Основные системы земледелия на территории Азербайджана в XIX веке

Г.Гулиев

С развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве Азербайджана второй половины XIX в. замечается, хотя в ограниченном виде, распространение сельскохозяйственных машин, в том числе усовершенствованных пахотных орудий. Применение такого орудия в земледелии Азербайджана имело большое значение для крестьян.

На основе многовековой практики и эмпирического знания народа, а также в силу специфики хозяйственно-географизических условий и развития земледелия по вертикальной зональности, различные типы пахотных орудий находили свое применение в различных системах земледелия Азербайджана.

При существующих разнообразиях почвенных, топографических, климатических и других естественных условий в различных местностях Азербайджана не могло быть и речи о возможности в прошлом однообразной системы полеводства. Все эти системы, употребляемые в Азербайджане, служили восстановлению производительности почвы и рациональному использованию земли.

ЧАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Чальная система (от азерб. «впадина», «долина», «яма», имеется еще термин чала-чухур — «выбоины», «ухабы», «рытвины») — получила широкое распространение в приречных районах, т. е. поймах рек Куры и Араза. Здесь, в особенности в низменностях Муганской, Ширванской и Карабахской степей во время половодья указанных рек, наносы покрывали приречные поля и обогащали их всеми необходимыми питательными веществами. Касаясь значения наносов р. Араза для хлебопашества, некоторые ученые отмечали, что «…они вполне напоминают наносы р. Нила и производят на Мугани почти тот же эффект, как и разлив Нила в Египте. Только этим и объясняются те баснословные урожаи, которые весьма часто получаются тут на чалах, на дне бывших водохранилищ, ахмазов и старых русел Аракса, ибо почва везде супесчаная или суглинистая».

После спада воды крестьяне особое внимание обращали на толщину слоя ила. Этот слой не должен был быть очень тонким или слишком толстым. Разливами Араза и Куры обусловливалась не только площадь ежегодных посевов, но и получаемый урожай хлебов, находящийся в большой зависимости от количества наносов, их характера и распределения по заливаемым участкам.

Если слой ила был очень тонкий, то при вспашке на поверхность земли выходила менее плодоносная почва. Это было вредно, особенно в местах с солонцеватой (Мугань) и глинистой (Газах) подпочвой. Толстый слой ила также считался вредным для хлебных злаков. Крестьянам было известно, что питательные вещества, необходимые для хлебов, находятся на поверхностных слоях ила. Поэтому крестьяне выбирали те места, которые были покрыты нормальным слоем ила. При таких обстоятельствах, практикуемый на этих участках способ вспашки яремными орудиями находил полное объяснение и основание как наиболее соответствующий местным условиям хлебопашества.

В некоторых случаях обходились и без предварительной обработки таких участков. На чалах и старых руслах Араза после спада воды, спустя 7-8 дней, образовывалось множество трещин. В эти трещины крестьяне разбрасывали семена и для заделки их проходили волокушей (часто по два раза).

Те участки, где земля после спада воды покрывалась сравнительно большими трещинами, представляющими большие трудности для обработки, засевали даже без прикрытия семян, ибо работа здесь с рабочим скотом была связана с несчастными случаями. На таких участках преимущественно сеяли ячмень, идущий на зеленый корм для лошадей. Разбрасывание семян последним способом называлось «сэпмэ» или «атма». Эту систему полеводства следует считать одной из древних форм ведения земледельческого хозяйства в Азербайджане.

ПОДСЕЧНАЯ (ОГНЕВАЯ) СИСТЕМА

Подсечная (огневая) система (носила разные названия — «ахы», «аху», «келет», «гараколавад», «тала» и др.) — требовала огромного физического труда и поэтому пахотные поля были разбиты на небольшие участки разбросанные в лесу. Для удобства обработки и очистки участка, обычно выбирали более или менее ровные места с редкими насаждениями и высокоствольными деревьями.

Расчистка лесного участка производилась силами семьи и средствами крестьянского хозяйства двумя способами: вырубкой или выжиганием деревьев. Для вырубки леса употребляли топор (балта, начаг) и пилу (мишар), секач (дэкрэ) с длинной ручкой, для удобства вырубки корней кустарников. Наиболее распространенным являлся способ выжигания намеченного лесного участка. Сначала выжигали траву и другие мелкие насаждения, после этого у каждого высокоствольного дерева разводили огонь (костер) и он постепенно уничтожал дерево. Обуглившиеся стволы вырубали сразу или оставляли для окончательного высыхания, после чего их срубали. Пни выкорчевывали или в свою очередь выжигали. Обычно дикие фруктовые деревья не уничтожали, их оставляли для дальнейшей прививки.

После всех этих подготовительных работ, приступали к обработке почвы с помощью волов. Поле не удобрялось, так как удобрение заменяла зола, остающаяся от сожженных деревьев и выженных пней при расчистке участка.

Учитывая, что на этих участках почва была богата питательными веществами, здесь первый год или первые два года сеяли растения, требующие сильной почвы — бахчевые (арбуз, дыни и др.) и огородные, а после уже почву засевали пшеницей. В первый год эти участки давали обильные урожаи, на следующий год почва настолько истощалась, что требовала отдыха. Для того, чтобы восстановить производительность подсечных земель их запускали под залежь чем продолжительнее земля отдыхала, тем считалась лучше. Эти земли оставались под залежью от 3 до 6 лет. За это время они успевали зарасти кустарником и молодой порослью так, чтоко времени обработки их приходилось вновь расчищать, только при меньшей затрате труда.

Подсечная система полеводства имела некоторые особенности: пахотные земли по своему размеру были невелики, поэтому их нельзя было разбить на несколько частей, чтобы соблюдать очередность севооборота.

Исследователь Д.Кистенев в 1889 г. писал, касаясь источников благосостояния крестьян Ленкоранского уезда: «Хозяйство этих селений носит все черты и особенности подсечного и условиями этого хозяйства вызывается как возобновление старых участков, так и образование новых, которое и развито здесь в широкой степени. При недостаточности собственных наделов, крестьяне не могут разбить их на такое число частей, чтобы засеянным участкам дать настолько продолжительный отдых, какой необходим для восстановления производительности земли: поэтому они и принуждены расчищать новые места в лесу и тем увеличивать число своих надельных участков«.

Разбросанность и отдаленность друг от друга пахотных участков, также была одной из характерных черт данной системы полеводства.

Подсечная система полеводства являлась в основном занятием крестьян лесистой зоны Азербайджана (Ленкорань, зон Малого и Большого Кавказа), где сравнительно больше чувствовалась нехватка в пахотных землях. Исходя из особенности данной системы, крестьяне часто прибегали к принципу взаимопомощи.

Участки, освобождаемые из-под леса, являлись залежными землями, поэтому подсечную систему следует считать и залежной системой. Но если в первом случае (в подсечной системе) крестьяне выбирали участки для подсечки с определенными породами деревьев( напр., участок из-под дуба, по сравнению с ольхой и буком, труднее очищался; почва лиственных деревьев и кустарников считалась лучше), во втором, т.е. когда хотели обрабатывать безлесные участки под пашни, обращали взимание на качество почвы, характер местности и проч. В зависимости от указанных причин, в некоторых случаях кроме яремных орудий, для обработки участка употребляли и грядильные пахотные орудия с 4-6 парами волов.

Некоторые исследователи считали, что залежная система полеводства, с древних времен была знакома местному населению. В связи с этим привлекает внимание следующее высказывание Страбона о плодородии земли в Кавказской Албании (на территории Азербайджана): «…часто земля однажды засеянная, приносит и два и три урожая, причем в первый раз даже сам-пятьдесят«.

Эти слова Страбона, сказанные об Албании, нашли подтверждение позже и в комментариях к «Землеописанию» Дионисия Периегета (II-III вв.): «… у них во многих местах однажды засеянная земля дает дважды и трижды непосеянный урожай«.

Высказывания этих двух древних авторов подтверждаются и этнографическими материалами. Азербайджанские земледельцы из залежных земель получали высокие урожаи, о которых гласит даже народная поговорка — «Получать урожаи в пятидесятикратном размере». Интересно, что по этому поводу среди земледельцев были широко распространены следующие изречения: «Посеешь на целине — будет полон амбар», «Посев на истощенной почве — напрасный труд».

В частности на землях в Сальяне, Шемахе, Ордубаде, во время жатвы семена попавшие в почву, при благоприятных условиях повторно давали урожай. Если просо, собранное летом, попадало в почву осенью этого же года, то оно вторично давало урожай. Все это говорит о том, что залежная система полеводства и связанные с ней сельскохозяйственные навыки, были известны на территории Азербайджана с глубокой древности.

ПЕРЕЛОЖНАЯ СИСТЕМА

Переложная система (ее называли также выгонной и травяной системой) работала следующим образом: после нескольких лет использования земли ее оставляли под травяную залежь, эксплуатируемую в качестве выгона, прячем участки с лучшими травами предназначались для сенокоса, а другие служили выгонами.

Земля не разбивалась на постоянные угодья, ее делили на несколько участков, ,из которых одни обрабатывались в течение нескольких лет, а другие оставляли под залежью. Но система полеводства была различна даже на небольших пространствах, в одних местах разверстание полей — двухпольное, в других — трехпольное, встречалось также многопольное, но редко. Употребление той или иной системы полеводства обусловливалось топографическим положением распахиваемой местности, качеством почвы или истощением и, главным образом, имеющимся количеством воды для орошения. В малоземельных обществах, при значительной густоте населения, одни и те же участки обрабатывались в течении 5-6 лет.

Признаком истощенности почвы служило обильное произрастание на ней сорных трав. В таких случаях поливные земли обращали под посев джонча (люцерны), а неполивные — под выгон. В полеводстве весьма важную роль играл посев люцерны, что служило хорошим кормом для домашних животных и обогащало почву питательными веществами.

ПАРОВАЯ СИСТЕМА (С СЕВООБОРОТОМ)

Паровая система с севооборотом (называлась по-разному в Зангезуре, Губе, Хачмазе, Шемахе, Гейчае) была первой попыткой создания плодородия почвы искусственным путем. Она является одной из сложных систем полеводства в Азербайджане.

В силу естественных (географических, климатических, почвенных и пр.) причин не было единой системы севооборота. Даже в одной и той же зоне наблюдались разные формы севооборота. Достаточно указать на существование в прошлом севооборота в некоторых основных полеводческих районах Азербайджана.

В некоторых зонах Шемахинского и Гейчайского районов, как отмечал исследователь Н.Абелов в дореволюцинное время, «…в первый год весною упитанная водою земля — арат засевается кунджутом или на ней закладывается бостан; осенью того же года она поступает под озимь, на второй год, осенью же снова поступает под озимь, после чего в течение нескольких лет, до нового разлива Аракса, залеживается, в виде зеленого пара (гарамит) и служит покосом или пастбищем«.

В виноградно-шелководной полосе тех же районов, севооборот имел другой характер. Здесь практиковалось чередование (плодоносная система) разного рода растений, которое было связано с продлением срока использования земли, а также поддержанием производительности почвы. В первые три года земля эксплуатировалась, на четвертый год она использовалась под чалтык, пятый-седьмые годы (три года) оставалась под паром. После этого севооборот повторялся. При неиспользовании земли под чалтык «время отдыха» продолжалось не более 1—2 лет. Из практики земледельцам было известно, что чалтык и на истощенной почве тоже дает хорошие урожаи, поэтому его сеяли в почвах, освобожденных из-под пшеницы.

В горной полосе севооборот в первые три года ничем не отличался от указанных полос. Но здесь на четвертый и пятый годы землю оставляли под пар. На шестой год земля считалась залежной, т.е. уже обновленной, она считалась годной для обработки. Ее обрабатывали весной плугом и производили посев яровых растений, причем использовалась та часть поля, которая не была засеяна яровыми растениями в предыдущий период севооборота.

Такой сложный севооборот наблюдался и в других земледельческих районах Азербайджана.

Обработку почвы производили плугом (весной), а перед посевом хышом (осенью). Основным орудием обработки оставалось передковое пахотное орудие с 4-5 парами волов. Кроме вышеуказанных общераспространенных систем в Азербайджане существовали и другие системы полеводства: террасная, зерновая, улучшенная и др.

По материалам Азербайджанского этнографического сборника