Из истории эмиграции азербайджанцев в Индию в XVI-XVII вв.

Е.Мамедова

Проблема эмиграции в средние века долгое время оставалась одной из малоисследованных проблем в историографии. В многочисленных средневековых источниках сведения об эмигрантах встречаются крайне редко. Но при внимательном изучении этих источников, определенную информацию об эмигрантах найти все же можно.

Когда изучаются взаимоотношения двух стран, обычно затрагивается также деятельность представителей этих народов, живущих в этих странах. При изучении взаимоотношений Азербайджана с Индией в средние века, исследователи довольствовались только упоминанием азербайджанцев в Индии. Причины эмиграции азербайджанцев, а также представителей других народов не затрагивались.

Причины эмиграции азербайджанцев в эту страну многочисленны и разнообразны, но в источниках можно найти лишь малую часть информации об азербайджанских эмигрантах, которые оставляли после себя какие-то следы. Кроме того, в XVI-XVII вв. эмигрантскому вопросу должного внимания не уделялось, не велась перепись приехавших и уехавших.

Но на основе полученных сведений, можно предположить что, число эмигрировавших в Индию было довольно большим. При этом, изучение скудных сведений из привлеченных к исследованию источников позволяет выяснить причины эмиграции в Индию, а также получить общее представление о количестве эмигрировавших в разное время.

Основываясь, на разных источниках, можно предположить что, главной причиной эмиграции из Азербайджана в Индию было получение материальных благ. Так как, в средние века Индия в представлении выходцев и с Запада, и с Востока, прежде всего, была «богатой Индией», все эмигрировавшие в эту страну надеялись здесь разбогатеть здесь.

Например, в письме правителя государства Сефевидов Шаха Тахмасиба (сын шаха Исмаила, 1514-1576 гг.) правителю Биджапура Али Адильшаху, выражена надежда, отправляющего в Индию сефевидского подданного по имени Мустафа хана, «что как только он удостоится чести целовать его порог, он будет возвеличен беспредельными милостями и почестями так, что это станет предметом зависти всех людей».

Таким образом, жажда разбогатеть была важной причиной привлечения деятелей науки и культуры в Индию в указанный период. За свои труды здесь они получали значительное вознаграждение.

Кроме этого, правители государств, существовавших в XVI-XVII вв. на территории Индии, приглашали деятелей науки и культуры из стран, с которыми были связаны глубокими корнями, к своим дворцам и создавали для них надлежащие условия. Примером тому может служить грамота императора Могольской империи Акбар шаха с целью приглашения из Шираза к своему дворцу ученого по имени Челеби бек.

Вообще, покровительство науки и культуры в Могольской империи имело глубокие корни: «Еще Бабур, который писал стихи на джагатайском и персидском языках, покровительствовал персидским поэтам, приглашенным к его дворцу. Служили в дворце Хумаюна также множество лиц, приехавших из Сефевидского государства: художники, которые основали могольскую школу миниатюры, поэты, ученые и грамотные люди. Акбар [Акбар Великий, падишах Империи Великих Моголов] продолжил практику приглашения талантливых ученых лиц из Ирана и других государств в Могольский двор».

В этом деле братья Фейзи и Абул-фазл помогали падишаху Акбару. Отправленный дипломатическим назначением Фейзи, на основе информации о зарубежных ученых, полученной от встречавшихся здесь путешественников и купцов, отправлял отчет падишаху Акбару.

Выдающиеся деятели науки и культуры во дворцах индийских государей окружались с заботой. Примером этому можно указать, письмо падишаха Акбара к выше указанному Челеби беку: «И наше высочайшее внимание постоянно направлено на оказание заботы об улучшении условий жизни людей, которые являются источником мудрости и знаний. И всегда красноречивые ученые всех народов обращаются к нашему двору, где они окружаются нашей милостью и заботой…».

Таким образом, на примере падишаха Акбара мы видим то что, индийские правители оказывали покровительство науке и культуре. Другие индийские правители также привлекали ученых, поэтов, художники и других деятелей культуры, искусств в свои дворцы, и оказывали им свое покровительство.

Например, в «Истории Фириште» (Tarikh-i Firishta, 1832 г.), рассказывая об основателе государства Адильшахов Юсифе Адильшахе, автор сообщает то, что тот приглашал из Ирана, Туркестана и Рума (Османская империя) в большом количестве ученых, а также некоторых знаменитых художников в свой дворец, а также упоминается что «они жили в тени его щедрости счастливо».

Можно прийти к выводу, что индийские правители были заинтересованы в постоянном эмигрантском течении в страну и попытались привлекать из соседних стран грамотных, умелых людей в свои дворцы, и никаких средств для этого не жалели. Одна из возможных причин — пришлое происхождение основателей государств на территории Индии.

В конце XV- начале XVI в. в связи ослабеванием Бахманидского государства, которое находилось на юге Индии и созданием на его развалинах новых государств, для честолюбивых появлялись новые надежды. Если учитывать то что, основатели четырех из Деканских княжеств: Адильшахов, Кютубшахов, Беридшахов и Имадшахов были иностранцами, эмигрировавшими в Индию в разное время и начавшими свои карьеру при Бахманидских султанах в самом низшем звании, а в конечном итоге ставшими правителями больших провинций, можно понять побуждения честолюбивых людей, стремящихся попасть в Индию.

Поэтому в XVI-XVII вв. со всех стран Ближнего и Среднего Востока, включая Азербайджан, множество молодых людей эмигрировали в Индию, и можно предположить что большинство из них имели очень большие амбиции.

Примером этому можно указать основателей государств Адильшахов и Кутубшахов Юсифа Адильшаха и Солтан-кули Бахарлу. Оба эмигрировали в Индию в юности и поступили на службу к Бахманидским султанам. Оба благодаря своей изворотливости и способности добились важного положения в этом государстве и назначались наместниками больших провинций. А когда Бахманидское государство ослабело, они объявили себя правителями провинций, которыми управляли и основали государства, которые просуществовали около двух столетий.

Исследовавший культурные связи Азербайджана с Индией А.Сеидзаде считает что, одним из основных мотивов для поездки азербайджанских деятелей науки и культуры в Индию, являлся мотив найти политическое и религиозное убежище в этой стране. Он считает, что после прихода власти Сефевидов и объявления шиизма государственной религией, появились приверженцы суннитов, которые начали покидать страну.

Некоторая часть, эмигрировавших в XVI-XVII столетиях покидали свою родину по политическим убеждениям, а также из-за разногласия с шахским двором. К таким эмигрантам можно отнести сефевидских принцев Рустама Мирзу и его брата Мюзаффара Хусейн Мирзу.

Стоит отметить и Саиба Тебризи (1601-1677), одного из выдающихся представителей азербайджанской поэзии XVII в. Тебризи, родившийся в государстве Сефевидов, много путешествовал по арабским странам и Малой Азии, но в дальнейшем вынужен был эмигрировать по политическим соображениям. Он бывал и в Индии, где присутствовал на поэтических меджлисах, участвовал в философских дебатах поэтов и сблизился со многими представителями индийского стиля.

Кроме всех указанных причин была и другая причина, влекшая деятелей науки и культуры в Индию. Это было связано с тем, что Индия была центром одной из древнейших цивилизаций. Интерес к своеобразной индийской культуре, имевшей древнюю историю, к литературно-поэтической жизни привлекал деятелей науки и культуры в эту страну.

А.Сеидзаде писал: «Так ездили многие из азербайджанцев, принадлежавших к различным дервишским орденам, из них главным образом, те, которые примыкали к орденам типа «Каландеров», у которых странствование является одним из основных требований тарикатской учебы».

После того, как могольский император Хумаюн нашел убежище и получил военную помощь в Сефевидском государстве в сороковые годы XVI в., связи между двумя странами расширились и увеличился поток эмигрантов из Азербайджана в Индию.

По приглашению Хумаюна, в Индию ездили многие деятели науки и культуры. Именно так сефевидское влияние проникало в Индию. Распространяли сефевидское влияние сопровождавшие Хумаюна в Сефевидском государстве и приехавшие вместе с ним оттуда представители знати.

Великий государственный деятель Индии Дж.Неру об этом писал так: «Они привели с собой серьезно регламентированную дворцовую церемонию, которой славился Иран, и влиял на стиль жизни знати».

Таким образом, в XVI-XVII вв. по разным причинам существовала эмиграция из Азербайджана в Индию, и азербайджанские эмигранты активно участвовали в социально-политической жизни, существовавших здесь государств.

Кроме этого, эмигрировавшие в Индию азербайджанские деятели науки и культуры оказывали сильное влияние на формирование здесь могольской культуры в XVI в. А все это оказывало очень сильное влияние на развитие социально-политических связей между Индией и Азербайджаном в указанный период.

По материалам журнала «Наука и Современность»