Н.Бадалбейли
Распад Советского Союза и появление на евразийском пространстве новых суверенных государств породили принципиально новую ситуацию.
В начале 90-х годов Азербайджанскому государству, история которого изобилует тяжелейшими периодами, в первую очередь надо было «затвердеть» в ситуации реальных опасностей. Пройдя большой исторический путь развития, Азербайджанское государство получило «уникальную возможность сосредоточить силы на развитии внутреннего потенциала азербайджанского народа».
Очевидные успехи Азербайджана, отмечаемые мировым сообществом в конце 90-х годов, — прямое следствие реализации стратегии Гейдара Алиева, результат его видения и своевременного предупреждения возможных опасностей, которые могли нести идеи модернизации и глобализации.
Исследование азербайджано-американских отношений является одной из интереснейших проблем современной геополитики. Азербайджан провозгласив государственный суверенитет и став полноправным членом ООН, стал строить самостоятельную внешнюю политику, предусматривающую интеграцию в мировую экономику.
Азербайджанская Республика в 90-е годы ХХ века была открыта и для Америки и азербайджано-американские взаимоотношения предопределялись двумя факторами:
1) новым правовым статусом Азербайджанского государства, вышедшего из системы федеративных отношений в рамках СССР, и
2) новой ролью США как единственной супердержавы мира.
США в числе первых государств официально признав независимость Азербайджана, проявляли пристальный интерес к Азербайджану, прежде всего, из-за стратегического значения.
В 1991-1992 годах дипломатические отношения с США переживали не лучшее времена. В этот период институты внешней политики Америки активно включились в изучение стратегических, политических и экономических состояний новых государств на постсоветском пространстве. К сожалению, это изучение не выразилось в концепции равноправного партнерства между Азербайджанской Республикой и США и эти взаимоотношения складывались непросто.
Усилиями армянского лобби у американцев сложилось некоторое предубеждение к Азербайджану, может быть, поэтому установление дипломатических отношений между двумя странами по времени практически совпало с принятием в отношении Азербайджана «907-ой поправки» к «Акту о поддержке свободы», которая была принята Конгрессом США 24 октября 1992 года, известная как «поправка Керри» и предусматривающая запрет на оказание гуманитарной помощи на правительственном уровне. Хотя в 1992 году между США и Азербайджанской Республикой были установлены дипломатические отношения, но до середины 1993 года в области развития азербайджано-американских связей не было предпринято серьезных шагов.
С приходом к власти Гейдара Алиева, внешняя политика Азербайджанской Республики в новом геополитическом измерении 90-х годов охарактеризовалась очевидными достижениями. Их масштаб примечателен тем обстоятельством, что приходится на долю страны, пережившей катаклизмы, ранее невиданные в отечественной истории ХХ столетия.
Внешнеполитический курс Гейдара Алиева ориетировался на создание с Западом и в первую очередь с Америкой отношений деловых и, вместе с тем, гарантированно стабильных. Сутью этих отношений была идея защиты и сохранения суверенитета Азербайджанской Республики в соответствии с международными правовыми нормами и принципами.
В улучшении азербайджано-американских отношений большое значение имели встречи Гейдара Алиева с американскими политиками, в частности с вице-президентом США А.Гором в Каире и с президентом Б.Клинтоном во время работы 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, а также на саммитах ОБСЕ в Будапеште и Лиссабоне.
Начиная с 1994 года в азербайджано-американских отношениях стали проступать контуры большей многозначности, обогатилось содержание этих отношений, они стали более тесными, чему в немалой степени способствовали участившиеся контакты на самых различных уровнях, словом усилился взаимный интерес, обозначились точки их дальнейшего роста и в первую очередь, благодаря подписанному — в сентябре 1994 года в Баку «Контракту века» соглашению сроком на 30 лет с рядом крупнейших транснациональных компаний по совместной эксплуатации нефтяных залежей в азербайджанском секторе Каспия.
В одном из своих выступлений Президент Гейдар Алиев раскрыл особенность «Контракта века». Он был подписан «именно благодаря доверию, оказанному независимому Азербайджанскому государству крупнейшими государствами, великими странами… Основу всего этого составляют… процессы демократического строительства. Основу всего этого составляет принцип открытости Азербайджана».
Подписание «Контракта века» с ведущими нефтяными компаниями мира заложил основу процесса превращения Азербайджана в выгодного экономического партнера для влиятельных государств Запада, в первую очередь для США. 27 сентября 1994 года состоялась встреча Гейдар Алиева с Б.Клинтоном в Нью-Йоркской резиденции президента США. Клинтон выразил сожаление, что не мог лично участвовать в церемонии подписания «Контракта века» 20 сентября в Баку и высказал надежду, что подписанный восемью нефтяными компаниями шести стран нефтяной контракт принесет этим странам большую пользу, и, конечно, он станет выгодным для независимой Азербайджанской Республики.
Рубежным явлением в представлении западных держав стало достижение Президентом Гейдаром Алиевым ситуации стабильности в стране — это обстоятельство позволяло им проектировать широкое сотрудничество с Азербайджаном.
В целом, начиная с 1994 года, вопросы азербайджано-американских отношений стали предметом детальных обсуждений в официальных кругах США: в администрации, в министерствах, в палатах Конгресса, федеральных агентствах и других государственных структурах.
В мае 1995 года сенаторы Хелмс и Лугар представили законопроект, названный «проект Хелмса», который частично видоизменял «поправку Керри». В нем говорилось, что ограничения на предоставление помощи Азербайджану со стороны правительства США не будут распространяться на оказание гуманитарной помощи беженцам и переселенцам, а также на развитие демократических институтов для поддержки программы ОБСЕ и развития рыночной экономики.
Иными словами, законопроект предлагал сузить масштаб содействия до благотворительности и преследовал целью финансирование так называемого третьего сектора — общественных структур, декларирующих необходимость рынка и демократии. Законопроект был провален.
Строительство отношений с Америкой, основанных на определенных ожиданиях обеих сторон, с азербайджанской стороны направлялось на конструктивное решение проблемы Нагорного Карабаха, — позиция, отстаиваемая президентом в строгом соответствии с международными правовыми нормами.
К середине 90-х годов ХХ века в американском истеблишменте стало возобладать мнение в пользу особых отношений с Азербайджаном. Геополитические соображения З.Бжезинского и Г.Киссинджера о мировом господстве, по мере беспрецедентного усиления мощи Америки и дальнейшей деградации демократического режима в России, получили признание на уровне внешнеполитической доктрины.
Азербайджан «с его огромными энергетическими ресурсами, — писал З.Бжезинский … имеет ключевое значение», потому что Азербайджан — «это пробка в сосуде, содержащим богатства бассейна Каспийского моря…». «Азербайджан, соединенный с рынками Запада с нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, также становиться крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии».
Началом поворота в политике Конгресса США к Азербайджанской Республике можно считать январь 1996 года, когда Конгресс принял «Поправку Вильсона», которая давала право американскому президенту приостанавливать действие «907-ой поправки» в том случае, если он решит, что помощь, оказываемая неправительственными организациями беженцам и переселенцам в Азербайджане, не адекватна ситуации.
В том же году, М.Олбрайт, чья кандидатура на пост государственного секретаря США рассматривалась в Конгрессе, «отметила особую важность снятия «907-ой поправки» в качестве условия нормального развития отношений между США и Азербайджаном». Существовал определенный расчет на активизацию позиций США в деле возвращения Нагорного Карабаха, за отмену несправедливой «907-ой поправки».
Пик в благоприятных отношениях с Америкой был достигнут в результате официального визита Президента Азербайджана Гейдара Алиева в США (27 июля — 7 августа 1997 года) названный З. Бжезинским «историческим событием».
Визит Гейдара Алиева, интересен в аспекте идей, высказанных им в ходе многочисленных встреч в Америке. Характеризуя данный визит Г.Алиев назвал его новой стадией в азербайджано-американских отношениях, встречи считал весьма значимыми, ибо они открывали новые перспективы.
Итоги визита позволили говорить о том, что стороны достигли полного понимания целей и мотиваций в стратегических вопросах, в частности таких, как место и роль Азербайджана в кавказской и восточной политике Америки, «западная» политика Азербайджанской Республики. Впервые были согласованы документы, закладывающие правовой фундамент под азербайджано-американские отношения. Подразумевалось создание пропагандистского фона для придания связям с мощной державой устойчивого партнерского содержания.
Начиная с 1997 года Азербайджан и США начали подписывать различные соглашения и договорные документы: о двустороннем поощрении и сохранение инвестиций, контракт между Национальным банком Азербайджанской Республики и ЕХІМ Банком США об экономических реформах между правительством Азербайджанской Республики и США, по вопросам связанных с переходом к рыночной экономике, развития энергетики.
В 2000 году между правительствами США и Азербайджанской Республики было подписано соглашение о программе гуманитарной помощи и сотрудничеству, предусматривающее обязательное проведение в жизнь ряда практических мероприятий в интересах Азербайджанской Республики и США. В целом между Азербайджанской Республикой и Соединенными Штатами в период с 1992 по 2000 годы подписаны 15 документов в различных областях.
В рассматриваемый нами период проблема, называемая «907-й поправкой» так и не была снята. 25 января 2002 года президент США Джордж Буш подписал меморандум о приостановлении действия «907-й поправки» «Акта о поддержке свободы», в качестве политической компенсации за помощь в борьбе с терроризмом. Азербайджан со своей стороны предоставила воздушный коридор. США выделили на оказание помощи Азербайджану в 2002 году 54,9 млн. долларов.
В 2002 финансовом году США расширили программы оказания помощи в области безопасности в целях совершенствования систем экспертного контроля и защиты границ Азербайджана, поддержки военной реформы, включая обучение в американских учебных заведениях, и содействия участия Азербайджана в программе «Партнерство во имя мира».
Таким образом, основные направления азербайджано-американских отношений в 1992-2000 годах по степени их равной для сторон актуальности можно сформулировать так:
— Масштабные и разноуровневые контакты в рамках реализации проектов по разработке нефтяных залежей Азербайджана;
— Политический диалог по поводу азербайджано-армянского конфликта с общей задачей достижения мира, стабильности и безопасности в регионе;
— Моральные иски Азербайджана по поводу несправедливости, дискриминации и американской практики заведомо провальных голосований в Конгрессе как конфигурация отношений, сложившихся вокруг темы «907-й поправки»;
— Развитие торговых связей и поиски оптимальных условий для ненефтяного бизнеса;
— Налаживание связей в области обороны;
— Зарождение и расширение гуманитарно-общественных связей, в том числе культурно-просветительских и научно-образовательных;
— Сотрудничество по реализации гуманитарных региональных проектов.
По материалам науч. журнала Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая