Тайны Баку: Мастер жезла Курбан Мазанов

kurban-mazanov

О.Буланова

Курбан Мазанов был своего рода живой бакинской достопримечательностью. И был этой достопримечательностью несколько десятилетий. Мазанов имел звание старшины и служил обыкновенным регулировщиком. Позднее, необходимость в данной профессии отпала. Да и не напасешься на каждый перекресток сотрудников.

Но были времена, когда на каждом важном (или сложном — с точки зрения дорожного движения) перекрестке стоял специально обученный регулировщик и строго определенными сигналами — движениями рук и характерным полосатым жезлом — руководил потоками машин и пешеходов.

Система визуальных сигналов была такой же четкой и строго обозначенной, как, например, на флоте, и ее обязаны были знать как все гаишники, так и все водители — сигналы регулировщика входили в экзаменационные билеты по правилам дорожного движения: не будешь знать сигналов — не получишь права.

Старшина Мазанов знал не просто все сигналы — в этом не было ничего выдающегося, их все регулировщики обязаны были знать. Суть была в том, как он их применял. Его изящным, красивым, отточенным, элегантным движениям рук и всего корпуса позавидовал бы не только любой дирижер, но даже самый известный танцор фламенко. Это было настоящее представление под открытым небом… Каждый день на его работу бакинцы приходили смотреть, как на сложнейший танец, как на балет.

Школьники сбегали с уроков, чтобы посмотреть на его восхитительные движения. Поворачиваясь на месте, чудо-регулировщик Курбан Мазанов непременно щелкал каблуками, гордо вскидывая голову, и ослепительно, по-голливудски, улыбался. И обязательно делал приветливый приглашающий жест пешеходам — мол, проходите, пожалуйста.

Курбан Мазанов обладал потрясающим артистизмом и харизмой. Это был настоящий артист, виртуоз своего дела. Природа наградила его не только невероятным обаянием, но и эффектной внешностью: благородным красивым лицом, статью, ростом. Бакинцы шутили, что он мог управлять потоком машин даже движениями бровей!

Старшина Мазанов был самым популярным регулировщиком не только Баку, но, наверное, всего Советского Союза. Однажды журнал «За рулем» опубликовал в номере 12 за 1974 год фотографию и заметку о Курбане Мазанове.

На фотографии легко узнаваемый перекресток перед кинотеатром «Низами», запруженный со всех четырех сторон народом, а под снимком текст: «Час «пик». Почему у перекрестка собралась толпа? Дорожное происшествие? Вовсе нет. Оказывается, на посту — регулировщик Курбан Мазанов, которого в Баку и в шутку, и всерьез называют «артистом»… Сейчас Мазанов жезлом управляет потоком машин. В его четких энергичных движениях чувствуются задор и элегантность. Вот почему многие прохожие останавливаются, с улыбкой наблюдая за действиями регулировщика».

Вообще-то основной пост Курбана Мазанова был не перед кинотеатром «Низами», а на пересечении Коммунистической и Чкалова, напротив филармонии.

Это был правительственный пятачок, «пост номер один», там проезжала правительственная элита. Именно туда чаще всего и приходили бакинцы; они стояли и смотрели, как завороженные, на его работу, и гадали: эти невероятные движения придумал сам Мазанов или так должны работать все регулировщики? И если сам придумал, то почему его понимают все водители? А если так должны работать все регулировщики, то почему не работают?! Именно туда приводили и гостей города, которым показывали старшину Мазанова как живую достопримечательность.

Там им любовался Аркадий Райкин, там его заметил Леонид Гайдай, когда приехал в конце августа 1968 года в Баку для съемок эпизодов «Бриллиантовой руки», которые по сценарию должны были проходить «в далеком восточном городе» — в Стамбуле.

Читайте также: “Бриллиантовая рука” или как Баку превратился в Стамбул

Кстати, в сценарии никакого регулировщика не намечалось, он возник спонтанно. Да и сложно было придумать такого регулировщика, если не знать о его существовании. Зато когда Гайдай увидел Курбана Мазанова, в его голове тут же родилась идея использовать этого экзотического регулировщика как полицейского на перекрестке «Стамбула». Более того, он придумал, что по этому перекрестку пройдет верблюд, который также подчиняется сигналам регулировщика.

Газета «Баку» от 23 августа 1968 года писала: «Некоторые «зарубежные» сцены фильма «Бриллиантовая рука» будут сниматься в Баку. Интересно, что исполнителем одной из ролей будет бакинский регулировщик Курбан Мазанов».

Так «артист» своего дела Курбан Мазанов стал настоящим артистом кино — Гайдай дал ему «путевку в жизнь». Он снялся не только в «Бриллиантовой руке», но и в других фильмах.

К примеру, мы можем любоваться старшиной Мазановым в еще одном гайдаевском фильме — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год). Правда, в титрах его нет… Он сыграл регулировщика в азербайджанской картине «Жизнь испытывает нас» («Хаят бизи сынайыр»), снятой в 1972 году. Там у него на шестой-седьмой минуте фильма эпизод со словами, и в титрах он, как и в «Бриллиантовой руке», присутствует.

Кроме этого, Курбан Мазанов сыграл в азербайджанской мелодраме «Сердце… сердце…» режиссера Эльдара Кулиева (1976 год), в азербайджанском детском музыкальном фильме-сказке режиссера Расима Исмайлова «Лев ушел из дома» 1977 года с замечательной музыкой Тофика Кулиева, и некоторых других. Спасибо режиссерам этих фильмов, сохранившим для потомков уникальную работу виртуозного регулировщика.

Мазанов никогда не отказывал журналистам в их просьбах рассказать о своей работе в кино и на перекрестках Баку, а таких просьб было немало. И пусть его работу в кино республика не оценила, но зато, как вспоминал Фикрет Алекперов, художник-консультант с азербайджанской стороны в фильме «Бриллиантовая рука», чудо-регулировщик получил первый приз на каком-то профессиональном соревновании.

А по воспоминаниям помощника министра МВД генерала Арифа Гейдарова, старшина Мазанов получил квартиру в Баку — он ведь не был бакинцем.

«Захожу к министру и говорю, вспоминает помощник: — «Ариф Назарович, знаменитый регулировщик старшина Мазанов пороги обивает, к вам на прием просится». «Пусть заходит. Что у него там?» — без всяких проволочек, к моему большому удивлению, сказал министр. Он ведь и полковников так просто не принимал, а тут всего лишь старшина. Минут через десять старшина Мазанов вылетел из кабинета министра на крыльях радости и счастья. Министр ему квартиру за особые заслуги пообещал. А министр своих слов на ветер никогда не бросал».

Конечно, такого регулировщика власти города не могли не заметить. Говорят, что квартиру ему дали на улице Узеира Гаджибекова.

До пенсии Курбан Мазанов продолжал оставаться на своем посту и все с таким же артистизмом и элегантностью руководил дорожным движением. И все так же собирались на его перекрестке зеваки — полюбоваться на «настоящего артиста».

Любую службу, даже такую прозаическую, как труд регулировщика, можно превратить в зрелище, в шоу, в представление, которое неизменно будет вызывать интерес у публики. Нужно просто любить свою работу и хотеть делать ее не только правильно, но и красиво. Именно этим талантом и обладал непревзойденный мастер жезла Курбан Мазанов.

Из серии «Тайны Баку»