Н.Керемов
Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви занимает видное место среди средневековых деятелей науки и культуры Азербайджана. Он был путешественником, географом, климатологом, космографом.
Географический труд Бакуви “Китаб Талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар” (“Сокращение [книги] о “памятниках” и чудеса царя могучего”) представляет собой свод сведений о странах и народах, известных в его время ученым Востока и дополненный автором на основе личных наблюдений.
Согласно данным историков, сочинение было написано в 1401-1414 гг. Особенностью предисловия является выделение в нем двух подглавок. Первая из них названа автором “Глава о воспроизводстве”, вторая — “Глава о делении на климаты”.
В подглаве “О делении на климаты” Бакуви пишет: “Знай, что круг небесного экватора делит земной шар на две половины, из коих одна называется югом, другая — севером. И если предположим, что круг проходит по обоим полюсам экватора и пересекает Землю, то земной шар станет четырьмя четвертями: две южных четверти и две северных четверти”.
Всю известную ему Землю он делит на семь поясов (климатов) и дает обоснование этому делению. Основная часть книги посвящена географическим характеристикам этих поясов. В каждой из семи глав рассказывается соответственно о каком-то одном поясе, о странах, городах, населенных пунктах, приводятся исторические сведения, делается попытка объяснить происхождение того или иного названия.
В данном материале рассмотрим “четвертый климат” из сочинения Бакуви.
Четвертая зона (четвертый климат)
Согласно Бакуви, четвертая зона «начинается от земель ас-Син [Китай], ат-Туббат [Тибет] и ал-Хутана [Хотан] и тянется по горам Кашмира, к Биллуру, Бадахшану, Кабулу, Гору, Хорасану, Ку-мису [Кум], Джурджану [Ургенч], Табаристану, Кухистану, Азербайджану, окраинам Ирака, ал-Джазиры, Родоса, Сицилии и ал-Андалуса, вплоть до моря ал-Мухит [Атлантический океан]».
В четвертой зоне дается описание 119 географических объектов. Относятся они к отдельным областям, городам и другим населенным пунктам Ирана, Ирака, Афганистана, частично Средней Азии, Турции, стран аш-Шама, Палестины и др.
Интересно описание территории Ирана и его крупных регионов, которым посвящены отдельные статьи в сочинении Бакуви. Одна из них — Хорасан. Это, по его словам, известная страна, ограниченная с востока Мавераннахром (арабское наименование междуречья Аму-дарьи и Сырдарьи), а с запада — Кухистаном. К главным ее городам он причисляет и иранский Нишапур, и афганские Балх и Герат, и туркменский Мерв (Мары).
Видимо, в средние века понятие «Хорасан» объединяло более обширную территорию. Для характеристики Хорасана Бакуви находит много добрых слов. Это, записал он, «одна из прекрасных, цветущих и благодатных стран. Ее жители — самые красивые, совершенные разумом, добронравные, ревностные в вере и науке».
Говоря о природе Хорасана, он упоминает находящуюся на его территории гору Гулистан, достопримечательностью которой служит большая пещера.
Он пишет: «В ней есть галерея, в конце которой виднеется похожая на загон ограда, в которой находится источник. Внутри этой ограды есть отверстие, из которого выходит такой сильный запах, что войти туда невозможно».
Речь здесь идет, конечно, об обыкновенной карстовой пещере, какие образуются в карбонатных породах, особенно в известняках и доломитах. А что касается «ограды» и «палок» —это сталактиты и сталагмиты, также обычные для многих пещер натечные образования.
Как отмечает Бакуви, одним из самых значительных городов Хорасана «с множеством построек и обилием фруктов» является Нишапур. Его главная особенность — рудник бирюзы, вывозимой оттуда в другие страны. Недалеко от Нишапура, в том же Хорасане, расположен Туе (Фердоус), некогда один из самых цветущих и крупных городов Ирана.
Он пишет: «Вокруг него много сел, вод, садов и деревьев». Из Хорасана родом один из величайших персидских и таджик¬ских поэтов — Абулькасим Фирдоуси (940—1030), автор бессмертной поэмы «Шахнаме», «содержащей,— по словам Бакуви, — мудрости, наставления, предсказания, пожелания и предостережения— все это в ясных выражениях».
Уроженцем этого же города является и знаменитый астроном, математик и медик Насириддин Мухаммед Туси (1201—1274), основатель всемирно известной Марагинской обсерватории.
О Герате Бакуви пишет как об огромном «процветающем и укрепленном» городе: «Там есть мельницы, работающие от ветра, их вертит ветер, так же как вода. Отсюда в разные страны вывозят медные сосуды, инкрустированные серебром».
Бакуви отмечает, что Герат был «лучшим из городов Аллаха», пока сюда не нагрянули полчища Чингисхана, «которые разрушили его, как и другие города».
К западу от Хорасана лежит область, называемая Бакуви ал-Джибал (Кухистан) — «С востока с ней граничит пустыня Хорасана, с запада — Азербайджан, с севера — море ал-Хазар [Каспийское], с юга — Ирак. Это одна из самых приятных областей по климату, воде и почве».
Среди других городов Кухистана Бакуви отмечает Казвин, возникший «на ровной, обширной, плодородной местности с множеством садов», с оригинальной мечетью чрезвычайной высоты.
Вообще в описаниях четвертой зоны большийство статей связано с Ираном. И здесь, так же как и во всех других описаниях, Бакуви старается выделить то отличительное, что присуще той или мной местности, тому или иному городу. Так, о городе Кум он сообщает, что вода в колодцах там большей частью соленая, что много садов посажено вдоль оросительных каналов и растут в этих садах фисташки и фундук, что есть там богатый рудник золота и серебра, «скрываемый от людей, чтобы они не забросили из-за него земледелие и обработку полей», а в городе Бадахшане есть «рудники рубина, похожего на яхонт, лазурита, граната и рудник чистого хрусталя».
Об исторической области на севере Ирана — Гилян (Бакуви именует ее Джилан) сообщается, что там дома строятся из дерева, что «женщины там — самые красивые и не закрываются от мужчин», а это в странах мусульманского Востока, где в те времена обычной верхней женской одеждой чаще всего служила паранджа, достойно было быть отмеченным, что Бакуви и сделал. И еще он отметил, что в Гиляне «прекрасные и резвые кони», что «тамошние жители искусны в выращивании шелковичных червей и выделывании шелка».
Из городов Ирака сравнительно много места отводится описанию Мосула (Бакуви именует его ал-Маусил). Он отмечает, что город занимает обширную территорию, огражден стенами, глубоким рвом, что на берегу Тигра построены прекрасные здания и величественные замки, что жители его — «люди мужественные, добронравные, искусные ремесленники».
Вместе с тем отмечаются малоприятные особенности климата: весна там прекрасна, зато летом «климат подобен адскому огню», к тому же «городок построен из камня, от которого излучается летняя жара. Город нездоровый, много грязи». Но год на год не приходится: «один год бывает там здоровый, в другой — эпидемия».
Бакуви коротко пишет о Мары (он именует его Марв), говорит, что это «наиболее древний город Хорасана, благодатнейший, красивейший и приятный», но что «в настоящее время пребывает в развалинах» (нужно отметить, что в наше время Мары (Мерв) входит в состав Туркменистана).
Гораздо больше места он отводит селению Афшана (около Бухары — часть Узбекистана в наши дни). И это не случайно: дело в том, что Афшана — родина величайшего средневекового ученого, врача, философа и поэта Ибн Сины (Авиценны). И почти всю статью «Афшана» занимает краткая биография Ибн Сины в изложении его ученика и биографа Абу Убайд Абд ал-Вахид ал-Джузджани.
По материалам книги автора “Путешествия Бакуви”