Т.Керимова, И.Садыгова, И.Алиев
Алескер Гаджи Кязим оглы Алекперов — выдающийся исследователь древностей Азербайджана, историк, этнограф, археолог. Время доказало непреходящее значение его научного наследия, которое явилось большим вкладом в историческую науку Азербайджана. Велики его заслуги в становлении азербайджанской археологии.
В 1922 г. было создано Азербайджанское археологическое общество при Институте востоковедения и социальных наук. Первым председателем Общества был известный кавказовед Л.Г.Лопатинский.
При Азербайджанском государственном музее действовала Комиссия по охране памятников старины. В 1923 г. обе эти организации слились в Азербайджанский археологический комитет (Азархком) при Наркомпросе республики. В 1927 г. Азархком был преобразован в Азербайджанский комитет охраны памятников старины, искусства и природы (Азкомстарис).
В 1924 г. А.Г.Алекперов принял участие в археологической экспедиции на Абшерон. В этой экспедиции он получил определенную закалку и опыт, приобрел необходимые с точки зрения будущей профессии знания. Экспедиция собрала значительный материал о памятниках архитектуры, и А.Г.Алекперов опубликовал некоторые из собранных материалов в статье «Об искусстве Азербайджана (могильные памятники в Бузовнах)».
В мае 1925 г. под руководством В.И.Сысоева была организована разведочная экспедиция в Шамахе. Еще в ноябре 1924 г. некий Август Майер, приехавший из Ленинграда, вместе с проповедником баптистской общины в Баку П.Ф.Савельевым обратились с письмом на имя председателя Совнаркома АзССР Г.Мусабекова, уверяя, что в Шамахинском уезде, в месте только им известном покоится клад Александра Македонского.
Такие же письма были отправлены председателю ВЦИК М.И.Калинину и в другие инстанции. Совнарком поручил выяснение этого вопроса Обществу обследования и изучения Азербайджана. Учеными было доказано, что Александр Македонский никогда не бывал в Азербайджане и, следовательно, не мог закопать здесь клад.
Чтобы положить конец такого рода мифам и инсинуациям вокруг клада, было принято решение отправить в Шамаху разведочно-археологическую экспедицию в составе А.Алекперова, В.Сысоева, А.Фитуни, В.Зуммера. Эта группа провела обследование местности, записала со слов местных жителей большое количество легенд об Александре Македонском, и опубликовала в «Известиях » Общества результаты проведенной экспедиции.
Начиная со второй половины 20-х годов, московские и ленинградские археологи стали приезжать в Баку на постоянную работу. Среди них были И.И.Мещанинов, А.А.Миллер, студенты, молодые энтузиасты отделения археологии и искусства факультета общественных наук Ленинградского государственного университета Татьяна Пассек и Борис Латынин.
В то время ведущим археологическим учреждением страны являлась Академия истории материальной культуры. В области археологии работы велись под общим руководством и при непосредственном участии почетного члена Общества академика И.И.Мещанинова.
В 1926 г. А.Г.Алекперов принял активное участие в двух археологических экспедициях по исследованию памятников бронзовой эпохи (II тыс. до н.э.) Нагорного Карабаха (Ходжалинский курган) и Нахчыванской АССР (Кызылванкский могильник на р. Араз).
Атмосфера в этих экспедициях была дружной, сотрудники продолжали совместно работать и зимой. Ученые с мировым именем и начинающие археологи с равным азартом обсуждали теоретические проблемы, вырабатывали совместно новую методику исследований. Эти экспедиции стали школой полевой работы в азербайджанской археологии 1920-х — начала 1930-х годов.
В районе некрополя Кызыл-Ванк (Гызыл-Бурун) экспедиция собрала богатейший научный материал из 7 погребений, относящихся к эпохам железного и бронзового веков. Инвентарь этих захоронений открыл новый для Азербайджана вид культуры эпохи бронзы – с крашеной керамикой, в большинстве случаев с сетчатым орнаментом, составленным из красных и черных линий, датируемый началом или серединой II-I тысячелетия до н.э.
Обнаруженные впоследствии на территории Азербайджана погребения такого же типа позволили выделить особые археологические культуры – нахчыванскую и кызылванкскую.
В газете «Бакинский рабочий» за 8-е и 13 июля 1926 г. отмечалось: «Раскопки в Ходжалах и Кызыл-Ванке дают картину культуры Азербайджана за 3000 лет до наших дней… Общество организовало выставку результатов археологической экспедиции, на которой было выставлено до 400 экспонатов… Раскопки имеют мировое научное значение, и этими экспонатами мог бы гордиться любой западноевропейский музей. Выставка богато иллюстрирована фотографическими снимками (сделанными А.Алекперовым. — авт.). Она вызвала живейший интерес у населения. С 8-11 июля 1926 г. всего выставку посетило свыше 1500 человек».
С 1927 г. А.Алекперов начал самостоятельно проводить археологические работы. Из них следует отметить руководимые им Талышскую (1928), Айрумскую (1928), Курдистанскую (1933), Нахчыванскую (1936-1937) экспедиции. Археологические раскопки А.Г.Алекперова отличаются большой аккуратностью разработки объекта. На основе обобщения собранных материалов он делал глубокие научные выводы, которые излагал в ряде трудов.
В 1927 г. руководимая им экспедиция провела археологическое исследование кувшинных погребений в Мильской степи. В том же году была организована еще одна экспедиция в Мильскую степь и в Дастафюрский район на Малом Кавказе, где впервые в Азербайджане обследованы четыре циклопических сооружения, выстроенные из больших каменных глыб на сухой кладке. В 1927 г. А.Г.Алекперов принял активное участие в Гянджинской археолого-этнографической экспедиции, руководимой И.И.Мещаниновым.
В 1928 г. две экспедиции А.Г.Алекперова провели археологические и этнографические исследования в Талыше. В 1929 г. А.Г.Алекперов в составе экспедиции И.И.Мещанинова провел полевые археолого-этнографические исследования в окрестностях Агдама и Гянджи.
Характеризуя состояние исторической науки в 20-е годы, нужно отметить, что в силу отсутствия местных письменных источников эпохи древности и раннего средневековья исследования по древней истории Азербайджана носили в начальный период преимущественно археологическую направленность.
Археологические исследования позволили составить ориентировочную карту распространения основных видов древних культур на территории Азербайджана. На ней были обозначены районы распространения видов археологических культур, которые условно были названы по месту обнаружения: ходжалы-гедабейская, кызылванкская, ялойлутепинская культуры кувшинных погребений.
С начала 20-х годов археология обрела новые организационные формы и масштабы, превратилась в полноправное научное направление, финансируемое из государственного бюджета. Трудно переоценить те внутренние сдвиги, которые произошли в археологии в этот период. Многие из унаследованных от дореволюционной науки многочисленных археологических коллекций по всем эпохам азербайджанской истории были вывезены и расхищены.
Материал этот был богатым, но не всегда научно паспортизованным (перепутаны места археологических находок, не расчленены ранние и поздние слои и т.п.), и далеко не всегда отвечал новым задачам археологии как части исторической науки. Новый взгляд на археологию привел к коренному перелому в выборе объектов археологических раскопок: наряду с изучением курганов и античных городов, начали исследовать стоянки и другие объекты, позволяющие раскрыть хозяйственно-социальную жизнь общества.
Несмотря на все минусы тогдашних исследований (поспешность обобщений, недостаточная глубина источниковедческого анализа, увлечение непроверенными концепциями историков и лингвистов), эти годы остаются временем создания новой науки, формирования первой плеяды азербайджанских археологов, ярким представителем которой был А.Г.Алекперов.
В 1931 году А.Г.Алекперов проводил исследования памятников Карабаха и Курдистана, а также Газахского района. В 1933 г. ученый был назначен руководителем Секции истории материальной культуры и руководителем экспедиции по обследованию жилищных условий республики Азербайджанского отделения Закавказского филиала АН СССР.
В том же 1933 году А.Г.Алекперов предпринял экспедиции в Нагорный Карабах, Курдистан, Агдам и Барду, в ходе которых были описаны жилища и карадамы. В следующем году во время экспедиции в Шамкиро-Гедабейский район было найдено и описано до 200 циклопических сооружений.
Экспедиция 1934 года на Абшерон, посвященная изучению архитектурных памятников Х-ХVII вв., ознаменовалась ценными находками. В 1935 г. А.Алекперов совершил экспедиции в Нахчыванскую АССР с поездкой в село Ханега, в Зангиланский район, в Кировабад (Гянджа) с поездкой в Еленендорфский музей и ряд других.
Первая Оренкалинская (Байлакан) археологическая экспедиция в Мильскую степь под руководством И.И.Мещанинова была проведена 9–19 октября 1933 г. В ходе экспедиции, в которой активно участвовал и А.Алекперов, были выявлены кувшинные погребения. Во второй раз в Оренкале археологические работы проводились постановлением ученого совета Института истории, археологии и этнографии АзФАН СССР в 1936 г. уже под руководством А.Г.Алекперова. В результате археологических раскопок на одном из холмов, расположенном в 200 м от города, было установлено наличие культурного слоя, относящегося к XII-XIII векам до н.э.
Исследования А.Г.Алекперова в области крашеной керамики глубоко заинтересовали и зарубежных ученых. Среди них был и выдающийся чехословацкий ученый-востоковед Бедржих Грозны, который сумел прочесть письменность хеттов и которого многие ставят в один ряд с Шампольоном — человеком, который в начале XIX века положил начало расшифровке египетских иероглифов. Он придавал большое значение археологическим исследованиям в Нахчыване и высоко оценил научную работу А.Алекперова.
Представляет особый интерес переписка А.Алекперова с профессором Грозны. Весной 1936 г. советское правительство официально пригласило Б.Грозны прочесть лекции в университетах и академиях СССР. Грозны посетил «педагогический институт в Баку, где обучение ведется на азербайджанском и русском языках».
По инициативе А.Алекперова гость прочел лекцию также в Институте истории, археологии и этнографии АзФАН СССР.
Последние годы жизни А.Алекперова основным объектом его исследований стала культура крашеной керамики Нахчывана и связанные с нею сложные историко-археологические вопросы. Эта тема была выбрана им для докторской диссертации.
Проведенные в 1936 году под руководством А.Г.Алекперова исследования по культуре крашеной керамики дали ценный материал для изучения древней истории не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа и Ближнего Востока.
Разведочные раскопки, произведенные археологической экспедицией, выявили расписную керамику такого же типа во многих уголках республики, в частности на могильнике у села Шахтахты, где было вскрыто несколько погребений. Эти работы высоко оценены русскими и зарубежными учеными. Его работа «Крашеная керамика Нахчыванского края Ванского царства» была опубликована в журнале «Советская археология » (1937 г.).
Переписка с И.Мещаниновым проливает свет на некоторые неизвестные моменты научной деятельности А.Алекперова: «Дорогой Иван Иванович! … В этом году я совершил три экспедиции, из них две — в Нахкрай. О первой нахичеванской поездке Вы отчет читали, вторая была не менее интересная. Район распространения крашеной керамики расширяется… Проф. Грозный, который в Баку был приглашен по моей инициативе, очень заинтересовался раскопками в Нахкрае, и недавно от него получил открытку с просьбой послать ему оттиск отчета. У меня был один молодой американец, который действительно «сошел с ума», когда увидел нахичеванские сосуды, он два дня сидел и знакомился с ними. Вторая поездка в Нахкрай дала совершенно новые данные, несомненно, указывающие на то, что на берегах Аракса мы имеем большую культуру, и при этом самостоятельную».
В сентябре 1935 г. в Ленинграде и в Москве прошел III Международный конгресс иранского искусства и археологии, на который съехались ученые 25 стран. Доклад А.Алекперова «Кувшинные погребения в Азербайджане» продемонстрировал международной научной общественности неведомые до того этапы развития культуры Азербайджана. На основе находок в различных районах республики были сделаны важные научные выводы.
Алескер Алекперов изъездил весь Азербайджан и является первооткрывателем большинства археологических памятников, выявленных в 20-30-е годы прошлого века. Его исследования по археологии охватывают по времени первобытно- общинный строй, рабовладельческую формацию и средневековье.
Он не успел оставить обобщающих фундаментальных трудов, но зато весьма преуспел по части археологических раскопок, направленных как на установление новых фактов, так и на детальное освещение сведений, до того известных лишь в самых общих чертах. Исследования Алекперова выдержали проверку временем и являются ценным вкладом в историческую науку, и в первую очередь в археологию Азербайджана.
По материалам журнала IRS Наследие