Р.Гусейн-заде
Наряду с Ширванским государством и Ильденизидским султанатом в Азербайджане в IX-XII веках функционировали эмираты и меликства. Власть эмиров и меликов была наследственной, переходила от отца к сыну, братья которого именовались беками. Государства на территории Азербайджана были основаны различными по происхождению племенами.
Арабский халифат массово заселил арабов в вилайеты Адарбайган, Арран и Арминиййа, преимущественно во время 100-летней арабо-хазарской войны VIII века.
Одним из руководителей переселения был глава города Басра Йазид ибн Хаким Мохаллаби. Назначенный вали (наместником) Адарбайгана, он обустроил здесь своих соплеменников. Среди них был Раввад ибн ал-Мусанна ал-Азди, которой обосновался около Табриза и получил контроль как над этим городом и его областью, так и над Гарадагом, недалеко от Ахара. Вскоре он объявил себя независимым, и в начале IX века контролировал Адарбайган и Арминиййю.
Баладзори (IX век) и Ибн ал-Факих (X век) сообщали что Раввад I и его сын Ваджна I обустроили столичный Табриз, включая его цитадель и крепостные стены.
По мнению В.Пириева-Будуглу, «Раввадиды с VIII века находились у власти в Табризе, Мараге, Ахаре и Гарадаге, и в 983 году Раввад Абу-л-Хайджа объявил себя в Ахаре независимым и заложил основы Раввадидского эмирата».
Эмират включал Адарбайган и Арминиййю, со столицами в Ардабиле, затем в Табризе.
По мнению К.Босворт, «По примеру своих соседей Мусафиридов [Салларидов], Раввадиды воспользовались неразберихой в Азербайджане, наступившей после падения Саджидов. Несмотря на помощь Бундов, та ветвь Мусафиридов, которая пришла к власти в Азербайджане, была постепенно вытеснена Абу-л-Хайджой Мамланом [Раввадидом], так что в 374/984 году весь этот район оказался в руках Раввадидов. В X веке Раввадидов Табриза и Азербайджана считали курдами. В действительности этот род, скорее всего, вёл своё происхождение от арабов йеменского племени ал-азд. При первых Аббасидах члены этого рода были правителями в Табризе, но в течение следующего столетия Раввадиды стали настоящими курдами…»
Как и другие арабы, поселившиеся в Адарбайгане, Раввадиды со временем смешались с местным населением и стали «курдами».
В IX веке владения Раввадидов были затронуты грандиозной анти-халифатской народно-освободительной войной хуррамитов во главе с Бабеком (819-837). Бабек начал восстание в принадлежавшем Равадидам городе-крепости Базз. Ибн ан-Надим (X век) считает, что до того Бабек около двух лет находился на службе у правителя Табриза Мухаммада I ибн Раввада I ибн ал-Мусанны ал-Азди, хотя этот последний сотрудничал с вали Адарбайгана и Арминиййи ал-Мамуном, будущим халифом Аббасидом (813-833).
После Мухаммада I ибн Раввада I, правил его брат Ваджна I ибн Раввад I (первая половина IX века). Он завладел Марагой, и в 813 году восстал против халифа ал-Мамуна Аббасида, ибо, по выражению Э.Пикока, «Ваджна I принадлежал к тем известным азербайджанцам», что были взяты в плен арабским военачальником ал-Мамуном Мухаммадом ибн Хамидом, которого, как сообщает Йакуби (IX век), «в 827 году послали подавить движение Бабека».
Йакуби упоминает под 849 годом Йахйу ибн Раввада как «владетеля Адарбайгана».
При Хусайне II Раввадиде (956-981) началось возвышение Эмирата. Он объявил столицей Табриз, который имел важное значение. К тому же, он находился в центре Эмирата. Дальнейшее укрепление Эмирата связано с Абу-л-Хайдой I ибн Хусайном II (981-983). Он захватил часть владений Ибрагима Салларида, в том числе Хой, Урмийа и другие города, а в 981 году взял его в плен. В результате, весь Адарбайган попал под власть Раввадидов. В 987 году Абу-л-Хайджа I захватил Дабиль но в следующем был убит во время похода на Васпуракан.
Матфей Эдесский (XII век) сообщает, что при следующем эмире Раввадиде Абу-л-Хайдже II ибн Мамлане I (983-988) «Города Хой и Салмас, что у озера Урмийа, были у Раввадидов». Мюнеджжим-баши (XVII век) добавляет, что этот Раввадид в 983/984 году отвоевал у Марзубана ибн Исмаила ибн Вахсудана Мусафирида (966-997) часть Азербайджана, а в 987 году пытался завладеть другими землями Мусафиридов, включая Дабиль. Но своего не добился. Мюнеджжим-баши отмечает также, что этот Раввадид захватил своего брата-соперника Марзубана.
В X веке о Раввадидах в Азербайджане, как об арабах, уже не говорится, ибо, согласно Ибн Хаукалю (X век), «арабский яык, хотя ещё бытовал в стране, но уже не столь широко, как прежде». Поэтому Ибн Халликан в XIII веке считал Раввадидов ветвью курдов хадзбани, и указывал, что «около Дабиля проживали курды Раввад». Его современник Ибн ал-Асир полагал, что «Раввадиды были «наиболее благородными из курдов».
В связи с Раввадидами можно заключить, что этно-языковая трансформация этих арабов в курдов произошла в Азербайджане в период с середины IX по середину X веков, когда они роднились здесь с курдской верхушкой. Поэтому в истории Азербайджана они получили известность уже как носители курдских антропонимов, таких, как Ахмадил, Ваджна, Вахсудан, Мамлан, Мусафир, Хайджа, Шаддад.
Отсюда следует, что первый период истории Раввадидского эмирата связан с арабами Раввадидами; второй с курдами ал-Ахмадил, третий с тюрками Сунгуридами.
Как арабы, так и курды, и тюрки сыграли свою роль в истории Азербайджана. Начав «путь наверх» как гуламы-гвардейцы в элитном войске Раввадидов, курды и тюрки дошли до трона Эмирата. Более того, со временем эти арабы, курды и тюрки смешались с автохтонами. О деятельности курдов ал-Ахмадил мало что известно, кроме того, что на рубеже X-XI веков они, как гуламы-гвардейцы, помогли Раввадидам противостоять рейдам огузов на Южный Кавказ. О тюрках Сунгуридах сведений достаточно. Они были известны в зонах Табриза, Мараги, Ахара, Гарадага, Мишкина и Сарабагура.
Зия Буниятов подчёркивал, что у Сунгуридов власть переходила от отца к старшему сыну, и считал, что ал-Ахмадил и Сунгуриды это одна линия — ал-Ахмадил-Аг-Сунгур. Он же отмечал, что усыпальница Аг-Сунгуридов находилась в Мараге.
Взаимосвязи арабов Раввадидов, курдов ал-Ахмадил и тюрок Сунгуридов привели к контаминации в их этно-терминологии. Поэтому ал-Ахмадиди это те же Раввадиды, но уже курдизированные. Точно так же Сунгуриды это Раввадиды и ал-Ахмадили, но уже тюркизированные. Поэтому можно считать, что Раввадиды, ап-Ахмадили и Сунгуриды — одна линия Раввад-ал-Ахмадил-Сунгур.
Основателеим династии Сунгуридов был Аг-Сунгур I ибн Ибрагим ибн Вахсудан III (1117-1134), правивший в Мараге и убитый исмаилитами в Хамадане. Ему наследовал его сын Аг-Сунгур II Арслан-Аба ибн Аг-Сунгур I (1134-1168), при котором Эмират достиг расцвета. Затем правили Кутлуг (1168), Ала ад-Дин (168-1173), Фалак ад-Дин (1173-1205).
Кратковреенное правление Кёрпя-Арслана (1205-1207) было насыщено событими. Так, при слабом Абу-Бакре Ильденизиде (1195-1210), в 1205 году он и эмир Ирбиля Музаффар ад-Дин Гёк-Бёри вторглись в Ильденизидский султанат. В 1207 году Кёрпя-Арслан скончался. При его малолетнем сыне-наследнике фактическим главой Эмирата стал один из евнухов. Эмиры его разгромили в сражении, а вскоре, скончался и сын Кёрпя-Арслана. После этого Абу-Бакр Ильденизид захватил Марагу и другие владения Сунгуридов, за исключением крепости Руин-Деж, где правила внучка Кёрпя-Арслана Сулафа-хатун (1208-220).
Владетель Мараги Аг-Сунгур I ибн Ибрагим ибн Вахсудан III (1117-1134) был атабеком (наставником) мелика Сельджукида Дауда, которого возвёл в 1131 году на трон Иракского султаната. Вскоре султаном стал Тогрул II (1132-1134), затем Масуд (1134-1152), атабеком которых был тот же Сунгурид. Нусрат ад-Дин Арслан-Аба Хасс-бек ибн Аг-Сунгур ал-Ахмадил был правителем Мараги в 1132-1175 годы. До него здесь правил его отец Аг-Сунгур ал-Ахмадил, которого убили исмаилиты.
Сунгуриды продолжили успешную внешнюю политику Раввадидов. Поэтому с ними считались соседние правители. Не случайно, великий Низами посвятил поэму «Семь красавиц» владетелю Мараги Кёрпя-Арслану Аг-Сунгуриду (1205-1207).
Взаимоотношения Сунгуридов с Ильденизидами были непростыми. Когда Аг-Сунгур II Арслан-Аба ибн Аг-Сунгур I (1134-1168) отказался подчиниться требованию Шамс ад-Дина Ильдениза выдать претендента на иракский сульанский трон, этот великий атабек отправил против него войско во главе со своим сыном Джахан-Пехлеваном. Последний был разбит у реки Сефид-Руд.
Но во втором сражении, около Хамадана, он одержал победу. Тогда Аг-Сунгур II обратился к халифу ал-Мустанджиду Аббасиду (1160-1170) с просьбой прочитать в Багдаде хутбу с именем иракского султана Махмуда. В ответ, Ильдениз отправил против него новое войско во главе с Джахан-Пехлеваном. Около Мараги Аг-Сунгур II был разбит, и Джахан-Пехлеван осадил город, ио затем заключил с горожанами мир. После смерти Аг-Сунгура II Джахан-Пехлеван вновь осадил Марагу, а его брат Гызыл-Арслан подступил к другому важному городу Сунгуридов — Табризу. После этого кадий Мараги сдал город Ильденизиду, и был заключён мир. По его условиям, Марага осталась за Сунгуридами, а Табриз перешёл Ильденизидам. Только Гызыл-Арслану Ильденизиду (1187-1191) удалось подчинить владетеля Мараги.
По мнению Зии Буниятова, крупным успехом Джахан-Пехлевана явилось присоединение в 1175 году к владениям Ильденизидов Табриза и его области. Он же осадил принадлежавшую Аг-Сунгуридам крепость Руин-Деж. Но он не добился успеха, и осадил Марагу, которая сдалась, чтобы избежать погромов и гибели горожан. Тем не менее, Марага сохранила автономность.
Раввадидский эмират функционировал с VIII века по 1220 год. Он включал области Адарбайган и Арминиийа с городами Табриз и Хой, Берзенд и Марага, Ардабиль и Маранд, Салмас и Ахар, Сараб и Урмийа, Мианэ и Занджан, Руин-Деж и Дабиль. Это были известные за пределами Кавказа административные и культурные, ремесленно-торговые, военные, идеологические центры.
Кёрпя-Арслан (1205-1207), снискал у современников славу «щедрого покровителя литературы». Однако, этот эмир не смог одолеть Ильденизидов. В 1205 году его попытка вернуть Табриз оказалась неудачной. Более того, он сам был осаждён в Мараге Абу-Бакром Ильденизидом, и должен был уступить ему захваченные территории.
В 1207 году эмиром стал малолетний сын Кёрпя-Арслана Ахмад (1207-1208), при котором фактическим главой Эмирата стал один из придворных евнухов. После его военного разгрома вассалами Сунгуридов Ахмад вскоре скончался. В 1209 году Абу Бакр Ильденизид захватил Марагу, у Сунгуридов осталась крепость Руин-Деж, где правила внучка Кёрпя-Арслана Сулафа-хатун (1208-1220). На ней династия эмиров Сунгуридов пресеклась: Ильденизиды ликвидировали Эмират. Вскоре Азербайджан подвергся татаро-монгольскому нашествию.
Раввадиды имели влияние на территории от Каспия на востоке до озера Ван, то есть до Малой Азии на западе, от Дербенда на севере до Хамадана на юге. По территории Эмирата пролегали торгово-транзитные маршруты, в том числе ответвления Великого Шёлкового пути и Дороги Благовоний и Пряностей. В Эмирате развивались земледелие, скотоводство и ремесло, наука и искусство.
Главной военной силой Эмирата были гуламы-гвардейцы из курдов и тюрок. Имея боеспособное 100-тысячное конное и пешее войско, эмиры вели активную внешнюю политику, временами их считали сюзеренами всего Азербайджана.
По книге автора «Азербайджан в III-XIII столетиях»