, включая Россию тех лет, не хотят сотрудничать с Баку в военной области, отказываясь продавать ему различные системы вооружений. Именно в этот сложный момент руку помощи Азербайджану протянул Израиль.

Не секрет, что и до начала «арабской весны» ряд стран региона в основу своей региональной политики заложил антиизраильскую риторику и действия, что приводило как к политическим кризисам, так и прямым военным столкновениям Израиля с этими государствами.

В Тель-Авиве отчетливо понимали, что для противостояния этой угрозе недостаточно только усиления работы специальных служб и вооруженных сил, а необходим поиск союзников и друзей в исламском мире, готовых выстраивать с еврейским государством взаимовыгодные и уважительные отношения.

В ряду таких стран оказались и образовавшиеся на обломках советской империи новые государства – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Азербайджан.

После развала СССР Азербайджан оказался втянутым в военный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха. В это время стали формироваться основные направления азербайджанской внешней оборонной по- литики, которую условно можно сегментировать так:

  • взаимоотношения с ДКБ (ОДКБ);
  • сотрудничество с Россией;
  • взаимоотношения с Украиной, Белоруссией, Грузией;
  • взаимодействие со странами Центральной Азии;
  • взаимодействие со странами дальнего зарубежья.

В сентябре 1993 г. Азербайджан, надеясь добиться поддержки России в урегулировании карабахской проблемы, вступил в ДКБ. Баку рассчитывал на то, что участие в работе этой организации приведет к тому, что Москва не будет однобоко поддерживать Ереван в карабахском противостоянии. Кроме того, Азербайджан рассчитывал на помощь ДКБ в реформировании своих вооруженных сил, а также на возможность приобретения у России современных систем вооружения.

Однако внешняя политика тогдашнего российского руководства в отношении государств Южного Кавказа была однобокой и недальновидной.

Россия продолжала бесплатно снабжать Армению техникой и вооружением, отказывая при этом Азербайджану в приобретении необходимых ему систем вооружения, мотивируя свои действия появившимся в сентябре 1993 г. Распоряжением Президента России «О посредничестве Российской Федерации в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе», согласно которому вводились ограничения на поставки вооружений Азербайджану и Армении.

Хотя документ формально не давал возможности сторонам конфликта наращивать свою боевую мощь, в Баку сочли, что он направлен прежде всего против Азербайджана, вооруженные формирования которого как раз в это время испытывали острую нужду в боевой технике и боеприпасах для сдерживания наступательных действий армянской стороны.

В этих условиях Азербайджану не оставалось ничего другого, как найти иных поставщиков техники и вооружения для своей армии. Именно в это время взгляды Азербайджана устремились в сторону Израиля.

Как уже отмечалось, после развала СССР Израиль стал активно разворачивать сотрудничество со странами СНГ в различных сферах как для продвижения своих политических интересов, так и для расширения объемов своей внешней торговли. При этом особый упор делался на поставки изделий военного назначения.

Но в то же самое время еврейское государство не могло позволить себе осуществлять ВТС без разбора со всеми странами, даже если они обладали необходимыми финансовыми ресурсами. С этой точки зрения Азербайджан стал для Израиля желательным партнером и со своей стороны всегда стремился к налаживанию взаимовыгодных отношений с этой страной.

Первая информация о закупках Азербайджаном израильских боевых систем появилась в 2001 г. Тогда различные средства массовой информации АР и РФ, со ссылкой на ливанскую газету «Муари», сообщили о том, что «в Анкаре в результате секретных переговоров между представителями военных ведомств Израиля и Азербайджана была достигнута договоренность о поставках Тель-Авивом Баку 100 танков “Меркава” и 30 боевых самолетов».

Однако Баку сразу опроверг эту информацию. Можно с уверенностью сказать, что сделка не состоялась, ибо перемещение из Израиля в Азербайджан 100 танков «Меркава» не могло пройти незамеченным, в том числе из-за очень узнаваемого облика этой боевой машины.

А.Либерман и Г.Алиев

Сближение интересов Израиля и Азербайджана в сфере военно-технического сотрудничества шло стремительно. Большую помощь в налаживании связей Тель-Авива и Баку играла Анкара, и, как следствие, в 2004 г. «азербайджанская сторона <…> заключила контракт о поставках израильского вооружения, произ- веденного в Турции».

В дальнейшем интерес Азербайджана к боевым системам, произведенным и разработанным в Израиле, только возрастал. Летом 2008 г. информация об азербайджанских закупках техники и вооружения израильского производства посыпалась как из рога изобилия.

В начале июня 2008 г. азербайджанские и российские СМИ сообщили, что «Азербайджан намерен закупить у израильской компании Silver Arrow 10 многоцелевых разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Hermes 450».

Месяц спустя, 7 июля 2008 г., «израильская компания Elbit Systems <…> сообщила, что выиграла тендер на поставку беспилотных летательных аппаратов «в одну из стран Европы». Заказчик БПЛА в официальном сообщении не указывался. Поставка должна быть осуществлена в течение 2009 года». Через неделю азербайджанские средства массовой информации, в том числе и авторитетная газета «Эхо» со ссылкой на menewsline.com, сообщили о том, что «Азербайджан приобретет у ведущей израильской фирмы Israel’s Elbit Systems десять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Hermes-450 UAVs».

Спустя еще один месяц средства массовой информации Азербайджана, со ссылкой на журнал «Военный вестник Израиля», сообщили о том, что АР приобрел у этой ближневосточной страны «5,56 мм автоматы TAR-21 “TAVOR” <…> военную технику и ракетные системы <…> в арсенал азербайджанской армии поступили PC30 Lynx фирмы ТААС на базе грузовиков КамАЗ-63502 (8×8) <…> в нескольких вариантах – как со 122-мм и 160-мм ракетами (Град и LAR), так и с 8 тяжелыми 300-мм ракетами EXTRA совместного производства ТААС и ТАА <…> Приобретены также два типа беспилотных летательных аппаратов фирмы “Аэронайтикс” – Orbiter и Aerostar».

В самом журнале информация о продаже Израилем оружия Азербайджану была размещена под заголовком «Крупные поставки израильского оружия в страны СНГ». В заметке также отмечалось, что «израильское вооружение, поставленное Азербайджану, аналогично тому, что ранее было продано Грузии».

Кроме того, сообщалось о возможности поставок в Азербайджан произведенных в Казахстане по израильской лицензии 122-мм самоходных артиллерийских установок Semser. И хотя востребованность Национальной армии Азербайджана в этой САУ была, азербайджанская сторона проявила гораздо больший интерес к другой боевой системе совместного казахско-израильского производства. Речь идет о системе залпового огня «Найза» («Копье»), которая является модификацией израильской РСЗО «Lynx».

И хотя наладить полноценное совместное производство в Казахстане перечисленных систем вооружения Израилю тогда не удалось, Азербайджан продолжал искать пути получения доступа к израильским система залпового огня и в конечном итоге получил их в свое распоряжение.

Сотрудничество продолжилось в 2009 г, в частности после визита в Азербайджан президента Израиля Шимона Переса в июле 2009 г. Сообщалось, что в состав израильской делегации, сопровождавшей Шимона Переса, «входили 75 представителей израильских деловых кругов, включая представителей ведущих компаний оборонной промышленности: Aeronautics, Elta Systems, ELISRA и IMI, причем делегацию Aeronautics возглавлял сам директор этой фирмы Ави Леуми».

В сентябре 2009 г. в Баку открыла представительство компании Elbit Systems. А в феврале 2010 г., когда в Азербайджан прибыл министр иностранных дел Израиля А.Либерман, достоянием общественности стала информация, что между странами готовится к заключению большое соглашение в военной области, а уже в октябре 2010 г. азербайджанские СМИ сообщили о том, что «Elbit Systems займется модернизацией принадлежащих азербайджанской армии танков Т-72Б».

Следующим шагом на пути азербайджано-израильского сотрудничества в военной сфере стало открытие 3 марта 2011 г. в Баку предприятия AZAD Systems Co производственного объединения «Шарг» («Восток») Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Весной 2011 израильская фирма Israel Aerospace Industries (IAI) предложила Азербайджану беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher Mk.2.

Об этом 18 апреля 2011 г. сообщил портал Flightglobal, а затем российский портал Lenta.ru. То есть количество израильских фирм, предложивших Баку разнообразные БПЛА, в какой-то момент времени оказалось довольно обширным, при этом фирм, берущихся за модернизацию тяжелых вооружений, таких как танки, за исключением уже упомянутого Elbit Systems, практически не было.

Отказавшись от части рынка БПЛА в Азербайджане, Elbit Systems с лихвой компенсировал свои потери, заняв практически головное положение в вопросах модернизации тяжелых вооружений.

О том, что на азербайджанский рынок БПЛА и систем ПВО стали приходить ведущие фирмы Израиля, стало очевидно, когда в феврале 2012 г. азербайджанские СМИ со ссылкой на своих западных и израильских коллег сообщили о том, что IAI подписала с Азербайджаном соглашение о поставке Баку вооружений. Данная информация оперативно была подтверждена и министерством обороны Израиля.

К весне 2012 г. указанная выше сделка продолжала оставаться в центре внимания экспертного сообщества, благодаря чему стали проявляться отдельные детали этого соглашения, указывающие на то, что взаимодействие между Израилем и Азербайджаном в сфере ВТС имеет и серьезную политико-экономическую подоплеку.

Так, согласно данным аналитического сайта StrategyPage, на которые ссылались азербайджанские журналисты, Азербайджан, кроме беспилотников Heron и Searcher, купил у Израиля противокорабельные ракеты Gabriel с дальностью действия 36 км, а также системы ПВО Barak-8. Кроме того, была приобретена радарная система Green Pine, способная распознавать баллистические ракеты на расстоянии до 500 км.

В ноябре 2012 г., когда азербайджано-израильские отношения находились на очень высоком уровне, министр оборонной промышленности Азербайджана Явер Джамалов в интервью азербайджанскому телеканалу ANS заявил, что с 2011 г. азербайджанская сторона ведет подготовку к проведению в Баку первой на Южном Кавказе международной выставки вооружений. При этом отмечалось, что ведутся переговоры с «соответствующими компаниями».

С 11 по 13 сентября 2014 г. гости из 34 стран мира, представляющих 200 компаний, а также граждане Азербайджана устремились на Первую Азербайджанскую международную выставку оборонной промышленности ADEX- 2014. Многочисленные эксперты и просто зрители спешили ознакомиться со стендами ведущих производителей техники, вооружения и сопутствующих товаров в залах «Баку Экспо Центр».

Большой интерес у зрителей вызывала экспозиция российских, турецких, южнокорейских, китайских фирм, а также стенды министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Гвоздем выставки стали образцы техники и вооружения, представленные израильскими компаниями. В работе выставки приняли участие фирмы Elbit Systems, IAI, Aeronautics, а также IWI, Rafael, Visionmap, ATL-Atlantic Technologies, Camero-Tech, DSIT, Fibrotex Tech, İspra LTD, Plasan, Meprolight, Ness Technologies. Для участия в работе выставки в Азербайджан лично прилетел министр обороны Израиля Моше (Боги) Яалон.

По материалам журнала КЛИО