Тайны Баку: “Жемчужина” стиля


О.БУЛАНОВА

Так уж сложилось, что знаменитое кафе «Жемчужина» на Приморском бульваре у большинства бакинцев ассоциируется со старым добрым Баку. Правда, почему оно «Жемчужина», если гораздо больше напоминает ракушку, это тоже мало кто знает.

Впрочем, об этом кафе – при всенародной к нему любви – вообще мало кто что знает. Не могут даже придти к общему знаменателю, споря о годе постройки: одни источники утверждают – первая половина 60-х, другие – вторая половина. Небольшой процент бакинцев уверял, что помнят это кафе в 50-е. Однако в 50-е его еще не было.

Точно так же неверно утверждение, что «Жемчужину» следует датировать второй половиной 60-х. На нескольких фотографиях из частного архива есть надписи: август, сентябрь и декабрь 1961 года. На этих фото кафе «Жемчужина» находится в процссе завершения строительства.

Так что годом сдачи «Жемчужины» в эксплуатацию можно смело назвать начало 1962-го. Либо – если допустить, что объект нужно было срочно сдать к какому-то сроку (к Новому году, к Октябрьской годовщине и т.п.) – то им может стать даже конец 1961-го. Долгострой Алиш Лемберанский, тогдашний мэр Баку, просто не допустил бы. В любом случае это были 60-е, время «Золотого века» Приморского бульвара.

А вот почему и как такое кафе вообще появилось в Баку, источники во мнениях сходятся: спасибо тому же Алишу Лемберанскому. Он отдавал своему делу все силы и энергию, но делал это с умом: не засаживал с активностью, достойной лучшего применения, город непонятными сортами деревьев и кустарников, которые то ли примутся, то ли нет, не устанавливал лавочек совершенно футуристических конфигураций, ни мало не задумываясь о том, а как же на них все-таки сидеть? И многих других вещей тоже не делал, например, не вырубал живые деревья, и не «высаживал» вместо них пластиковых уродцев, унизанных лампочками, как новогодняя елка.

Также он не вырубал деревья, если они загораживают памятники архитектуры. Он их только сажал, в том числе и вокруг кафе «Жемчужина», когда оно было построено.

Согласно городским легендам (которые в данном случае имеют под собой вполне реальное основание), Алиш Лемберанский, побывав в какой-то скандинавской стране (а он везде ходил с фотоаппаратом), привез оттуда то ли эскиз, то ли какую-то фотографию, на которой было изображено нечто, что послужило прообразом «Жемчужины». Он всегда что-нибудь привозил из своих командировок и старался применить у себя, украсив таким образом свой город. Что же он привез? Эскиз? Вряд ли. Тогда бы автором «Жемчужины» не назвали архитектора Вадима Шульгина.

Скорее всего, это была фотография ресторана «Manantiales». Его в пригороде Мехико построил в 1958 году испанский архитектор Феликс Кандела.

Надо сказать, что вообще-то бульвар архитекторы трогать боялись: понимали, что если здесь что-то и строить, то только очень бульвару созвучное – легкое, светлое, динамичное и экологичное. Что-то, что было бы создано с помощью архитектуры природных форм, так называемой органической архитектуры.

В ту пору вообще было увлечение подобной архитектурой и, надо сказать, очень успешное. Это была эпоха хрущевской оттепели, страна словно оттаивала не только в политическом плане, но и на внешнем слое – в области архитектуры: освобождалась от тяжелого сталинского ампира, который называли втихаря «сталинским вампиром».

Оттепель породила такое архитектурное течение, как павильонный модернизм. Это были небольшие, сопоставимые с масштабом человека, открытые, часто совсем прозрачные – сплошь из стекла – сооружения природных форм: кафе, выставочные павильоны, различные киоски и т.п. Кафе «Жемчужина» стало подлинной жемчужиной этого стиля.

Бульвар к тому времени был по инициативе Лемберанского основательно обновлен, расширен и продлен до 2,7 км, засажен красивыми деревьями и кустарниками, которые были предназначены именно для местного климата. На нем начали появляться такие светлые и радостные объекты, как кафе «Садко» и «Сахиль», небольшой парк «Малая Венеция» (1960), чуть позже Морской вокзал (1971)…

jemchujina-restoran-baku

Как уже упоминалось, Вадим Шульгин, в будущем соавтор такого грандиозного сооружения, как дворец им. Ленина (1976 г.; позднее им. Гейдара Алиева) и других бакинских зданий, например, гостиницы «Турист», стал автором проекта «Жемчужины».

Шульгин был выдающимся архитектором. Он был смелым человеком, можно сказать, новатором. Шульгин подошел к задаче творчески. Он не просто переработал идею, что принес ему Лемберанский, он привнес в нее изящество, стильность и лаконичность. Плюс отсутствие стеклянных окон.

«Жемчужина» получилась легкой и прозрачной. Все невероятно пропорционально, все линии выверены – то ли гениально просчитаны, то ли просто нарисованы легким взмахом руки, которой двигали чутье и душа. А если учесть, что толщина перекрытий всего 6-8 см, и чтобы возвести их, требовалась сплошная деревянная опалубка, куда заливался торкретбетон, то понимаешь, насколько ювелирная работа была проделана. «Жемчужина» стала настоящим символом бульвара.

Хотя отсутствием популярности это место никогда не страдало, особенно сразу после своего открытия. Там имелось напечатанное меню – невиданное дело. Там можно было выпить кофе-гляссе, поесть мороженое, к обеду подавали осетров, выловленных прямо тут же – «Жемчужина»-то стояла практически на воде, ее основание омывал Каспий.

Это место считалось «центровым». По вечерам вокруг гуляли люди, играла музыка из индийских фильмов, а с моря дул свежий ветерок.

В 70-х море начало стремительно отступать и «Жемчужина» оказалась на суше. Экзотика исчезла, персонал и руководство сменились, все стало очень по-советски, и кафе стало потихонечку терять популярность. Хотя его все равно любили.

В 2008 году «Жемчужина» была отреставрирована – на волне полномасштабной реставрации, охватившей и город, и Приморский бульвар.

Смотрите также: “Жемчужина” советского Баку (41 ФОТО)

Из серии “Тайны Баку”

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.