Перуанская певица, Има Сумак (1922-2008, настоящее имя Сойла Аугуста Эмператрис Чаварри дель Кастильо) обладала уникальным голосовым диапазоном в пять октав.
У певицы не было музыкального образования, она не знала нот. Сама Сумак признавалась, что научилась петь подражая голосам птиц. Ее учителем в музыке был муж, композитор и музыкант Мойзес Виванко (1918—1998).
Способность её голоса практически моментально переходить от самых низких к самым высоким тонам и издавать «совершенно нечеловеческие звуки» хорошо заметна в популярной песне «Дева Бога Солнца» («Virgin Of The Sun God» — в Советском Союзе эта песня была известна как «Гимн Солнцу»), в песне «Хиваро» («Jivaro»). Эти песни воспринимались как реквием по погибшей культуре и цивилизации инков.
В 1946 году правительство Перу официально подтвердило, что по материнской линии она является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков. Отец Имы – испанец. А мать, по семейным преданиям, вела свое происхождение от последнего верховного правителя империи инков Атауальпы, казненного испанцами в 1533 году. Поэтому Има могла считать себя потомком бога Солнца Инти, по древним легендам — прародителя первого Инки.
В 1950-х годах Има Сумак снялась в фильмах «Тайна инков» (1954), «Любовь в жизни Омара Хайяма» (1957) и «Музыка всегда» (1958). Многие продюсеры мечтали заполучить перуанку в кадр, но она отказывалась: музыка была для неё главнее.
В 1961 году она начала мировое турне с гастролей по городам Советского Союза, после прошедшего в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
Конечно, Сумак посетила и столицу советского Азербайджана — Баку. Прилетела певица с мужем.
Перед концертом ее познакомили с городом, а потом любезно пригласили прогуляться по поселку Нефтяные Камни, который был построен на сваях прямо в тверди морского дна.
**********
Лидия Андреевна Сорокина (1926-2003) в то время работала бухгалтером на Нефтяных Камнях, и была в составе делегации, сопровождавшей Иму Сумак в прогулке по поселку.
Как рассказала внучка Л.Сорокиной, Юлия Сивалдаева со слов бабушки, во время прогулки случился казус — в какой-то момент золотой браслет певицы расстегнулся и упал между этими сваями прямо в воду. Срочно вызвали водолазов, чтобы найти браслет, но ничего не вышло. Так он и остался тогда лежать на дне Каспия.
А Има Сумак, наблюдавшая за поисками лишь рассмеялась и сказала, что будет повод вернуться в Азербайджан еще раз.