Жизнь в Красной армии: боевые дороги генерала Акима Аббасова (1911-1992)

В первую мировую войну в армии Российской империи сражались около тридцати генералов-азербайджанцев: Самедбек Мехмандаров, Али Ага Шихлинский, Ибрагим Векилов, Амир Кязимхан Каджар и многие другие.

Спустя года, по дорогам Великой Отечественной войны прошли миллионы солдат — сыновей и дочерей всех народов, населявших СССР, в том числе и азербайджанского. Навечно в памяти народа сохранились имена героев-азербайджанцев, ставших образцами мужества и отваги в борьбе с фашистами. Среди них был и Аким Аббасов (1911-1992).

Жизненный путь Акима Аббасова многообразен и тернист. Родился он в 1911 г. в селении Мрыхлы (Нахчыван). Отца и мать Аббасов помнил смутно. Ему было девять лет, когда сурового и малоразговорчивого отца не стало, а за два года до этого уже не было матери. Детские годы его прошли в нужде.

В 1922 году, когда Акиму исполнилось одиннадцать лет, Нахичеванский областной комитет комсомола направил его в Закавказскую военно-подготовительную школу, которая находилась в Баку. По ее окончании, Аким Аббасов был назначен командиром взвода Азербайджанской горно-стрелковой дивизии. Здесь он учил других и учился сам.

Накануне Великой Отечественной войны Аким Аббасов сформировался как отважный командир, знающий свое дело. В 1940 году он направляется в распоряжение 76-й стрелковой дивизии, командиром которой был генерал-майор Г.Горюнов.

На второй день после прибытия Аббасова, началось формирование отделений, взводов, рот, батальонов и полков. Через неделю начались занятия по боевой и политической подготовке. Задача командиров и политработников заключалась в том, чтобы в короткий срок из этих красноармейцев создать стойкие, боеспособные подразделения, сколотить их для ведения всех видов боя, научить той тактике, которая могла бы успешно противостоишь тактическим приемам противника в будущей войне.

Работать приходилось по 16—18 часов в сутки. Оперативный отряд, в который входил капитан Аббасов, разрабатывал план дислокации полков, составлял планы боевой и политической подготовки частей дивизии.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Страну Советов. Началась война. Каждый день приносил тревожные вести. Красная Армия в ожесточенных боях несла большие потери в людях и боевой технике. Положение на всем советско-германском фронте было сложным и напряженным.

В первый же день войны 76-я горно-стрелковая дивизия, в которой служил Аббасов, была приведена в боевую готовность номер один. Полки дивизии были развернуты для прикрытия южных границ Советского Союза. Вскоре дивизия была направлена на Юго-Западный фронт.

Боевое крещение Аким Аббасов получил в Донбассе. Перед дивизией поставили задачу — маршем выйти в район Новяги—Мерефа—Коломак, затем в район Искровка — Чутово Полтавской области. Здесь дивизии предстояло контратакой остановить продвижение фашистских частей в районе населенного пункта Атарбекова. Это был выгодный рубеж и его нужно было удержать. И бойцы с честью и достоинством выполнили боевой приказ.

Как-то командир дивизии вызвал Акима Аббасова и поставил перед ним новую боевую задачу. Дело в том, что в районе хутора Красный части потеряли связь с 137-м полком, а также с артиллерийским полком. Они не могли отойти на рубежи обороны, поскольку пошли в окружение. Акиму Аббасову было приказано взять взвод разведэскадрона, установить связь со 137-м правофланговым полком и принять все меры для его отвода на рубеж Мерефа.

Разведчики Аббасова шли по дороге, пользуясь покровом ночи. Но вот впереди раздался окрик: «Хальт! Кто идет?!» Переводчик, сопровождавший разведчиков, ответил по-немецки: «Свои!» Пятеро разведчиков пошли вперед и ловко сняли часового, так же тихо убрали остальных фашистов. Над лесом то и дело взмывали ракеты, Вдруг раздалось несколько пулеметных очередей. Аббасов был ранен. К счастью, раны оказались легкими. В полку ему быстро оказали первую медицинскую помощь.

Уединившись в землянке командира полка подполковника Кошелева, Аббасов с другими офицерами штаба стали разрабатывать план выхода полка из окружения. Это было осенью 1941 года. На рассвете, по еще нерассеявшемуся ночному туману, огневой отряд, а за ним полк двинулись в путь. Но прорвать линию окружения и выйти на дорогу не удалось. Словно ожидая возможности прорыва в этом месте, фашисты стянули сюда много танков. Огневая группа стала прикрывать отход полка через лес. Потери были большие, но все же удалось выйти к Мерефе. Оттуда полк отправился в Чугуево, расположенное северо-восточнее Харькова.

Ведя оборонительные бои, изматывая силы противника, 76-я дивизия заняла, наконец, оборону в районе Волочанска: Белый Колодец, Советская, Пролетарская, Гнилушка. Здесь дивизия находилась в течение двух месяцев.

Однажды, в октябре 1941 года, в Чутово под Полтавой, когда пришлось заменить погибшего командира полка, он потерпел неудачу: отступил со своим полком перед горсточкой немцев, умело обманувших его. Немцы открыли пулеметный огонь по высоте, на которой находились люди Аббасова, имитировали атаку. Когда завязался бой, вдруг послышались автоматные очереди, взрывы гранат в тылу.

Аббасов решил, что его окружили большие силы фашистов, он приказал своим бойцам отойти, оставить важную для обороны высоту. Через несколько часов ее пришлось брать обратно огромными усилиями. Пленный немецкий ефрейтор рассказал, что накануне он по приказанию своего офицера в сопровождении четырех солдат пробрался в лощину восточнее злополучной высоты, там они и подняли страшный шум: бросали ручные гранаты, пускали в воздух одну за другой автоматные очереди.

Аббасов понял, что в основе всего случившегося было ложное убеждение, что драться с технически и численно превосходящим противником немыслимо трудно и опасно. И это привело к тому, что он, фактически будучи сильнее противника, отступил, а противник, используя его неуверенность, создал видимость силы и обманул его.

Сражаясь позже в районе Волочанска Харьковской области и под Белгородом, пробираясь раненым к деревне Белый Колодец, он не чувствовал себя потерянным и слабым. Но положение было не из легких. К тому времени фашистскому командованию удалось обеспечить численное превосходство над советскими войсками в людях, в танках, в орудиях и минометах. На направлениях главных ударов это преимущество противника было еще большим. Перед войсками обороны стояли чрезвычайно ответственные и трудные задачи. Враг приблизился к Москве. Войска, обороняющие столицу, не имели достаточных резервов, запасов вооружения не хватало. В этих условиях предстояло отразить бешеный натиск врага, отстоять Москву, свои позиции, выиграть время до подхода решающих резервов.

Полк капитана Аббасова, усиленный артиллерийским полком и мотоциклетным батальоном, получил боевую задачу — контратаковать противника на рубеже Шолохово — Мясоедово в направлении города Белгорода, уничтожить его в районах населенных пунктов Игуменка, Пионерлагерь, Атарбекова, Дальняя Игуменка и выйти к реке Северный Донец в районе города Белгорода.

Лютой февральской зимой 1942 года снежный покров достигал толщины одного метра. Немцы оказывали ожесточенное сопротивление. К выполнению задания Аббасов готовился скрупулезно, стараясь учесть каждую мелочь, каждую возможность для успешного решения задачи.

Полк Аббасова успешно выполнил поставленную боевую задачу. Многие бойцы были награждены боевыми наградами. А командиру полка капитану Аббасову досрочно было присвоено воинское звание майора.

В сентябре 1942 г. в республиках Закавказья было объявлено военное положение. Вместе с другими народами, населявшими Северный Кавказ и Закавказье, азербайджанский народ встал на защиту Кавказа. В конце марта 1942 года майора Аббасова неожиданно вызвали в штаб фронта, где предложили немедленно отправиться в распоряжение командующего Северо-Кавказским фронтом. Но не прошло и месяца, как его откомандировали в Тбилиси, в распоряжение Закавказского фронта.

Аббасов ушел из 76-й дивизии, в которой принял первый бой с врагом, и был назначен начальником оперативного отдела штаба 402-й Азербайджанской стрелковой дивизии. Впереди были еще три года боев…

Когда в 1945 г. война закончилась, полковнику Аббасову исполнилось тридцать четыре года. Страна встала на мирные рельсы, и Аббасов стал думать, где ему быть, чтобы продолжать приносить стране пользу.

Давнишней его мечтой было поступить в Педагогический институт и стать преподавателем истории. Институт он закончил в 1948 г. В том же году был направлен на Высшие стрелково-тактические курсы «Выстрел» в город Солнечногорск Московской области.

В военном учебном заведении, как ни в каком другом, время расписано по минутам. И каждую минуту полковник Аббасов старался использовать с максимальной отдачей. После окончания курсов «Выстрел» Аким Аббасов был назначен заместителем командира дивизии.

После окончания Военной академии имени М.В.Фрунзе в 1956 г., Акиму Аббасову поручили командовать дивизией, а в 1958 году постановлением Совета Министров СССР ему было присвоено воинское звание «генерал-майор». Командуя сложным армейским коллективом, Аббасов подготовил более 80 перспективных командиров для получения высшего образования в различных военных академиях страны, всегда был в гуще общественных и политических событий республики, трижды избирался депутатом в Верховный Совет Азербайджанской Республики.

В 1967 году он был назначен заместителем министра автотранспорта республики, несколько лет он являлся ответственным секретарем Азербайджанского Комитета защиты мира Республиканского отделения Советского фонда мира.

С 1989 г. до последних дней своей жизни Аббасов возглавлял Бакинский комитет ветеранов войны. Он сильно был потрясен вторжением в Баку 20 января 1990 года частей Советской Армии и тем, что за этим последовало. Как человеку, сражавшемуся в рядах этой армии, для него это было особенно тяжело.

О вероломстве в те дни войск вторжения говорит и такой факт. 24 января 1990 года, т. е. на четвертый день агрессии, по пути на работу, на 22 километре дороги Баку—Сумгаит, в результате наезда бронетранспортера на машину «Жигули» трагически погибли ведущие научные сотрудники АН Азербайджана доктор химических наук, заведующая лабораторией Института хлорорганического синтеза, профессор Светлана Мамедова, доктор химических наук Ибрагим Ибрагимов… Аким Аббасов был большим оптимистом и он верил, что пройдет время и история скажет свое справедливое слово об этой агрессии.

Аким Аббасов скончался 29 февраля 1992 г. на 81 году жизни после тяжелой болезни.

В увековечение памяти генерала Аббасова один из кораблей Каспара был назван его именем — «Генерал Аббасов». Кроме того, в 1994 г. под его именем создан благотворительный фонд, который поставил перед собой цель— развертывание благотворительной деятельности, направленной на усиление патриотического воспитания среди молодежи, оказание посильной помощи в организации мероприятий в области подготовки офицеров высокой квалификации для Вооруженных Сил Республики, а также оказание материальной помощи малообеспеченным и одиноким ветеранам войны.

По материалам книги М.Аббасова