Будуги: Исторические факты о жизни в Азербайджане

В.Пириев, А.Мустафаев

Азербайджан – страна с весьма пестрым этническим составом населения. Здесь издревле проживали представители более 100 народов, национальностей и этнических групп, причем численность некоторых из них не достигала и 10 тысяч.

Среди автохтонов Азербайджана обращали на себя внимание малочисленные хыналыгцы, будуги, грызы, известные как шахдагская группа народностей, относящаяся к дагестанской языковой группе кавказской семьи.

Интересные факты из истории проживания будугов в Азербайджане:

***** Будуги жили главным образом в селе Будуг, расположенном в 64 км к юго-западу от Губы на склоне Бокового хребта Большого Кавказа, в 2 км от р. Гарачай, и являющемся одним из древнейших поселений Азербайджана.

***** Будуги говорили на будугском языке, не имеющем диалектов.

***** Этноним «будуг» был присвоен будугам их соседями, сами же они называют себя «будад», что означает «будцы», «относящиеся к племени буд». Об этнической принадлежности будугов существуют различные мнения, в том числе об отсутствии близкого родства с лезгинами, об их перекочевке из Шеки- Загатальской зоны, или из албанской области Бед, близкой связи с упоминавшимися Геродотом будиями, а также с племенем будат, о котором сообщал Фазлуллах Рашид ад-дин.

***** Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович, И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию.

***** Село Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею.

***** В 1607 г. шах Аббас I возложил управление Будугом на Мелика Ади, представители рода которого управляли селом вплоть до середины XIX века. В административно-территориальном отношении Будуг вначале был уездным центром, затем центром участка, магала, «общества» Губинской области. В состав этих территориальных единиц в разное время входило от 6 до 34 сел с различным этническим составом жителей.

***** Будугские беки были одним из трех бекских родов, официально получивших право на бекство в Губинском ханстве.

***** Сведений о политических событиях, связанных с будугами, немного. Среди них борьба будугских “беглецов” против шаха Надира, бегство в Будуг в 1796 году губинского хана Шейхали и его переезд в Мискиндже.

***** В течение XIX в. численность населения Будуга колебалась от 2300 до 3500 человек. По официальным статистическим данным 1839 года, в с. Будуг имелись 286 хозяйств с 1095 душа- ми мужского населения, в 1863 г. – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 г. – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоих полов.

***** Есть данные, что в XIX веке Будуг служил важным центром таких ремесел, как изготовление карманных компасов, клинков и ножен для кинжалов, прикладов для ружей, здесь существовали конезавод и мастерская по изготовлению орудий труда.

***** Во второй половине XIX века Будуг упоминается как казённая деревня, либо как селение на казённой земле. Дело в том, что на государственных крестьян Закавказья и Сибири не были распространены законы 1866 и 1886 годов, потому они по прежнему оставались держателями казённой земли.

***** В статистических данных, в переписях XIX века содержатся конкретные данные о будугах, но позже в силу процессов ассимиляции сведения о них уже не собирались. В переписи населения 1970 года отсутствуют упоминания о будугах.

***** Тяготы и лишения времен Великой отечественной войны вызвали массовое переселение будугов на равнинную зону, что сильно повлияло на род их занятий. В самом Будуге после войны из почти 500 хозяйств насчитывалось не более 50.

***** В советское время в с. Будуг имелся колхоз Низами.

По данным начала 1990-х годов, в трех селах, подчинявшихся Будугскому сель-совету, — Будуг, Ялавандж и Дагусту жило 780 будугов.

***** Согласно проведенным в 1991 году подсчетам, помимо территории Будугского сельсовета, будуги жили в селах Багбанлы, Агьязы-Будуг, Гаджилибей, Владимировка, Зердаби, Барлы, Нариманабад, Петропавловка, Сухтекеле, Тимирязев, Далыгая и др. Помимо этого, будуги жили также и в Баку, Сумгайыте, Губе, Хачмазе.

***** В силу отдаленности и относительной труднодоступности села Будуг процессы ассимиляции здесь протекали менее интенсивно, нежели среди населения отселков будугов на равнинных территориях. В советское время для будугов, как и других шахдагских народностей, были открыты школы на азербайджанском языке, который стал выполнять для них функции литературного языка.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПИЩА

Традиционно у будугов было развито сельское хозяйство. Помимо скотоводства, земледелия, ткачества, будуги занимались также зерноводством, птицеводством и кустарными промыслами.

Испокон веков ведущей отраслью хозяйства в селе Будуг в силу естественно-климатических условий этого района было животноводство, в первую очередь овцеводство. Полеводство и садоводство было развито у будугов, переселившихся в прибрежные районы. Недостаток пахотных земель приводил к тому, что земледелие не обеспечивало минимума, необходимого для пропитания сельчан. Будуги выменивали хлеб на продукты животноводства у земледельческого населения Мюшкурских и Шабранских равнин.

Основным богатством будугов служил скот, особенно овцы. Овцеводство давало шерсть и овчину для изготовления одежды, обуви, постельных принадлежностей, войлока, «оркян» (широкая тесьма для связывания кибиточных чубуков), «сиджим» (веревки), «мафраш», «хурджун», «чувал» (емкости из ковровых материй для хранения или перевозки вещей), ковров, паласов и других предметов домашнего обихода, а также мясо, молоко, масло, сыр, жир для освещения и т.д.

Во второй половине ХIХ века в среде овцеводов-будугцев выделилась зажиточная верхушка, сосредоточившая в своих руках основное поголовье овец и имевшая обширные участки летних и зимних пастбищ; в зависимости от этой прослойки оказались мелкие овцеводческие хозяйства. Так, по данным переписи 1821 г., житель с. Будуг Мамед бек имел 3500 поголовья овец и значительное количество крупного рогатого скота.

Отсутствие зимних пастбищ привело к тому, что у народов шахдагской группы, в том числе и будугов издавна выработалась отгонная система животноводства, при которой отары осенью перегонялись на зимние пастбища прибрежных равнин Азербайджана, главным образом Мюшкур и Шабран.

Большинство крестьянских хозяйств не имело возможности нести расходы, связанные с этим перекочевками. Поэтому нередко несколько хозяйств объединялись в артели, называемые «гошма», и все расходы, связанные с перегоном и уходом за скотом, распределяли между собой пропорционально поголовью скота. Многие бедняцкие хозяйства вынуждены были на кабальных условиях перегонять свой скот в «гошме» опытных пастухов, именовавшихся «сэркер». Мелкие владельцы скота часто становились пастухами у крупных и нередко попадали в зависимость от них.

ЖИЗНЬ В СЕЛЕ БУДУГ

Село Будуг, подобно другим горные селениям, состояло из нескольких кварталов – «мяхле». Каждый квартал представлял собой группу родственных семей, происходивших от одного «тохум», т.е. рода. Каждый тохум компактно расселялся в пределах своего квартала. Дома родственных семей в пределах квартала располагались иногда настолько близко, что с крыши одного дома можно было перейти на крышу другого. Кварталы назывались в честь основателей тохума. Поэтому термины «мяхеле» и «тохум» часто обозначали территориально-родовые группы. В отличие от самого Будуга, в новообразованных его отселках-аулах, называемых «оба», принцип родственного расселения семей часто нарушался.

Облик будугского жилища зависел от климатических условий и наличия строительных материалов. Для самого села Будуг был характерен двухэтажный дом с хлевом для скота внизу и жилыми помещениями на верхнем этаже. Такие дома часто имели крытый внутренний двор, составлявший нижний этаж.

Кроме фундаментальных постоянных жилищ с каменной или сырцовой кирпичной кладкой имелись также сезонные плетеные жилища на летних пастбищах и землянки («газма») на зимовках, с отверстием-дымоходом, с земляным полом и потолком.

С началом распространения городской культуры во второй половины ХIХ века стали меняться планировка и внешний облик домов. Вместо традиционных отверстий для света стали устраивать большие застекленные окна, галереи и балконы. У зажиточных хозяев застилались дощатые полы и потолки, в комнатах расставлялись различная мебель, зеркала, умывальники. Дома зажиточных отличались от домов бедняков большим числом жилых комнат, украшенных резьбой, а также особо красочным оформлением кунацких.

У людей состоятельных жилые комнаты убирались коврами и сумахами. В нишах лежали свернутые постельные принадлежности. На полу, на коврах разбрасывались подушки, для гостей на стенах развешивалось холодное и огнестрельное оружие, на полках – «рэф» стояла привозная фабричная посуда.

Семьи бедняков почти все время жили в хозяйственной комнате, особенно в зимние месяцы. Здесь стряпали, питались и спали. В углу комнаты находился очаг. В стенах были ниши различных размеров, где хранились посуда и хозяйственная утварь. В этой же комнате держали сундуки и ящики с продовольствием.

ОДЕЖДА

Традиционная одежда будугов была очень схожа с одеждой других горских народов Азербайджана. Материалом для пошива одежды до революции служили грубые самотканые сукна – «шаль», а также привозные льняные, хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Зажиточные люди приобретали дорогие привозные сукна («махуд»), бархат, шелк и пр. Бедняки наряду с самодельными сукнами использовали для одежды покупные ситец и бязь. Помимо местных и привозных тканей, будуги пользовались овчиной и кожей. Из овчины шили шубы («кавал»), куртки («кюрк»), папахи; из шерсти выделывали бурки («япынджы»), ткали шали, вязали узорчатые носки («джорабы»), вязаная узорчатая обувь («кемечар»). Из шкур крупного рогатого скота шили чарыки («чалам»).

Традиционная мужская одежда будугов состояла из нательной и верхней рубахи, штанов («шалвар»), бешмета, чухи, бурки, папахи, шубы («кавал») с обыкновенными и ложными декоратив- ными рукавами. Обувались главным образом в чарыки. Представляет интерес и шерстяная узорчатая обувь, называемая «кемечар» или «шатал». Состоятельные мужчины особое внимание уделяли чухе с газырями и папахе. Чуху шили по возможности из покупного сукна («махуд»), а папаху — из лучших мерлушек. На чуху и бешмет надевали пояс. На поясе спереди обязательно подвешивали кинжал.

Женская традиционная одежда по покрою и типологии не отличалась от горских народов Кавказа, особенно губинской зоны Азербайджана. Она состояла из нательной рубахи («перем»), штанов, платья («булаша»), верхней одежды – архалыг («валчаг»). Обувью будугских женщин служили кожаные поршни («шалмар»), вязаная обувь («кемачар»), шерстяные носки с узорами, а также чувяки, башмаки и сапожки. Поверх архалука зимой женщины носили шубы.

Зажиточные семьи изготовляли женские шубы из дорогих выделанных шкурок. Верхняя одежда женщин имела серебряные украшения и монеты. На шее носили бусы, на кистях рук – браслеты, на пальцах – серебряные кольца, а у богатых – золотые. Женские серебряные пояса пользовались большим спросом. Праздничные наряды как у мужчин, так и женщин отличалась от повседневной одежды качеством материи и обилием украшений.

По материалам журнала IRS Наследие. Фото: Союз молодежи дагестанских народов, Sputniknews